Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 11:33, контрольная работа

Описание

Местное (территориальное) самоуправление это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей админнстративно-территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы.

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

4. Муниципально  – правовые отношения.

Юридические нормы, составляющие муниципальное право  как отрасль права, регулируют различные по характеру    общественные    отношения.    Это организационные,      статусные,      процессуальные, материальные и иные отношения. Это общественные отношения в самых различных сферах: экономики, финансов, бюджета, налогов, экологии, земли и других природных ресурсов, социальной сфере и т.д.

Главными объединительными критериями данного круга общественных отношений являются, во-первых, их локально-территориальный   уровень,   а,   во-вторых, специфический характер их содержания (исключительно вопросы местного значения).

 Муниципальное право,  как отрасль российского права,  призвана регулировать:

- отношения, связанные  с местом местного самоуправления  в конституционном механизме РФ;

- договорные отношения  по взаимным обязательствам’  муниципальных органов и органов государственной власти различного уровня;

- отношения, связанные  с образованием, видами и структурой    муниципальных   органов    и   других организационных    форм    осуществления    местного самоуправления;

- отношения, связанные с установлением, разграничением и реализацией компетенции (полномочий) в области местного самоуправления;

- отношения, касающиеся  особенностей организации и деятельности  муниципальных образований различного уровня;

- отношения в сфере  местных налогов, местного бюджета, муниципальной собственности и т.п.;

- отношения, вытекающие  из статуса муниципальных органов как юридических лиц.

Предметом муниципального права  является также практика деятельности муниципальных органов’.

Из сказанного выше следует, что муниципально-правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, связанные с   организацией   и   функционированием   местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также в других муниципальных образованиях.

 

 

5. Муниципальное  право как наука.

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает   специфические   общественные   отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т.п.

Исходя из содержания предмета муниципального права как отрасли  права, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется характер и спектр основных теоретических проблем и задач современной российской науки муниципального права. Среди этих проблем важнейшими являются следующие: понятие местного (муниципального) самоуправления: соотношение его с государственным управлением; соотношение и содержание федерального, регионального и локального правового регулирования организации и деятельности муниципальных образований; проблемы территориальных основ местного самоуправления; полномочия и предметы ведения муниципальных образований и разграничение их с органами государственной власти; характер и

формы взаимоотношений     муниципальных     органов     с государственными органами; реальные гарантии местного самоуправления,    защиты    его    самостоятельности, надежности,    достаточной    финансово-материальной обеспеченности; и, наконец, это изучение, обобщение практики деятельности местного самоуправления как в России, так и за рубежом.

Если в самом общем  виде сформулировать понятие муниципального права как науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупность знаний,  теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.

В заключение данной лекции можно сделать следующие выводы относительно понятия и предмета муниципального права РФ.

Во-первых,   муниципальное   право   связано   с муниципальным (или местным) самоуправлением и, следовательно, его можно трактовать как право местного самоуправления, местное (локальное) право.

Во-вторых, муниципальное  право - комплексная отрасль права, которая включает как собственные  правовые нормы, регулирующие отношения в сфере местного самоуправления, так и нормы других отраслей права, регулирующих отношений в данной сфере, но на локальном (местном) уровне.

И,  в-третьих,  нормы  муниципального  права регулируют специфический круг общественных отношений, связанных с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях.

 

6. Понятие и виды источников муниципального права РФ

В общей теории права принято  различать понятия источника  права в материальном и в формальном юридическом смыслах.

В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют сущностное содержание права. К ним принято относите прежде всего. материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле в  качестве источника нрава рассматриваются  формы, в которых объективируются правовые нормы, получают  общеобязательность  и общеизвестность. Формами, выполняющими   такую функцию, выступают в РФ соответствующие нормативные правовые акты.

Таким образом, источниками  муниципального права, в юридическом  смысле, являются действующие в настоящее время в РФ правовые акты, содержащие нормы муниципального права.

Виды источников МП

Во-первых, Европейская  Хартия местного самоуправления и другие международно-правовые  акты,   касающиеся  местного (муниципального) самоуправления.

Внутрироссийская система  источников муниципального права включает в себя три иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов.

К первому уровню относятся  нормативно-правовые акты федерального уровня, содержащие нормы муниципального права.

Среди них важнейшее значение принадлежит действующей Конституции РФ. В ней содержится около двадцати статей, касающихся в той или иной степени местного самоуправления.

Однако, особое значение имеют положения статей 12. 130-133. Для муниципального права Конституция РФ является базовым источником права, но не ее главным источником’.

Следующую группу источников муниципального права федерального уровня составляют федеральные законы и федеральные конституционные законы, содержащие нормы муниципального права.

Среди этих законов первостепенное значение имеет Федеральный Закон от 12.08.95 № 154   <Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ>, подписанный Президентом РФ 28 августа 1995 года и вступивший в силу с 1 сентября 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в данный ФЗ. Можно с полным основанием сказать, что ФЗ № 154 является главным источником муниципального права РФ.

По своей форме и  содержанию данный закон носит рамочный   характер.   Этим   законом   федеральный законодатель определил  основы местного самоуправления в РФ. закрепил общие принципы организации и деятельности муниципальных образований в нашей стране.

Наряду с ФЗ № 154 к источникам муниципального права относятся  также другие федеральные законы, содержащие отдельные муниципальные нормы. Среди них:

<Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ>, <О милиции>. <Об основах налоговой системы РФ> <Об охране природной среды>, <О недрах>, <О закрытом административно-территориальном образовании> и другие.

К источникам муниципального права федерального уровня относятся также: 

1 ) Указы Президента  РФ. содержащие нормы ‘ муниципального  права и действующие в настоящее  время (например. <Об основных  направлениях реформы местного  самоуправления в РФ>

2) нормативные постановления  палат Федерального Собрания  РФ по вопросам местного самоуправления (например, постановление ГД РФ <Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных актах субъектов РФ> и др.):

3) постановления Правительства  РФ, содержащие нормы муниципального  права (например, <Об утверждении Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления в РФ>);

4) постановления и другие  акты Конституционного Суда РФ, касающиеся местного самоуправления .

Ко второму уровню источников муниципального права относятся нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы муниципального права. Это: конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ о местном самоуправлении, о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, о муниципальной службе и другие. Главное требование к этой группе нормативно-правовых актов состоит в том, чтобы они не противоречили КОНСТИТУЦИИ РФ (т федеральным законам в части. касающейся общих принципов организации и деятельности местного самоуправления в РФ.

Наконец, к третьему уровню источников муниципального права относятся локальные (местные) нормативные правовые акты, содержащие нормы муниципального права. Речь идет о нормативных установлениях, прямо регулирующих общественные отношения на локальном уровне в сфере местного самоуправления и исходящие, прежде всего, от  самих муниципальных образований (путем местного референдума)

7. Конституционная  модель

Конституционно-правовые основы

Действующие Конституция  РФ и федеральные законы определяют   статус   местного   самоуправления   как относительно самостоятельной системы управления в рамках отдельных муниципальных образований по решению вопросов местного значения, системы, органы которой (то есть органы местного самоуправления) не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

<Местное  самоуправление,  -  пишет академик Топорнин Б.Н., - не составляет, и по своей природе не может составить компоненг 1ис\дарС1венной ортанизацпи. Вс^ преувеличения будет правильной формула, согласно которой государственность заканчивается там, где начинается местное самоуправление. Попытки ставить знак равенства между самоуправлением и государственной властью, частые в недалеком прошлом, не дали сколько-нибудь ощутимого результата прежде всего вследствие концептуальной уязвимости>’. В соответствии с конституционными нормами в РФ не только     признается     местное     (муниципальное) самоуправление, муниципальная собственность, в том числе и на землю, финансовая и бюджетная самостоятельность ОМС,  но и  обеспечивается их защищенность и гарантированность.

Это полностью сообразуется с проводимой в нашей стране политикой в области местного самоуправления, а также    с    международно-правовыми    стандартами, сформулированными в Европейской Хартии местного самоуправления.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 6 марта 1997 года “Порядок во власти - порядок в стране”  подчеркивается, что  “всемерное содействие муниципальному .уровню власти, прежде всего завершение формирования     экономической     базы     местного самоуправления, его правовая защита, является не только конституционной   обязанностью   государства,   но   и важнейшей политической задачей... Отношение к местному самоуправлению как к чему-то второстепенному означает полное непонимание его общегосударственного значения...”

Отмечая конституционные  основы самостоятельности местного самоуправления, вместе с тем необходимо иметь в виду, что органы местного самоуправления и органы государственной власти являются важнейшей формой осуществления народовластия в нашей стране (ст.З Конституций РФ). Отсюда ни о каком абсолютном разделении государственной власти и муниципальной

власти, ОМС и органов  государственной власти, их автономности и полной независимости друг от друга, а тем более их противопоставлении, не может быть и речи. И то, и другое   -   составные   части,   элементы   единого конституционного (но не государственного) механизма.

Еще в более раннем своем  Послании Федеральному Собранию  (1994  г.)  “Об  укреплении  Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)”, Президент РФ, подчеркивая самостоятельность местного самоуправления, его органов, вместе с тем отметил, что “это не означает, что государство может полностью отстраниться от правового регулирования структуры,    функций    и    полномочий    местного самоуправления. Нельзя не учитывать, что это не только сфера самоорганизации жителей, но и специфический уровень власти”.’

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Европейская Хартия местного самоуправления

была открыта  для подписания в октябре 1985 года и вступила в силу в сентябре 1988 года. К началу 1996 года Хартию подписали 25 государств. В связи с принятием в начале 1996 года РФ в качестве полноправного члена Совета Европы, она подписала 27 февраля данную Хартию и обязалась в течение года ее ратифицировать и соблюдать. Подписавшие Хартию страны - члены Совета Европы исходили из того, что построение Европы должно базироваться на принципах демократии и децентрализации власти.  Одним  из важнейших условий для этого является защита и укрепление местного самоуправления, которое может обеспечить эффективное и, одновременно, приближенное к гражданину управление.

Информация о работе Местное самоуправление