Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 11:33, контрольная работа

Описание

Местное (территориальное) самоуправление это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей админнстративно-территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы.

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)

Если говорить об этом вопросе  в обобщенном плане, то действующее  в настоящее время законодательство о референдумах как в РФ, так и в развитых зарубежных странах, а также практика его применения, свидетельствуют о следующем:

- на местный референдум  могут выноситься только те  вопросы, которые относятся к  ведению муниципальных образований,     являются     вопросами     местного (муниципального) значения;

- как правило, из этих  вопросов предметом местного референдума могут быть наиболее значимые, важные для населения данного муниципального образования вопросы, например, принятие Устава муниципального образования, изменение границ, территории муниципального образования и др.;

- и, наконец, не могут  выноситься на местный референдум вопросы местного значения, которые касаются: принятия и изменения местного бюджета; установление, изменение или отмена местных налогов и сборов (за исключением случаев разового сбора средств населением муниципального образования для решения каких-то срочных, чрезвычайных вопросов); избрания, переизбрания депутатов    представительных    органов    местного самоуправления, глав муниципальных образований, их досрочного  отзыва,  прекращения  полномочий  или продления полномочий (не следует путать с выражением населением на местном референдуме недоверия указанным органам и лицам); принятием чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения муниципального   образования   и   другие.   Вопросы, выносимые  на  местный  референдум,  не  должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Решение о проведении местного референдума принимается   представительным   органом   местного самоуправления. В ФЗ № 154 не указывается еще на какой-либо орган или главу муниципального образования, которые имели  бы  право  назначить  проведение  местного референдума. Следовательно, таким правом обладает только представительный орган местного самоуправления. Норма статьи 57 п.2 ФЗ № 154 носит переходный характер и предоставляет право назначения местного референдума главе местной администрации (главе муниципального образования) только в случае, если в данном муниципальном образовании представительный орган не сформирован.

Не менее важным вопросом данного института является вопрос о субъектах инициативы  проведения местного референдума. ФЗ № 154 определяет в качестве таковых лишь двух субъектов: 1) сам представительный орган местного самоуправления, который по собственной инициативе может принять решение о проведении местного референдума; 2) по требованию граждан, проживающих на территории муниципального образования в соответствии с уставом последнего. В этом случае количество граждан, инициатива которых будет иметь законный характер, должно быть закреплено в Уставе муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.

В частности, в указанной  выше ст.57 п.2 ФЗ № 154, инициатива граждан  о проведении местного референдума должна быть поддержана не менее чем пятью процентами от числа избирателей соответствующего муниципального образования.

В местном референдуме  имеют право участвовать все  граждане РФ, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.

Голосование на местном референдуме  осуществляется тайно,  контроль  за  волеизъявлением  граждан  не допускается.

Решение, принятое на местном  референдуме, не нуждается   в   утверждении   какими-либо   органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для реализации решения местного референдума требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт в конкретно установленные сроки.

Принятое на местом референдуме  решение и итоги голосования  подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Решение, принятое на местном  референдуме, носит общеобязательный     характер     на     территории соответствующего муниципального образования для всех органов, организаций, должностных лиц предприятий, учреждений и граждан. Оно не может быть отменено или изменено иначе как путем принятия решения по этому вопросу на новом местном референдуме.

 

24. Муниципальные  выборы.

Наряду с  референдумом высшей непосредственной формой народовластия в нашей  стране являются выборы, в том числе и муниципальные выборы. Муниципальные выборы в РФ - это выборы депутатов    представительных    органов    местного самоуправления, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Правовой основой муниципальных выборов является Конституция РФ (стЗ. 32 и др.) ФЗ № 154 <Об общих принципах организации местного самоуправления в РФУ> (статьи 23, 57 и др.), ФЗ от 26.10.94 № 56 <Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ>, ФЗ от 23.10.96 № 138 <Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления> и утвержденное этим ФЗ <Временное положение    о    проведении    выборов    депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах    РФ,    не    обеспечивших   реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть

избранными в органы местного самоуправления>, другие федеральные  законы, а также соответствующие нормы конституций и уставов субъектов РФ, их законы о выборах в органы местного самоуправления и, наконец, уставы муниципальных  образований  в  части,  касающейся муниципальных выборов на территории соответствующих муниципальных образований.

Выборы   депутатов  представительных   органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются гражданами РФ, проживающими   на   территории   соответствующих муниципальных образований, на <основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие избирателей в муниципальных выборах носит добровольный характер.

Муниципальные    выборы    проводятся    по территориальному принципу при непосредственном участии граждан муниципального образования в организации и проведении  муниципальных  выборов,  а  также  по мажоритарному   пропорциональному или смешанному принципу.

Право избирать депутатов  представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного    самоуправления    принадлежит    каждому гражданину РФ, постоянно проживающему на территории соответствующего     муниципального     образования, достигшему на день выборов 18 лет и обладающему активным избирательным правом.

Что касается пассивного избирательного права, то кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления может быть любой гражданин РФ, обладающий избирательным правом, достигший 18-летнего возраста; минимальный возраст кандидата на должность главы муниципального образования не может превышать 21 года.

Сроки   обязательного   проживания   указанных кандидатов     на     территории     соответствующего муниципального образования не могут превышать одного года. Никаких других ограничений устанавливаться не должно. Но дополнительные гарантии избирательных прав граждан могут устанавливаться законами субъектов РФ.

Детальный порядок проведения муниципальных выборов определяется специальными избирательными законами субъектов РФ (например, Свердловский Областной закон от 26.10.95  <О выборах органов местного самоуправления в Свердловской области>).

Федеральные органы государственной  власти и органы государственной власти субъектов РФ гарантируют проведение муниципальных выборов.

 

25. Собрания (сходы), конференции граждан.

 В муници-пальном  образовании для решения вопросов местного значения (то есть непосредственного осуществления местного самоуправления) могут созываться собрания, сходы или конференции граждан.

Во-первых, необходимо подчеркнуть, что формы непосредственного  осуществления местного самоуправления касаются     всей     территории     соответствующего муниципального образования и всех граждан, проживающих на ней. Отсюда, если в малочисленных населенных пунктах, являющихся муниципальными образованиями, вполне

возможна реализация прямого  волеизъявления граждан через собрание или сход, то в городах и других крупных муниципальных образованиях более приемлемой является такая форма как конференция граждан, то есть определенное представительство граждан от внутригородских образований (районов, других поселений).

Во-вторых, собрания, сходы  и конференции граждан как  непосредственные формы осуществления  населением местного  самоуправления  в  рамках  определенных муниципальных образований, не следует путать с аналогичными по названию формами территориального общественного самоуправления, то есть собраниями, сходами и конференциями граждан по их месту жительства (улица, дом, квартал, микрорайон и т.п.), с помощью которых жители указанных микротерриторий осуществляют свои собственные инициативы, но не местное самоуправление.

В-третьих, в случаях, когда  на территории тех или иных (как  правило, малочисленных) муниципальных  образований не образуется выборный представительный орган   местного   самоуправления,   ею   полномочия осуществляются собранием или сходом граждан данного муниципального образования. В этом случае собрание или сход граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Как ранее уже отмечалось. Устав муниципального образования может быть принят либо представительным органом местного самоуправления, либо населением муниципального   образования   непосредственно.   Это непосредственное   принятие   устава   может   быть осуществлено как на местном  референдуме, так и на собрании   или   сходе   граждан   соответствующего муниципального образования.

Порядок созыва и проведения собрания, схода или конференции  граждан, принятия и изменения их решений, пределы их компетенции устанавливаются Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Fallbackrundl27. Обращения   граждан   в   органы   местного самоуправления (ранее - в местные органы государственной власти) - это довольно распространенная и давно используемая в нашей стране форма участия граждан в управлении общественными и государственными делами, а в данном случае - муниципальными делами. Обращения граждан могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер, а также различного вида: жалобы, письма, петиции и т.п.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

Федеральным законом, законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Таковы      основные      формы      прямого (непосредственного      осуществления      населением муниципального образования местного самоуправления, то есть решения им вопросов местного значения.

 

 

26. Территориальное   общественное   самоуправление (ТОС)

В соответствии с ФЗ № 154 (ст.27) под террито-риальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (территориях

поселений,     не     являющихся     муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы ТОС. Здесь можно сделать несколько выводов: Во-первых, ТОСН не является муниципальным самоуправлением. Его деятельность носит общественный характер, тогда как муниципальное самоуправление - это властная деятельность, имеющая правовую юридическую значимость.

Во-вторых, - это форма  участия    населения отдельных  микротерриторий муниципального образования в осуществлении местного самоуправления. Таким образом,

<участие в осуществлении местного самоуправления> далеко не равнозначно <осуществлению местного самоуправления>.

В-третьих, ТОСН функционирует  под контролем органов местного самоуправления, что прямо закрепляется уставом соответствующего муниципального образования’.

ТОС осуществляется населением как непосредственно (то есть путем созыва собраний, сходов, конференций граждан, проживающих на отдельных микротерриториях муниципального образования), так и через образуемые на

этих  собраниях  органы   ТОС:   советы,   комитеты микрорайонов, жилых комплексов, домов, улиц, кварталов и т.п.

В   соответствии   с   Уставом   муниципального

образования   указанные   органы   могут   являться юридическими лицами.

Порядок организации и  осуществления ТОСН определяется Уставом  муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и нормативными актами органов местного самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправление