Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 11:33, контрольная работа

Описание

Местное (территориальное) самоуправление это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей админнстративно-территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы.

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)

Хартия дополняет общеевропейские  законодательные нормы в том, что касается формулирования прав и обязанностей   местных   сообществ   и   закрепляет необходимость подведения под независимость местных властей конституционной и иных законных основ, а также определяет   принципы   деятельности   и   концепцию формирования местных органов власти, отражающие природу и масштаб их правомочности.

По своей структуре  Европейская Хартия местного самоуправления состоит из преамбулы, трех частей и 18 статей.

В преамбуле сформулированы цели и основопола-гающие идеи, в  соответствии с которыми разработана  настоящая Хартия. Главная идея состоит в том, что органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя, что право граждан участвовать в управлении государственными делами, как один из важнейших демократических принципов, непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне.

В статье 1  зафиксировано  обязательство сторон соблюдать статьи Хартии в том порядке и в объеме, как это преду смотрено статьей 12.

Часть 1 Хартии называется <Конституционные  и законодательные   основы  местного   самоуправления>. которая включает статьи с 3 по II. В этих статьях сформулированы   основополагающие   принципиальные положения, касающиеся местного самоуправления: его понятие, сфера и объем полномочий, финансовая основа, правовая защита и др.

Часть II   включает так  называемые <Особые положения> (статьи 12-14). Среди них важное значение имеют  положения статьи 12, закрепляющей обязательства  сторон соблюдать по меньшей мере двадцать пунктов части 1 Хартии, в  числе которых по меньшей мере десять должны быть выбраны из следующих статей и пунктов: ст.2, ст.З п.1, п.2, ст.4 п.1,2 и 4,ст.5, ст.7 п.1, ст.8 п.2, ст.9 п.1,2 и 3, ст.Ю

п.1, ст. II. При этом сторонам, подписавшим Хартию, предоставляется право самим избрать те пункты и статьи, которые они обязуются соблюдать и уведомить об этом Генерального Секретаря Совета Европы.

Положения Части III касаются вопросов процедур-ного характера, связанных  с порядком подписания, ратификации и вступления в силу настоящей Хартии, а также ее денонсации, то есть прекращения ее действия в отношении той или иной стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Понятие  и виды организационных форм  осуществления местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется в различных формах, которые составляют его организационные основы.

Так, в соответствии со ст.З  Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органЫг местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.

В ст. 130 ч.2 Конституции РФ организационные формы осуществления местного самоуправления в РФ получили    более    четкое    закрепление:    местное самоуправление   осуществляется   гражданами   путем референдума,    выборов,    других    форм   прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В Европейской Хартии, в  частности, закреплено, что местное  самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными  им  исполнительными  органами.  Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, там, где <то допускается по закону>.

Таким образом, местное самоуправление может осуществляться как непосредственно (прямо) населением, так и органами местного самоуправления.

ФЗ № 154 закрепляет уже  более детально систему организационных    форм    осуществления    местного самоуправления в РФ, которые можно разделить на две основные группы.

Первую группу составляют прямые (или непосредственные)     формы     осуществления     населением муниципального образования местного самоуправления. К *ним относятся: местный референдум; муниципальные выборы: собрания, конференции и сходы граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Втираю группу организационных  форм осуществления  местного  самоуправления  в  РФ  образуют представительные    выборные    органы    местного самоуправления, иные органы местного самоуправления, выборные   и   иные   должностные   лица   местного самоуправления.

Несмотря   на   определенные   различия,   все организационные  формы     осуществления  местного самоуправления находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии, составляют единую систему, единый муниципалитет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Территориальные основы местного самоуправления в РФ .

Местное   самоуправление   осуществляется   на определенной    территории.    Это    территориальное самоуправление.   В   РФ   местное   самоуправление осуществляется на всей ее территории в городских, сельских поселениях и на других территориях.

ФЗ № 154 относит к этим территориям территории городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований.

Что касается городских поселений, то к ним в РФ относятся города и поселки городского типа. К первым относятся-, города федерального значения (их всего два -Москва и Санкт-Петербург); города республиканского, областного, краевого и окружного (автономного округа) значения; и города районного значения. Российское законодательство   не   предусматривает   какого-либо исключения для тех или иных типов городов, на территории которых их население вправе осуществлять местное

самоуправление (это касается и городов федерального значения).

К поселкам городского типа относятся рабочие поселки, курортные  поселки и дачные поселки.

К сельским поселениям на территории РФ относятся: сельские районы, сельсоветы, сельские поселки, села, деревни, станицы, хутора, аулы и т.п.

Как видно из приведенного перечня территорий, местное самоуправление в РФ осуществляется, прежде всего,  в  пределах  определенных  административно-территориальных     единиц,     которые     образуют территориальное устройство каждого из субъектов РФ и относятся к компетенции последних.

Однако,   территориальные   основы   местного самоуправления   не   всегда   могут   совпадать   с административно-территориальными единицами. Оно может осуществляться и на территориях, не являющихся таковыми: округ (район) в городе: село; деревня; станица и др.

Гщс раз подчеркнем, что  в принципе местное самоуправление в РФ может осуществляться на любой части территории России. При этом, население городскою, сельского поселения, независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Вместе с тем, в целях  защиты конституционного строя, обеспечения  обороны страны и безопасности государства, допускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях в РФ, однако, только на основании соответствующих    федеральных    законов.    Этими

территориями могут быть приграничные территории, военные    городки,    закрытые    административно-территориальные образования.

Субъекты РФ своими решениями  не могут исключать какие-либо территории и право их населения на создание муниципальных образований и осуществление в них местного самоуправления, тем более без учета мнения населения этих территорий. В противном случае это бы противоречило Конституции РФ и Федеральному закону № 154^.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18Устав муниципального образования

Юридическая  природа.  Каждое  муниципальное образование обязано иметь свой Устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке. Подобного рода <акты-статуты> о местном (муниципальном) самоуправлении имеются в большинстве развитых зарубежных стран. Так. в ФРГ - это уставы коммун (общин), в США - муниципальные хартии и т.д.

Среди других локальных нормативных  актов Устав муниципального образования  занимает главное место. Это документ комплексного нормативного характера. Несмотря на то, что в нем воспроизводятся  все важнейшие принципиальные положения федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта РФ, касающиеся   местного   самоуправления,   Устав   в значительной   степени   призван   детализировать   и конкретизировать все, что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования. С этой точки зрения данный документ среди других локальных актов местного самоуправления носит базовый характер. Все другие акты, издаваемые органами и должностными лицами местного самоуправления, должны соответствовать и не противоречить не только федеральному и   субъектному   законодательству,   но   и   уставу соответствующего муниципального образования. Таким образом, по своему содержанию и юридической природе Устав муниципального образования - это своего рода местная конституция.

Устав муниципального образования  вступает в сипу, то есть приобретает  значение действующего нормативного правового   акта,   с   момента   его   опубликования (обнародования) в соответствующих официальных печатных источниках на территории данного муниципального образования. Не опубликованный Устав применению не подлежит.

Содержание Устава муниципального образования. Вопрос о содержании Устава муниципального образования является одним из сложных и дискуссионных в муниципальном  праве  и  практике  муниципального строительства.

Учитывая то положение, что  данный нормативный акт является базовым для соответствующего муниципального образования, в его содержание, естественно, должны включаться все основные нормы, регламентирующие его организацию и деятельность.

Можно сказать, что перечисленные  в п.1 ст.8 ФЗ № 154 положения являются своего рода модельным (типовым) Уставом муниципального образования в РФ.

Итак. какие же положения  должны быть указаны в Уставе муниципального образования?

1. наименование муниципального  образования. его территория, границы  и символы. Если в состав  муниципального образования входят территориальные образования, не являющиеся муниципальными (районы, округа, поселки и т.п.), они все должны быть перечислены в Уставе муниципального образования.

2. вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего  муниципального образования. Этот  перечень вопросов перечислен  в ст. 6 ФЗ № 154, а также в  соответствующих законах субъектов РФ. Однако этот перечень касаеюя в целом муниципальных образований. В Уставе же конкретного муниципального образования этот перечень, естественно, закрепляется с учетом особенностей, специфики последнего.

Кроме вопросов местного значения, относящихся к ведению данного муниципального образования, в его Уставе должны быть закреплены также вопросы, относящиеся к ведению соответствующих государственных органов, но законом  переданные  в  ведение  органов  местного самоуправления.

3.  формы,   порядок   и   гарантии непосредств. осуществления населением конкретного муниципального образования местного самоуправления на своей территории. Речь идет о таких прямых формах осуществления местного самоуправления населением, как местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы, конференции граждан и т.п.

4.   виды,   наименование,   порядок образования, полномочия, сроки и формы деятельности, правовые акты выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления на территории данного муниципального образования. При этом, вначале в Уставе четко закрепляется статус выборного представительного органа местного самоуправления, а затем уже главы муниципального  образования  и других органов  и должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительного органа.

5. экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, перечень объекюв. находящихся в собственности населения данного муниципального   образования,   порядок   управления муниципальной сооственностью, конкретные источники финансовых ресурсов муниципального образования, в частности, местные налоги и сборы, установленные на территории данного муниципального образования.

6. гарантии местного самоуправления  на территории данного муниципального образования, гарантии прав органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе соц. гарантии.

Информация о работе Местное самоуправление