Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 11:33, контрольная работа

Описание

Местное (территориальное) самоуправление это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей админнстративно-территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы.

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)

Наряду с указанными в  ФЗ № 154 формами участия населения  в осуществлении местного самоуправления, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противореча

щих Конституции  РФ, ФЗ № 154 и иным федеральным законам, законам субъектов РФ.

 

30. Представит. орган местного самоуправления.

В ФЗ № 154 дается следующее  определение понятия. представительного  органа местного самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его  имени  решения,  действующие  на территории муниципального образования.

Представит. ОМС занимает ведущее место среди и должностных лиц местн. самоуправления в РФ. Это подтверждается следующими обстоятельствами:

- представительный  ОМС - это выборный орган,   а   наличие   выборного   органа   местного самоуправления муниципального образования является обязательным   требованием   закона.   Другие  ОМС. должностные  лица  местного  самоуправления  могут создаваться, а могут не создаваться. Этот вопрос относится к компетенции населения муниципального образования;

- именно представительный  ОМС обладает правом представлять  все население муниципального образования, выражать его интересы, выступать от его имени;

- только представит. ОМС  обладает определенным объемом  исключительных полномочий на  решение вопросов местного значения. Никакие другие ОМС и должностные лица не могут обладать исключительными полномочиями, в том числе каким-либо путем присваивать себе исключительные полномочия представительного ОМС;

- среди других ОМС и  должностных лиц местного самоуправления  именно представительный ОМС  обладает правотворческой функцией, то есть имеет право    принимать    общеобязательные    локальные нормативные правовые акты по всем вопросам, отнесенным уставом соответствующего муниципального образования к предметам ведения последнего;

- представит. ОМС контролирует  деятельность всех других ОМС и должностных лиц местного самоуправления, действующих на территории соотв. муниципального образования.

-   представит.  ОМС   -  это коллегиальный орган,  он принимает свои решения  только в коллегиальном порядке.

 Представит. ОМС состоит  из депутатов, которые избираются гражданами РФ, облад. избирательным правом и проживающими на территории соответствующего муниципального образования, на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании. Никаким другим путем, кроме указанного выше, представительный орган формироваться не должен. В противном случае такой орган вряд ли следует считать представительным ОМС.

Численный   состав   представительного   ОМС определяется уставом муниципального образования. Однако, в соответствии с ФЗ № 154 (ст.5 8), численный состав представительного    ОМС,    избираемого    впервые, устанавливается   законодательным   (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

 Несколько основных  критериев, по которым необходимо  определять численный состав  того или иного представительного ОМС.

1) количество населения,  проживающего на   территории   соответствующего   муниципального  образования. Принятый ФЗ от 23.10.96 №138 <Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными   в   органы   местного   самоуправления>. устанавливает в этом отношении следующие рамки:

- в составе 50 депутатов  - для муниципальных образований,  имеющих численность населения  более 500 тысяч человек;

- 30 депутатов - для муниципальных  образований. имеющих численность населения от 200 тысяч до 500 тысяч человек;

- 20 депутатов - для муниципальных  образований. имеющих численность  населения от 50 до 200 тысяч человек:

- 10 депутатов - для муниципальных  образований, имеющих численность  населения от 10 до 50 тысяч человек;

- 7 депутатов - для муниципальных  образований. имеющих численность населения менее 10 тысяч человек.

2) численный состав представительного  ОМС зависит от объема тех  полномочий, которые в соответствии  с действующим законодательством  и Уставом образования   им предстоит осуществлять.

3) наличием в  местном бюджете средств на  содержание того или иного  по численному составу представительного ОМС.

4), немаловажное значение  в определении численного состава  представительного ОМС  играет территория соответствующего муниципального образования; ее   пространственные   пределы,   географические   и климатические условия и т.п.

Безусловно, что в решении  этого вопроса могут учитываться  и другие специфические особенности, условия и традиции конкретных муниципальных образований.

 Наименования представительных ОМС, как впрочем и других ОМС устанавливаются  уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. (дума, собрание представителей, муниципальные советы, комитеты, земское собрание и т.п.).

 

31. Полномочия  ОМС:

 исходя из  юридической природы полномочий, их можно подразделить на собственные  полномочия и делегированные полномочия.

1) Собственные полномочия - это такие полномочия, которыми  наделяются исключительно органы местного самоуправления, которые собственно принадлежат им в силу закрепления их в законе, а также в силу того, что с их помощью решаются вопросы местного значения. В п.З ст. 14 ФЗ ^ 154 записано, что органы местного самоуправления в РФ в соответствии с уставами муниципальных образований наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Собственные полномочия органов местного   самоуправления   закрепляются   в  уставах муниципальных     образований     на     основании соответствующих положений федеральных законов и законов субъектов РФ.

 Государственные органы  и их должностные лица не  вправе принимать к своему ведению эти вопросы, то есть осуществлять местное самоуправление, подменять его.

Собственные   полномочия   органов   местного самоуправления, в свою очередь подразделяются на собственные обязательные и собственные добровольные полномочия.

Собственные обязательные - это такие полномочия органов  местного самоуправления, которые прямо  законом закреплены за органами местного самоуправления, и которые они обязаны осуществлять в своей деятельности самостоятельно, без передачи (делегирования) их кому-либо, в том числе и государственным органам.

Собственные добровольные полномочия - это такие полномочия органов  местного самоуправления, которые также принадлежат органам местного самоуправления и используются ими для решения вопросов местного значения.

Однако, в отличие от собственных  обязательных полномочий, они прямо  в законе за органами местного самоуправления не закреплены, но и из их ведения не исключены, кроме того, не отнесены к ведению государственных органов или других муниципальных органов. Эти полномочия носят добровольный характер, так как органы местного самоуправления не обязываются каким-либо законом их реализовывать, но сами добровольно, если на это у них есть соответствующие материально-финансовые ресурсы могут принять их к своему ведению, закрепив их соответственно в Уставе муниципального образования.

Что касается первой группы полномочий, то следует прежде всего  выделить исключительные полномочия представительного ОМС, которые закреплены в п.З ст. 15 ФЗ № 154. К ним относятся:

1) принятие общеобязательных  правил по предметам ведения  муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении:

3)   принятие планов  и   программ   развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка  управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью  органов местного самоуправления   и   должностных   лиц   местного самоуправления,       предусмотренных       уставами муниципальных образований.

Перечисленные полномочия, как указано в законе, относятся исключительно к ведению представительных органов местного самоуправления. Наряду с ними органы местного самоуправления наделяются   и   так   называемыми   делегированными полномочиями.

 Данный   вид   полномочий   органов   местного  самоуправления  принципиально   отличается   от   их собственных полномочий. По своей природе делегированные полномочия  -  это  государственные полномочия,  а  не  полномочия  органов  местного самоуправления. Даже в случае их передачи органам местного самоуправления, они не теряют характера государственных полномочий и могут быть в любое время возвращены    в    компетенцию    соответствующих государственных органов. Эти полномочия могут делегироваться органам местного самоуправления лишь в каждом конкретном (индивидуальном) случае, иначе говоря, такая передача не должна носить массового, группового характера, иметь определенные пределы.  Для  реализации делегированных    полномочий    органам    местного самоуправления   соответствующими   государственными органами   должны   быть   одновременно   переданы необходимые материальные и финансовые средства, ресурсы, то есть государственные ресурсы. Без этого органы местного самоуправления вправе не принимать к своему ведению передаваемые им государственные полномочия. И, наконец, за реализацией этих полномочий органами местного     самоуправления,     за     расходованием, использованием   переданных   им   материальных   и финансовых средств прямой- контроль осуществляют соответствующие государственные органы. Иначе говоря, деятельность ОМС в этой сфере прямо подконтрольна государству.

 

32. Организация  работы представительных органов  местного самоуправления

В соответствии с ФЗ ^ 154 представительный ОМС состоит из депутатов, является коллегиальным выборным органом. Следовательно, работа депутатов этого органа может быть организована, прежде всего, в форме совместной их деятельности. В качестве таковой ныне действующие представительные ОМС используют, как правило, форму заседаний (иногда - сессий). Заседание, как правило, является основной организационно-правовой формой деятельности представительных ОМС (думы. собрания депутатов, муниципального совета и др.).

Наряду с такой формой работы представительных ОМС. как их заседания, работа депутатов осуществляется также в составе определенных групп, то есть депутатских комитетов, комиссий и т.п. Заседания последних являются организационно-правовой формой деятельности депутатов представительных ОМС.

Организационно-групповой  формой деятельности депутатов представительного  ОМС следует также считать так называемые “публичные слушания”, которые проводятся либо в рамках всего представительного ОМС, либо в рамках отдельных его комитетов и комиссий, по вопросам. относящимся к ведению данных муниципальных органов.

Наконец, деятельность депутатов представительного ОМС   может   носить   индивидуальный   характер, осуществляться в форме приема избирателей в своем избирательном округе, рассмотрения их жалоб, заявлений, обращение депутата  с  запросами  и  вопросами  к должностным лицам местного самоуправления и органов государственной власти, выступления депутата перед своими избирателями с отчетом о своей работе и работе представительного ОМС и др.

33. Правовые акты  ОМС и должностных лиц местного  самоуправления

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.

Юридическая природа этого  вида правовых актов определяется    сутью    и    назначением    местного самоуправления в РФ, как территориально-локальной организации граждан РФ в городских и сельских поселениях для самостоятельного, под свою ответственность, решения вопросов местного значения как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Исходя из этою. правовые ак1Ы ОМС и должностных лиц местною самоуправления носят локальный характер, то есть их юридическая сила не может выходить за рамки конкретных муниципальных образований, а содержанием являются только вопросы местного значения.

Во-вторых, правовые акты ОМС  и должностных лиц местного самоуправления носят подзаконный характер, то есть их издание и содержание должны в полной мере соответствовать, не противоречить Конституции РФ,

федеральным законам, конституциям, уставам и законам соответствующих субъектов РФ.

ФЗ № 154 определят акты, принимаемые ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые,    то    есть    обладающие    характером общеобязательности на территории  муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых  влечет  применение  мер  государственного принуждения.

Наименование и виды правовых актов ОМС, выборных  и  других  должностных  лиц  местного самоуправления, полномочия по их изданию, порядок их принятия и вступления в силу определяются Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Информация о работе Местное самоуправление