Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:48, дипломная работа
Главная цель дипломной работы: анализ бюджета муниципального образования, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования местного бюджета в современных условиях.
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть значение местного бюджета в бюджетной системе России,
рассмотреть финансовую деятельность местных органов власти,
рассмотреть состав и структуру местного бюджета,
проанализировать формирование и исполнение бюджета МО «Братский район»,
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................…….....3
1. СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................……..6
1.1. Местный бюджет, как звено бюджетной системы РФ….. ..............................6
1.2. Доходы местных бюджетов, их состав, структура..........................................12
1.3. Основные направления использования средств местных бюджетов............17
1.4. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании
(на примере МО «Братский район»)............................................................……...22
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН») .............................................…......28
2.1. Динамика структуры бюджета МО «Братский район»
за период с 2000 по 2003 г.г..............................................................................……29
2.2. Мобилизация доходов местного бюджета...........................................….......36 2.3. Анализ расходной части бюджета МО «Братский район»....................…..58
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА .............................................….....67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................….88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ....................
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал Байкальского Государственного Университета
экономики и права в г. Братске
Кафедра финансов и кредита
Дипломная работа
Местные Бюджеты: современное состояние и перспективы
(на примере МО «Братский район»)
Нормоконтроль
К защите допускаю
Зав.кафедрой
финансов и кредита
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..............................
1. СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ..............................
1.1. Местный бюджет, как звено бюджетной системы РФ….. ..............................
1.2. Доходы местных бюджетов, их состав, структура.....................
1.3. Основные направления использования средств местных бюджетов............17
1.4. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании
(на примере МО «Братский район»).......................
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН») ..............................
2.1. Динамика структуры бюджета МО «Братский район»
за период с 2000 по 2003 г.г...........................
2.2. Мобилизация доходов местного бюджета.......................
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..............................
ПРИЛОЖЕНИЕ А Динамика структуры доходов и расходов бюджета МО «Братский район» за период 2000-2004гг…………………………….…………..
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анализ доходов и расходов бюджета Братского района за 2003 г….………………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ В Структура собственных доходов бюджета МО «Братский район» за 2003 г. по видам налогов и других поступлений…...……………… 100
Структура собственных доходов бюджета МО «Братский район» за 2003 г. по основным налогоплательщикам………………………………
Структура расходов бюджета МО «Братский район» за 2003г………………..102
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Расчет влияния изменения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль по величине дотации из фонда финансовой поддержки на 2003 г.……… ………………………………………………………………..…….
ВВЕДЕНИЕ
В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты – самые многочисленные. В настоящее время в Российской Федерации существует около 12,5 тысяч муниципальных образований. Являясь низовым звеном бюджетной системы, они, образно говоря, представляют собой ее фундамент, не укрепив которого, нельзя кардинально улучшить прочность и надежность этой системы. При этом в местных бюджетах сосредоточена основная часть бюджетных расходов на социальную сферу – образование, здравоохранение, жилищно - коммунальное хозяйство. В настоящее время через муниципальные бюджеты финансируется 65% расходов консолидированного бюджета на образование, более 60% - на жилищно-коммунальное хозяйство, 58% и 50% соответственно - на здравоохранение и социальную политику [1, 10].
С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. Важным условием стабильности межбюджетных отношений является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов. Ведь именно задолженности местных бюджетов всем, кто имеет финансовые взаимоотношения с местными администрациями, создают кризис неплатежей, парализующий экономику России. Продолжающаяся практика принятия законов, не подкрепленная финансированием, влекущих за собой увеличение местных бюджетов, слабая активность местных властей, несбалансированность бюджетной системы порождают проблемы местного самоуправления при исполнении бюджетов.
В соответствии с принципом материально-финансовой самостоятельности местные представительные и исполнительные органы власти для исполнения возложенных на них обязанностей формируют, распределяют и используют централизованные фонды средств.
Именно местным бюджетам на современном этапе развития страны должно уделяться значительное внимание, поскольку они являются гарантом финансового обеспечения развития регионов.
Интересы экономической независимости государства, его финансовой стабильности требуют создание системы принципиально новых межбюджетных отношений, их прозрачности и четкости.
В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Через местные финансы государство активно проводит социальную политику, финансируя местные учреждения образования, медицины, коммунального обслуживания населения и т.д. Из государственного бюджета в местные бюджеты передаются средства в виде дотаций, субвенций, субсидий. Этим самым государство влияет на выравнивание социально-экономического развития территорий. В связи с определенными выше процессами возрастает роль местных бюджетов.
Объектом данной дипломной работы является бюджет муниципального образования (далее МО) «Братский район».
Предметом исследования является процесс формирования доходов и расходов местного бюджета.
Главная цель дипломной работы: анализ бюджета муниципального образования, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования местного бюджета в современных условиях.
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть значение местного бюджета в бюджетной системе России,
рассмотреть финансовую деятельность местных органов власти,
рассмотреть состав и структуру местного бюджета,
проанализировать формирование и исполнение бюджета МО «Братский район»,
рассмотреть основные проблемы формирования местного бюджета,
наметить мероприятия по совершенствованию формирования местного бюджета.
В первом разделе дипломной работы рассмотрены вопросы сущности и основных особенностей местных бюджетов в Российской Федерации, основы формирования их доходов и расходов, а также организация бюджетного процесса в муниципальном образовании на примере МО «Братский район».
Во втором разделе проведён анализ формирования и исполнения бюджета МО «Братский район», рассмотрена динамика структуры доходов и расходов, методика расчёта финансовой помощи муниципальному образованию из вышестоящих бюджетов, а также факторы, влияющие на исполнение местного бюджета.
В третьем разделе дипломной работы рассмотрены проблемы формирования местного бюджета, возможные пути их решения.
73
1 СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Местный бюджет, как звено бюджетной системы России
Местные бюджеты являются третьим звеном бюджетной системы РФ. Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета , региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Она состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов.
На рис.1 представлена схема бюджетной системы РФ [1, 5]
Рис.1 Схема бюджетной системы Российской Федерации
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование бюджета основывается на принципах реалистичности бюджета, бездифицитности и самостоятельности бюджета, строгом разграничении доходов и расходов, эффективного и экономного расходования бюджетных средств и целевого характера расходов. При формировании бюджета используется единая, функциональная экономическая классификации, обеспечивающие сопоставимость бюджетных даных.
Местные бюджеты часто объединяют с бюджетами субъектов РФ и называют территориальными бюджетами. Но их отличительным признаком служит конечный характер. К местным бюджетам относятся все бюджеты, не имеющие деления, а именно бюджеты поселков, районов, городов. Исключение представляют города, имеющие районное деление и районные бюджеты, включающие поселковые бюджеты.
Муниципальное образование – это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, или иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ. Понятия «местные бюджеты», «бюджеты муниципальных образований», «бюджеты органов местного самоуправления» рассматриваются как синонимы.
Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – это форма образования и расходования денежных средств , предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления [2, 18].
Бюджетные и имущественные права, предоставленные органам местного самоуправления, дают им возможность составлять, распоряжаться, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Информация о работе Местные Бюджеты: современное состояние и перспективы