Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:48, дипломная работа
Главная цель дипломной работы: анализ бюджета муниципального образования, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования местного бюджета в современных условиях.
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть значение местного бюджета в бюджетной системе России,
рассмотреть финансовую деятельность местных органов власти,
рассмотреть состав и структуру местного бюджета,
проанализировать формирование и исполнение бюджета МО «Братский район»,
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................…….....3
1. СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................……..6
1.1. Местный бюджет, как звено бюджетной системы РФ….. ..............................6
1.2. Доходы местных бюджетов, их состав, структура..........................................12
1.3. Основные направления использования средств местных бюджетов............17
1.4. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании
(на примере МО «Братский район»)............................................................……...22
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН») .............................................…......28
2.1. Динамика структуры бюджета МО «Братский район»
за период с 2000 по 2003 г.г..............................................................................……29
2.2. Мобилизация доходов местного бюджета...........................................….......36 2.3. Анализ расходной части бюджета МО «Братский район»....................…..58
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА .............................................….....67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................….88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ....................
В качестве компенсации было предусмотрено зачисление в местный бюджет 5-процентного налога на прибыль предприятий и организаций. Однако это оказалось существенно меньше поступлений налога на содержание ЖКХ. Тем более что согласно положениям главы 25 «Налог на прибыль предприятий и организаций» части второй Налогового Кодекса РФ с 1 января 2002 года подлежит зачислению в местный бюджет по ставке в размере 2 процентов.
Поступления неналоговых доходов, формируемые в основном за счёт платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями и организациями района, и сдачи в аренду имущества и земель, находящихся в муниципальной собственности, незначительны и составили в 2000г.- 6%, в 2001г. - 4,3%, в 2002 г. - 3,8 %, в 2003 г. - 4,7 % доходов бюджета.
Одновременно со снижением доли налоговых доходов происходит увеличение в доходах бюджета района финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, средств, полученных по взаимным расчётам из федерального и областного бюджетов, она постоянно растёт: в 2000 г.- 10941тыс. руб. (5,1%); в 2001 г. - 21638 тыс. руб. (8,3%); в 2002 г. - 111116 тыс. руб. (30,8%); в 2003 г. - 191142 тыс. руб. (40,8%).
Таким образом, в бюджете МО «Братский район» наблюдается постоянный рост доли финансовой помощи из вышестоящих бюджетов и снижение доли собственных налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов местного бюджета, что является последствием проводимых налоговой и бюджетной реформ, косвенно свидетельствует об усилении централизации в бюджетной системе России.
На основании анализа динамики собственных доходов можно сделать вывод о том, что налоговые реформы последних лет привели к снижению уровня финансовой самостоятельности муниципального образования.
Далее рассмотрим динамику структуры расходов бюджета МО «Братский район» за период 2000-2003 г.г.
Данные об укрупнённой структуре расходов бюджета в 2000-2003 г.г. представлены в табл. 2.3 и графически на рис. 1.2. в Приложении А.
Таблица 2.3
Динамика структуры расходной части бюджета МО «Братский район» в 2000 - 2003 г.г.
Расходы | 2000 г. (факт) | Уд. вес в % | 2001 г. (факт)
| Уд. вес в % | 2002 г. (факт) | Уд. вес в % | 2003 г. (факт)
| Уд. вес в % |
РАСХОДЫ, всего | 214150 | 100 | 260940 | 100 | 408759 | 100 | 466872 | 100 |
Управление, тыс. руб. | 18143 | 8,5 | 20525 | 7,9 | 28394 | 6,9 | 38723 | 8,3 |
Правоохранительная деятельность, тыс. руб. | 139 | - | 568 | 0,2 | 766 | 0,3 | 2469 | 0,5 |
Промышленность, энергетика, тыс. руб. | 89 | - | 497 | 0,2 | 789 | 0,2 | 2055 | 0,4 |
Сельское хозяйство, тыс. руб. | 3581 | 1,7 | 4095 | 1,6 | 1027 | 0,3 | 72 | - |
Транспорт, связь, тыс. руб. | 1798 | 0,8 | 380 | 0,1 | 920 | 0,2 | 282 | - |
Жилищно-коммунальное хозяйство, тыс. руб. | 40134 | 18,7 | 61401 | 23,5 | 80608 | 19,7 | 89038 | 19,1 |
Охрана окружающей среды, тыс. руб. | 1250 | 0,6 | 114 | - | 184 | - | 597 | 0,1 |
Предупреждение чрезвычайных ситуаций, тыс. руб. | - | - | - | - | 148 | - | 118 | - |
ИТОГО ПО НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ, тыс. руб. | 46852 | 21,9 | 66487 | 25,5 | 83676 | 20,5 | 92162 | 19,7 |
Образование, тыс. руб. | 81920 | 38,3 | 96803 | 37,1 | 175159 | 42,9 | 187617 | 40,2 |
Культура и искусство, тыс. руб. | 8771 | 4,1 | 10088 | 3,9 | 17403 | 4,3 | 20345 | 4,4 |
Здравоохранение, тыс. руб. | 32161 | 15,0 | 35880 | 13,8 | 59043 | 14,4 | 75666 | 16,2 |
Продолжение таблицы 2.3 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Физкультура, тыс. руб. | 182 | - | 229 | - | 278 | - | 645 | 0,1 |
Социальная политика, тыс. руб. | 17399 | 8,1 | 23421 | 9,0 | 43979 | 10,8 | 47341 | 10,1 |
ИТОГО НА СОД. СОЦКУЛЬТСФЕРЫ | 140433 | 65,6 | 166421 | 63,8 | 295862 | 72,4 | 331614 | 71,0 |
Прочие расходы с учётом возврата бюджетных кредитов, тыс. руб. | 6543 | 3,1 | 5119 | 2,0 | -1178 | - | 115 | - |
Обслуживание внутреннего долга, тыс. руб. | - | - | - | - | 959 | 0,2 | 1789 | 0,3 |
Целевые бюджетные фонды, тыс. руб. | - | - | 354 | 0,1 | 280 | 0,1 | - | - |
Дефицит (профицит) бюджета, тыс. руб. | - | - | - | - | 48239 |
| -2093 |
|
Учитывая социальную направленность местного бюджета наибольший удельный вес в фактических расходах составляют расходы на содержание социально - культурной сферы. Наибольший удельный вес имеют расходы на образование: 2000 г. - 38,3%; 2001 г. - 37,1%; 2002 г. - 42,9%; 2003 г. - 40,2%. Расходы на здравоохранение: 15%; 13,8%; 14,4%; 16,2%, соответственно в 2000, 2001, 2002, 2003 г.г.
Также значительное место занимают расходы на жилищно- коммунальное хозяйство: 2000 г. – 18,7%; 2001 г. – 23,5%; 2002 г. – 19,7%; 2003 г. – 19,1%.
Можно сделать вывод о сравнительной устойчивости структуры функциональных расходов бюджета МО «Братский район», что свидетельствует о значительной их предопределённости и об отсутствии у муниципального образования возможностей для маневра и концентрации ресурсов на каком либо другом направлении .
Для оценки действия множества факторов, влияющих на структуру местного бюджета, необходимо рассмотреть порядок формирования доходов и расходов бюджета МО «Братский район» в 2003 году.
2.2 Мобилизация доходов местного бюджета
Бюджет Братского района на 2003 год сформирован в соответствии со ст.60 Устава муниципального образования «Братский район», Положением «О бюджетном процессе Братского района», Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2003 год», Законом Иркутской области «Об областном бюджете на 2003 год», решением «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Братского района на 2003 год», решением районной Думы «О бюджете Братского района на 2003 год» от 25.12.2002г.
При составлении доходного потенциала местного бюджета использовались данные об исполнении бюджета района за 1 полугодие, 9 месяцев и 2002 год, сведения о планируемых в 2003 году крупнейшими налогоплательщиками района объёмах платежей.
Бюджет района на 2003 год был принят по расходам в сумме 445833 тыс. руб. исходя из прогнозируемого объема доходов 419733 тыс. руб., в том числе:
- налоговые и неналоговые доходы
- доходы от платных услуг
- дотация из фонда финансовой поддержки
областного бюджета
- финансовая помощь из областного бюджета
(в т.ч. за счет средств федерального бюджета),
в виде субсидий и субвенций, средств,
передаваемых по взаимным расчетам
Дефицит бюджета принят в объеме 26100 тыс. руб. или 10 % от доходов без учета финансовой помощи .
В табл. 4 представлены нормативы отчислений по федеральным налогам, подлежащим зачислению в 2003 году в консолидированный бюджет области в соответствии с федеральным законодательством, и по региональным налогам, установленные Братскому району на 2003 год в соответствии с Законами Иркутской области «Об областном бюджете на 2003 год», «О межбюджетных отношениях в Иркутской области».
Таблица 4
Нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в бюджет МО «Братский район» на 2003 год
Виды налогов | Нормативы отчислений 2002 года | Нормативы отчислений 2003 года |
1 | 2 | 3 |
Налог на прибыль в бюджет субъекта РФ (2002 г. – 14,5 %; 2003 г. – 16 %) | 34,5 % | 31,25 % |
Налог на доходы физических лиц, % | 88,5 % | 88,5 % |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, % | 100 % | 60 % |
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (в 2002 г.- юр./физ.) , % | 42 %/60 % | 45 % |
Налог на имущество предприятий, % | 50 % | 50 % |
Налог с продаж, % | 60 % | 60 % |
Платежи за пользование лесным фондом | 60 % | 60 % |
Основные показатели доходной части бюджета Братского района за 2003 г. приведены в табл. 2.1 в Приложении 2.
Базой для расчёта прогноза доходов являются основные параметры прогноза социально – экономического развития на очередной год и среднесрочную перспективу, составной частью которого являются показатели, определяющие объем платежей в бюджет по соответствующим налогам.
В табл. 5 представлены макроэкономические показатели, прогнозируемые отделом экономического анализа и прогнозирования администрации района, использованные при расчёте доходов на 2003 год.
Таблица 5
Основные макроэкономические показатели на 2003 год
Показатель | 2002г. | 2003г. |
Валовой региональный продукт (ВРП): - темп роста (номинальный) | 1,22 | 1,201 |
Сводный индекс потребительских цен | 1,05 | 1,07 |
Денежные доходы населения: - темп роста (номинальный) | 1,338 | 1,188 |
Также в расчётах были использованы рекомендации Главного финансового управления Иркутской области по формированию доходной части местных бюджетов в 2003 году и учтены изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, оказавшие влияние на доходы местных бюджетов.
Рассмотрим особенности расчета поступлений в бюджет Братского района по основным видам налоговых доходов.
Расчёт прогнозных поступлений по налогу на прибыль произведен на основании ожидаемых поступлений на 2002 год с учетом прогнозируемого номинального индекса роста ВРП (120,1%). Кроме того, при расчете налога были учтены и следующие факторы, влияющие на размер налогооблагаемой прибыли (см. табл. 6):
Таблица 6
Факторы, влияющие на размер налогооблагаемой прибыли в 2003 году
Фактор | Дополнительные (выпадающие) поступления по налогу на прибыль в условиях 2003 г. |
1 | 2 |
1. Отмена налога на пользователей автодорог | +1330,0 |
2. Индексация земельного налога в 1,8 раза | -240,0 |
3. Переход плательщиков на определение доходов и расходов по методу начисления, вызвавшее в 2002 году поступление дополнительного дохода с прибыли переходного периода |
-700,0 |
Итого: | +390,0 |
Информация о работе Местные Бюджеты: современное состояние и перспективы