Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:48, дипломная работа
Главная цель дипломной работы: анализ бюджета муниципального образования, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования местного бюджета в современных условиях.
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть значение местного бюджета в бюджетной системе России,
рассмотреть финансовую деятельность местных органов власти,
рассмотреть состав и структуру местного бюджета,
проанализировать формирование и исполнение бюджета МО «Братский район»,
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................…….....3
1. СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................……..6
1.1. Местный бюджет, как звено бюджетной системы РФ….. ..............................6
1.2. Доходы местных бюджетов, их состав, структура..........................................12
1.3. Основные направления использования средств местных бюджетов............17
1.4. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании
(на примере МО «Братский район»)............................................................……...22
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН») .............................................…......28
2.1. Динамика структуры бюджета МО «Братский район»
за период с 2000 по 2003 г.г..............................................................................……29
2.2. Мобилизация доходов местного бюджета...........................................….......36 2.3. Анализ расходной части бюджета МО «Братский район»....................…..58
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА .............................................….....67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................….88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ....................
Прогнозируемая на 2003 год сумма налога составила 30415 тыс. руб. (114 % к поступлению 2002 года).
Расчёт налога на доходы физических лиц произведен исходя из прогнозируемого на 2003 год роста денежных доходов населения (118,8%), с учетом повышения заработной платы работникам бюджетной сферы с 1 октября 2003 года на 33%. Прогноз поступлений по налогу на доходы физических лиц на 2003 год составил 155800,0 тыс. руб. или 112 % к ожидаемым поступлениям 2002 года.
Прогноз поступлений налога с продаж на 2003 год составил 4170 тыс.руб. Прогноз рассчитан исходя из ожидаемых поступлений 2002 года, скорректированный индекс потребительских цен (107%).
Необходимо отметить, что данный прогноз обладал высокой степенью неопределенности, в связи с невозможностью точной оценки фактора, вызывающего снижение платежей по налогу (переход плательщиков на упрощенную систему налогообложения).
Система налогообложения в виде единого налога на совокупный доход и единого налога на вмененный доход претерпевает значительные изменения в пользу плательщиков:
- при переходе на упрощённую систему налогообложения в 2003 году, плательщик имеет право самостоятельно выбирать объект налогобложения (валовый доход, либо валовый доход за вычетом затрат, при налоговых ставках 6% и 15% соответственно;
- в состав вычитаемых затрат в 2003 году включается заработная плата. Если сумма исчисленного налога не превышает 1% от выручки, плательщик уплачивает минимальный налог в размере 1% от выручки, который целиком зачисляется в государственные внебюджетные фонды;
- по видам деятельности, обеспечивающим наибольший объём поступлений единого налога на вменённый доход (розничная торговля), эффективные ставки налога снижаются в 2-5 раз;
- сужается круг плательщиков ЕНВД (налог не уплачивается магазинами с торговой площадью более 70 кв.м., автозаправочными станциями).
Кроме того, в 2003 году изменился норматив отчислений по единому налогу на вмененный доход в бюджеты субъектов РФ с 70% до 60%, отчисления в местный бюджет от доли субъекта увеличиваются с 60% до 75%.
С учетом указанных условий, прогнозируемые поступления по данным налогам на 2003 год составили:
- по единому налогу на совокупный доход 525,0 тыс. руб., или 70% к поступлениям 2002 года;
- по единому налогу на вмененный доход – 1710,0 тыс. руб., или 28,5% к поступлениям 2002 года.
Данный прогноз имел высокую степень неопределенности, также как и по налогу с продаж.
Прогноз поступлений по налогу на имущество физических лиц составлен на основании данных отчета ИМНС РФ по Братскому району по форме 5-НБН «О базе налогообложения по основным видам налогов». При этом учтены коэффициенты восстановительной стоимости 1 кв.м. общей площади жилых строений, помещений и сооружений на территории муниципального образования «Братский район» утвержденные решением Братской районной Думы № 123 от 26.06.2002 года (увеличение сумм налога в 4 раза). Прогноз поступлений на 2003 год составил 1000 тыс. руб.
Поступление по налогу на имущество предприятий было спрогнозировано с учётом полной отмены льгот, в соответствии с проектом закона области «О признании утратившим силу Закона Иркутской области «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий».
Учтён рост налогооблагаемой базы в связи с планируемой переоценкой балансовой стоимости имущества предприятий на 21,4% сумма ожидаемого поступления налога составила 20673,0 тыс. руб., что соответствовало 121,6% по отношению к ожидаемым поступлениям 2002 года.
Прогноз поступлений земельного налога на 2003 год составил 7722,0 тыс. руб. (180% к ожидаемым поступлениям 2002 года). Прогноз поступлений рассчитан исходя из ожидаемых поступлений земельного налога 2002 года, с учетом индексации ставок земельного налога в 2003 году по всем категориям земель в 1,8 раза.
Поступление арендной платы за землю прогнозировалось в сумме 2906,0 тыс. руб. Прогноз был рассчитан исходя из ожидаемого поступления 2002 года, с учётом индексации ставок в 1,8 раза.
Законом Иркутской области «Об областном бюджете на 2003 год» также установлены размер и порядок расчёта МО «Братский район»:
- дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, в сумме 101146 тыс. руб.;
- субвенций из Фонда компенсаций и субсидий, выделяемых из Фонда софинансирования на осуществление отдельных государственных полномочий за счёт средств областного и федерального бюджетов, в общей сумме 57195 тыс. руб.
Расчёт размеров дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности из фонда финансовой поддержки муниципальных образований в 2003 году был проведён по методике, установленной Законом Иркутской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Иркутской области «О межбюджетных отношениях в Иркутской области»» от 05.07.2002г. № 31-оз .
На предварительном этапе, отделом межбюджетных отношений ГФУ Иркутской области, было проведено согласование с муниципалитетами исходных данных, используемых при расчёте размера дотации, субсидий, субвенций ( численность населения, пенсионеров, детей до 17 лет, ветеранов, инвалидов, сведений о налогооблагаемой базе за прошлые годы и др.).
В настоящей Методике используются следующие понятия и определения:
- индекс налогового потенциала (ИНП) - показатель, характеризующий относительную количественную возможность экономики муниципального образования (по сравнению со средним по области уровнем) генерировать закрепленные доходы местного бюджета;
- индекс бюджетных расходов - показатель, характеризующий соотношение стоимости обслуживания одного условного потребителя муниципальных услуг в данном муниципальном образовании к стоимости обслуживания одного условного потребителя муниципальных услуг по области в целом.
При расчёте ИНП определяется величина закреплённых доходов (ЗД) по основной группе налогов в части, закрепленной за муниципальными образованиями в соответствии с федеральным законодательством и Законом «О межбюджетных отношениях в Иркутской области», рассчитанная исходя из приведенных в соответствие с условиями законодательства 2003 года фактических поступлений указанных доходов в консолидированный бюджет области с территории муниципального образования в среднем за 2000 и 2001 годы.
Фактические поступления по налогам в консолидированный бюджет области в среднем за 2000 и 2001 годы, приведенные в соответствие с условиями законодательства 2003 года, рассчитываются в следующем порядке:
по налогу на прибыль:
П 2003 = (П 2000 / 19 *18 + П 2001 / 24 * 18) / 2 * 0,77 / (1 - 0,28); (1)
по налогу на доходы физических лиц:
П 2003 = (П 2000 / 84 * 100 + П 2001 / 99 * 100) / 2;
по прочим налогам и сборам:
П 2003 = (П 2000 + П 2001) / 2, где
П2000 - фактические поступления по соответствующему налогу в контингенте в 2000 году;
П2001 - фактические поступления по соответствующему налогу в контингенте в 2001 году;
П2003 - фактические поступления по соответствующему налогу в контингенте в среднем за 2000 и 2001 годы, приведенные в соответствие с условиями законодательства 2003 года.
Для Братского района на 2003 год ЗД равно 90661 тыс. рублей.
Далее определялась величина платежей за пользование природными ресурсами и арендной плате за землю в 2003 году, исходя из данных о наличии объектов налогообложения и ставок 2003 года.
Рес = 47483 тыс. руб.
Индекс налогового потенциала для каждого муниципального образования по основной группе налогов и сборов (ИНП) рассчитывается как:
ИНП = -------- = ------------------ = 0,739 (4)
I ЗД / N 1801461,9/2570
Индекс налогового потенциала для каждого муниципального образования (ИНП ) рассчитывается как:
(а' * ИНП + рес / N )
ИНП = -------------------------, где
i (а' + рес / N )
а' - сумма прогнозируемых на 2003 год доходов местных бюджетов всех муниципальных образований области, закрепленных за ними в соответствии с федеральным законодательством и пунктом 3 статьи 3 настоящего Закона, за исключением акцизов, платежей за пользование природными ресурсами и арендной платы за землю, в расчете на одного постоянного жителя;
Для Братского района:
ИНП = ------------------------------
Бр.р. (3977,6+1731044,23/2570,4)
Индекс бюджетных расходов по муниципальному образованию (ИБРi) рассчитывается по формуле:
ИБР i = -------, где
Ri, R - соответственно условно - нормативные расходы бюджета муниципального образования и всех муниципальных образований на 2003 год;
Ni, N - соответственно численность постоянного населения муниципального образования и численность постоянного населения области на 01.01.2002.
Условно - нормативные расходы местных бюджетов по каждому принимаемому в расчет разделу функциональной классификации расходов (за исключением расходов на ЖКХ, содержание, ремонт, строительство и реконструкцию муниципальных дорог) рассчитываются как:
R ij = Nij * qij*Ki, где
Nj - условно - нормативные расходы местного бюджета по оказанию соответствующей муниципальной услуги на одного условного потребителя;
qij - численность условных потребителей соответствующей муниципальной услуги на территории муниципального образования, умноженная на поправочные коэффициенты (пункт 4 настоящей Методики);
Ki - коэффициент относительного удорожания стоимости бюджетных услуг в муниципальном образовании. Условно - нормативные расходы местного бюджета по оказанию соответствующей муниципальной услуги на одного условного потребителя рассчитываются исходя из общего объема текущих расходов местных бюджетов на оказание данной услуги по отношению к валовому региональному продукту.
В методике приняты условно - нормативные расходы местных бюджетов по оказанию соответствующей муниципальной услуги на одного условного потребителя, указанные в табл.2. 7.
Таблица 2.7
Условно - нормативные расходы местных бюджетов
Раздел (подраздел) ФКР | Норматив на одного условного потребителя, (Nj) | Категория условных потребителей |
1. Муниципальное управление, руб. в год | 380,9 | Население |
2. Транспорт, руб. в год | 113,1 | Население |
3. Дошкольное образование, руб. в год | 12446,3 | Дети дошкольного возраста |
4. Начальное и среднее общее образование, руб. в год | 7011,4 | Учащиеся образовательных школ |
5. Школы-интернаты, руб. в год |
25415,2 |
Учащиеся школ - интернатов |
Продолжение таблицы 2.7
| ||
6. Детские дома, руб. в год | 50189,9 | Воспитанники детских домов |
7. Учреждения по внешкольной работе с детьми, руб. в год | 594,8 | Дети до 17 лет включительно |
8. Прочие расходы в области образования, руб. в год | 595,0 | Дети до 17 лет включительно |
9. Здравоохранение, руб. в год | 719,8 | Население |
10. Физкультура и спорт, руб. в год | 14,3 | Население |
11. Социальное обслуживание, руб. в год | 79,5 | Население |
12. Культура и искусство, руб. в год | 126,7 | Население |
Информация о работе Местные Бюджеты: современное состояние и перспективы