Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:48, дипломная работа
Главная цель дипломной работы: анализ бюджета муниципального образования, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования местного бюджета в современных условиях.
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть значение местного бюджета в бюджетной системе России,
рассмотреть финансовую деятельность местных органов власти,
рассмотреть состав и структуру местного бюджета,
проанализировать формирование и исполнение бюджета МО «Братский район»,
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................…….....3
1. СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................……..6
1.1. Местный бюджет, как звено бюджетной системы РФ….. ..............................6
1.2. Доходы местных бюджетов, их состав, структура..........................................12
1.3. Основные направления использования средств местных бюджетов............17
1.4. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании
(на примере МО «Братский район»)............................................................……...22
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН») .............................................…......28
2.1. Динамика структуры бюджета МО «Братский район»
за период с 2000 по 2003 г.г..............................................................................……29
2.2. Мобилизация доходов местного бюджета...........................................….......36 2.3. Анализ расходной части бюджета МО «Братский район»....................…..58
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА .............................................….....67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................….88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ....................
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти [3, 22].
В Российской Федерации приняты общие и специальные законодательные акты, регулирующие отношения в сфере бюджетно-финансовой деятельности местного самоуправления, их можно разделить на три группы:
1) принимаемые на федеральном уровне;
2) принимаемые субъектами Российской Федерации;
3) принимаемые органами местного самоуправления самостоятельно.
К нормативным правовым актам федерального уровня относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Налоговый и Бюджетный кодексы, и другие.
В 1995 г. на местном уровне произошли серьёзные изменения, которые были обусловлены принятием Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 г. № 154-ФЗ. Закон определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия; его правовые, экономические и финансовые основы; государственные гарантии осуществления .
Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления, органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах [4, 89]:
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
- равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
- равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», органы государственной власти РФ и органы власти субъектов РФ содействуют развитию местных финансов в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В этих целях указанные органы соответственно:
регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами - в рамках федеральных целевых программ;
участвуют в решении вопросов местного значения путём выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;
распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;
разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы.
При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им одновременно передаются финансовые ресурсы, необходимые для их осуществления.
Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсаций.
К нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, регулирующим отношения местного самоуправления сфере бюджетно-финансовой деятельности, относятся конституции республик, уставы краев, областей, законы и подзаконные акты. В конституциях и уставах изложены основные принципы построения финансовой основы местного самоуправления. Кроме того, в субъектах Российской Федерации приняты законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, в которых закреплены нормы, затрагивающие бюджетно-финансовые отношения в системе местного самоуправления. Например, в Иркутской области, принят Закон “О бюджетном процессе в Иркутской области” № 22/68-оз от 14.12.2001 г., Закон “О межбюджетных отношениях в Иркутской области” № 14/60-оз от 01.11.2001 г.
К нормативным правовым актам, регулирующим финансово-бюджетные отношения, принимаемым органами местного самоуправления относятся уставы муниципальных образований, положения о структуре органов местного самоуправления и другие.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы на социально-культурные мероприятия, которые включают затраты на образование, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру, средства массовой информации и составляют более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов.
На местные бюджеты возложены задачи, связанные с жизнеобеспечением населения и любой срыв финансирования в процессе исполнения местного бюджета грозит социальными осложнениями.
Бюджеты муниципальных образований, являются фундаментальным звеном бюджетной системы России, не укрепив который нельзя кардинально улучшить всю систему.
1.2 Доходы местных бюджетов, их состав, структура
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов , доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации [3, 13].
Собственные доходы состоят из налоговых и неналоговых доходов.
К налоговым доходам местного бюджета относятся :
- собственные налоговые доходы местного бюджета от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;
- государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в соответствии со статьей 50 Бюджетного Кодекса в доходы федерального бюджета, - по нормативу 100 процентов по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж;
- отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемых местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет, Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», законом субъекта РФ на очередной финансовый год на срок не менее трех лет .
Одним из источников формирования доходной части бюджета являются местные налоги и сборы. Конституция РФ наделяет органы местного самоуправления правом самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы. Перечень и ставки местных налогов и сборов установлены федеральным законодательством и в соответствии с ним законодательством субъектов РФ.
Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие виды местных налогов и сборов:
1) земельный налог, порядок зачисления поступлений по налогу определяется законодательством о земле;
2) налог на имущество физических лиц, зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
3) налог на рекламу, уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости услуг по рекламе;
4) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Такие местные налоги, как: налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами или решениями органов государственной власти краев, областей, городов, районов и иных административно – территориальных образований. Все другие местные налоги и сборы могут вводиться районными и городскими органами государственной власти и зачисляются в местные бюджеты.
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.
К указанным доходам относятся:
1) часть налога на доходы физических лиц в пределах не менее 50 % в среднем по субъекту Российской Федерации;
2) часть налога на прибыль организаций, в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
3) часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10 % в среднем по субъекту Российской Федерации;
4) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;
5) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10 % в среднем по субъекту Российской Федерации [3, 48 ].
Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года.
Сверх закреплённых на постоянной основе за муниципальными образованиями долей регулирующих налогов, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) [4, 23 ].
К неналоговым доходам местного бюджета относятся:
1) доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;
2) доходы от платных услуг , оказываемых органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;
3) -средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы;
4) -конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
5) иные неналоговые доходы.
Для сбалансированности местных бюджетов, при недостаточности собственных и регулирующих доходов, в бюджете муниципального образования предусматриваются дотации, субвенции, субсидии из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Дотации - это бюджетные средства, предоставленные местному бюджету Российской Федерации субъектом Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенции предоставляются местному бюджету бюджетом субъекта Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Бюджетный Кодекс Российской Федерации установил принцип безвозвратности и безвозмездности дотаций и субвенций, это означает, что органы местного самоуправления становятся собственниками средств с момента их зачисления в местный бюджет.
Субсидии предоставляются местному бюджету бюджетом субъекта Российской Федерации на условиях долевого финансирования целевых расходов, например, совместное финансирование строительства жилого фонда, дорог и т.д.
В целях финансирования защищённых статей бюджета и временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, исполнительные органы власти местного самоуправления могут привлекать в бюджет заёмные средства: процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, кредиты банков, а также по решению представительных органов власти в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующей территории .
Информация о работе Местные Бюджеты: современное состояние и перспективы