Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:48, дипломная работа
Главная цель дипломной работы: анализ бюджета муниципального образования, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования местного бюджета в современных условиях.
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть значение местного бюджета в бюджетной системе России,
рассмотреть финансовую деятельность местных органов власти,
рассмотреть состав и структуру местного бюджета,
проанализировать формирование и исполнение бюджета МО «Братский район»,
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................…….....3
1. СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................……..6
1.1. Местный бюджет, как звено бюджетной системы РФ….. ..............................6
1.2. Доходы местных бюджетов, их состав, структура..........................................12
1.3. Основные направления использования средств местных бюджетов............17
1.4. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании
(на примере МО «Братский район»)............................................................……...22
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН») .............................................…......28
2.1. Динамика структуры бюджета МО «Братский район»
за период с 2000 по 2003 г.г..............................................................................……29
2.2. Мобилизация доходов местного бюджета...........................................….......36 2.3. Анализ расходной части бюджета МО «Братский район»....................…..58
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА .............................................….....67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................….88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ....................
Превышение расходов бюджета над его доходами составляет дефицит бюджета. В случае принятия местного бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, решением представительного органа о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 процентов объёма доходов местного бюджета без учёта финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть:
- поступление от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
- кредиты, получаемые от кредитных организаций;
- бюджетные ссуды, кредиты, получаемые от бюджетов других уровней;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета органы местного самоуправления должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Укрепление доходной базы местных бюджетов и развитие их самостоятельности не только позволит адаптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, но и усилит влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны.
1.3 Основные направления использования средств местного бюджета
По своему материально-вещественному воплощению расходы местного бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.
Расходная часть местных бюджетов включает:
1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;
6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования. Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления .
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.
Органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг .
В расходах местного бюджета значительный удельный вес занимают расходы бюджетных учреждений, включающие:
-оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
-перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
-трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
-командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
-оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается .
Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе муниципальных заказов. Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.
В целях выяснения роли и значения расходов бюджета в социально-экономической жизни, а также рационализации бюджетного процесса в стране финансовой теорией и практикой выработан целый ряд признаков классификации рассматриваемых затрат.
По экономическому содержанию, а его обусловливает целевое назначение бюджетных ассигнований, расходы местного бюджета классифицируются на капитальные и текущие .
Капитальные расходы бюджета – часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
В бюджетах органов местного самоуправления капитальные расходы выделяются отдельным блоком, а их совокупность образует бюджет развития.
В соответствии со статьей 68 Бюджетного Кодекса РФ, текущие расходы бюджета – это та часть расходов местных бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование. К текущим расходам относятся и другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации .
Иными словами текущие бюджетные расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим и физическим лицам в целях покрытия их текущих потребностей. К этим затратам относятся: закупки товаров и услуг, необходимых для содержания экономической и социальной инфраструктуры (оплата труда и начисления на нее, приобретение предметов снабжения и расходных материалов для текущих хозяйственных целей, оплата транспортных и коммунальных услуг и пр.); трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии); текущие субсидии предприятиям и др. В своей совокупности текущие расходы формируют обычный (текущий) бюджет, на долю которого приходится подавляющая часть всех бюджетных затрат .
Классификация расходов по экономическому содержанию является необходимым условием осуществления финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств.
Более подробно состав расходов местных бюджетов можно рассмотреть в функциональной классификации.
Функциональная классификация расходов представляет группировку расходов местных бюджетов и отражает направленность бюджетных средств на выполнение основных функций местного самоуправления.
В соответствии с бюджетной классификацией исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
-содержание органов местного самоуправления;
-формирование и управление муниципальной собственностью;
-организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
-содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
-организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
-муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
-благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
-организация утилизации и переработки бытовых отходов
-содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
-организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
-обеспечение противопожарной безопасности;
-охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
-реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
-обслуживание и погашение муниципального долга;
-целевое дотирование населения;
-содержание муниципальных архивов;
-проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
-финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации .
Функциональные виды расходов наглядно отражают роль местных бюджетов в различных отраслях общественной жизни.
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Через расходы местного бюджета финансируются бюджетополучатели –организации производственной и непроизводственной сферы, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год на содержание по текущим и капитальным расходам, являющиеся получателями или распорядителями средств местного бюджета.
Расходы местного бюджета носят транзитный характер. В местном бюджете только определяются размеры расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели.
Помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам.
Это позволяет решать важные задачи экономического развития территорий, отвечает интересам субъектов хозяйствования, целям финансовой стабилизации и укрепления бюджета.
Таким образом, расходы местных бюджетов являются составной частью государственных расходов в целом и выражают экономические отношения, которые возникают в связи с использованием средств денежного фонда.
Основными направлениями использования средств местного бюджета являются расходы на образование, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение.
1.4 Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании
(на примере МО «Братский район»)
Бюджетный процесс в муниципальном образовании регламентирует Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 г. № 154-ФЗ. В данном законе определены принципиальные моменты формирования местных бюджетов в контексте с регламентацией местного самоуправления в России .
Более подробно финансовые аспекты местного самоуправления устанавливает Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.97 г. № 126-ФЗ.
В конкретном муниципальном образовании порядок организации бюджетного процесса устанавливается самостоятельно, но при этом соблюдаются положения федерального бюджетного законодательства, а также законодательства субъекта Федерации.
Рассмотрим порядок организации бюджетного процесса в муниципальном образовании (МО) на примере МО «Братский район».
Бюджетное устройство МО «Братский район» устанавливается, а бюджетный процесс осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, вышеуказанными федеральными законами, Уставом МО «Братский район», Положением о бюджетном процессе МО «Братский район».
Бюджетный процесс Братского района - регламентированная нормами права деятельность органов районного самоуправления и участников бюджетного процесса по :
- составлению и рассмотрению проекта бюджета района;
- утверждению и исполнению бюджета района;
- составлению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета района;
- контролю за исполнением бюджета района.
Участниками бюджетного процесса являются глава районной администрации, администрация района, районная Дума, расчетно-кассовый центр центрального банка Российской Федерации, управление Федерального казначейства по Братскому району, Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам № 17 по Иркутской области, распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов .
Информация о работе Местные Бюджеты: современное состояние и перспективы