Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:48, дипломная работа
Главная цель дипломной работы: анализ бюджета муниципального образования, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования местного бюджета в современных условиях.
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть значение местного бюджета в бюджетной системе России,
рассмотреть финансовую деятельность местных органов власти,
рассмотреть состав и структуру местного бюджета,
проанализировать формирование и исполнение бюджета МО «Братский район»,
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................…….....3
1. СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................……..6
1.1. Местный бюджет, как звено бюджетной системы РФ….. ..............................6
1.2. Доходы местных бюджетов, их состав, структура..........................................12
1.3. Основные направления использования средств местных бюджетов............17
1.4. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании
(на примере МО «Братский район»)............................................................……...22
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН») .............................................…......28
2.1. Динамика структуры бюджета МО «Братский район»
за период с 2000 по 2003 г.г..............................................................................……29
2.2. Мобилизация доходов местного бюджета...........................................….......36 2.3. Анализ расходной части бюджета МО «Братский район»....................…..58
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА .............................................….....67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................….88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ....................
Профицит бюджета на 01.01.04г. сложился в результате того, что были получены сверхплановые доходы в сумме 16224 тыс. руб., которые, при недостаточном получении кредитов банков (план 37001 тыс. руб., факт 13000 тыс. руб.), были направлены на погашение долговых обязательств района, и погашено кредитов на 7900 тыс.руб. больше, чем получено. (получено 13000 тыс. руб., погашено 20900 тыс. руб.). Не в полном объеме были использованы средства, находящиеся на счете бюджета на начало года (не использовано 3117 тыс. руб.). Плановые расходы не выполнены на 4197 тыс. руб. (по государственному и муниципальному управлению – на 210 тыс. руб., по жилищно - коммунальному хозяйству - на 1362 тыс. руб., по соцкультсфере - на 2446 тыс. руб.).
В результате, по факту сложился профицит бюджета за 2003 год в сумме 2093 тыс. руб., против планового дефицита бюджета в 18328 тыс. руб.
Фактическое поступление собственных доходов за 2003 года составило – 277790,0 тыс. руб. За предыдущий год в бюджет поступило 242389,0 тыс. руб., таким образом, поступление собственных доходов в 2003 году больше поступления 2002 года на 35401,0 тыс. руб. (или 115 %).
Графически структура доходов бюджета МО «Братский район» за 2003 год (по видам налогов) представлена в Приложении В.
В разрезе основных видов налогов следует отметить, что основную долю поступлений за 2003 год занимает налог на доходы физических лиц – 65 % , или 178438 тыс. руб., поступление аналогичного периода прошлого года составило 139370 тыс. руб. или 57 % от общей суммы поступлений. Одной из причин увеличения поступления налога в 2003 году на 39068 тыс. руб. явился рост среднемесячной заработной платы по району на 28 %.
Налога на прибыль в 2003 году поступило 6666 тыс. руб. (2 %), в 2002 году - 26724 тыс. руб. (11 %), это на 20058,0 тыс. руб. больше поступления 2003 года. Основная доля налога на прибыль в 2002 году поступила то ФГУП ВСЖД – 16636 тыс. руб., тогда как за 2003 год ФГУП ВСЖД был произведен возврат переплаты по налогу на прибыль.
Надо отметить, что ГУП ВСЖД является наиболее крупным налогоплательщиком Братского района, его доля в поступлениях собственных доходов местного бюджета составляет 28 %.
В Приложении В представлена структура доходов бюджета МО «Братский район» 2003г. по основным налогоплательщикам.
Удельный вес платежей за пользование лесным фондом составляет за 2003 г. - 8 % , в 2002 году он составлял 10 % (факт 2002 г. - 25220 тыс. руб., факт 2003 г. – 23487 тыс. руб.). Причина снижения поступления налога в 2003 г. в том, что законодательными актами не установлены повышающие коэффициенты к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню на 2003 г., а так же не продлено на 2003 г. действие коэффициента 1,12 который применялся в 2002 г.
Увеличилось в сравнении с предыдущим годом поступление по налогу на имущество предприятий на 7732 тыс. руб. Факт 2002 г. – 17557 тыс. руб., удельный вес в общей сумме поступлений – 7 %, факт 2003 года – 25289 тыс. руб., удельный вес – 9 %. Увеличение поступления объясняется проведением переоценки основных средств.
Поступление по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения увеличилось по сравнению с 2002 г. на 1275 тыс. руб. Возросло количество предприятий, которые перешли на упрощенную систему налогообложения.
В связи с тем, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) также претерпела в 2003 году значительные изменения в пользу плательщиков, поступление по ЕНВД в 2003 году ниже поступления предшествующего года на 4142 тыс. руб., и составляет 1828 тыс. руб., или 1 % в общей доле поступлений.
Поступление по налогу с продаж в 2003 году больше поступления 2002 г. на 994 тыс. руб. Факт 2002 года – 4056 тыс. руб., или 2 % от общей суммы поступления, факт 2003 г. – 5050 тыс. руб., или 2 %. Переход плательщиков на упрощенную систему налогообложения на результат поступления налога не повлиял.
По земельному налогу поступление в 2003 году увеличилось, и составило 8879 тыс. руб., - это 3 % от общей суммы доходов. За период прошлого года поступило 6192 тыс. руб., - это 3 %. Рост произошел в связи с применением в 2003 г. повышающего коэффициента в 1,8 раза. Однако необходимо отметить, что в связи с увеличением ставок земельного налога, собираемость налога снизилась на 4,8 %.
Удельный вес неналоговых доходов в 2003 г. составил 8 % от общей суммы доходов, их поступление составило - 22058 тыс. руб. Неналоговые доходы состоят: из суммы поступления от аренды имущества и земли - 7039 тыс. руб.; доходов от платных услуг - 9424 тыс. руб., штрафных санкций – 4341 тыс. руб. (в том числе штрафы ГИБДД – 1745,9 тыс. руб.); неустоек за нарушение лесохозяйственных требований – 1880 тыс. руб., прочих неналоговых поступлений.
По сравнению с 2002 г. поступление неналоговых доходов увеличилось на 8313 тыс. руб., в 2002 г. оно составляло 13745 тыс. руб. Значительный рост поступления произошел по арендной плате за земли несельскохозяйственного назначения – на 4172 тыс. руб. Комитет по имуществу улучшил работу по заключению договоров аренды земель, установил ежемесячные сроки уплаты платежа. На 2934 тыс. руб., увеличилось в 2003 г. поступление административных штрафов. Основную долю административных штрафов – более 40 %, составляют штрафы ГИБДД.
Доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями в 2003 г. поступило на 2308 тыс. руб. больше, чем в 2002 г.
Основной рост наблюдается по таким видам доходов как: доходы от коммунальных услуг – 897,1 тыс. руб., доходы от школьных столовых – 623,2 тыс. руб., доходы от рынков – 593,2 тыс. руб., (в основном рынок г. Вихоревка), доходы от медицинских услуг – 483,9 тыс. руб.
За 2003 год недоимка по налогам, пеням и штрафам в местный бюджет увеличилась на 11318,7 тыс. руб., недоимка на 01.01.2003 г. составляла – 66524 тыс. руб., на 01.01.2004 г. – 77842,7 тыс. руб. Значительное увеличение недоимки произошло по платежам за пользование природными ресурсами – на 3699,4 тыс. руб., (в основном по земельному налогу), по налогу на доходы физических лиц – на 3374,3 тыс. руб., по доходам от имущества, находящегося в государственной собственности – 3828,7 тыс. руб., (в основном по арендной плате за землю).
Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам № 17 по Иркутской области ведется постоянная работа с недоимщиками, они приглашаются на комиссию, плательщикам отправляются требования и напоминания о наступлении сроков уплаты платежей, выставляются инкассовые поручения. Большая часть недоимок приходится на предприятия, по которым уже ведется работа в плане признания долгов безнадежными к взысканию и списания недоимки. Так у 86 предприятий платежи приостановлены к взысканию, в том числе: в связи с введением процедуры наблюдения - 19 предприятий, в связи с введением внешнего управления – 3 предприятия, с открытием конкурсного производства – 52 предприятия, в связи с наложением ареста – 12 предприятий.
Администрацией района ведётся постоянная работа по увеличению поступлений доходов в бюджет муниципального образования.
Для снижения текущей недоимки, а также гашения недоимки прошлых лет при администрации района создана комиссия по работе с недоимщиками.
Совместно с инспекцией по налогам и сборам и районным управлением лесами установлен жесткий контроль за выдачей лесорубочных билетов только после уплаты в размере 100% всех лесных платежей.
Усилен контроль за соблюдением лесохозяйственных требований при заготовке древесины. Рост поступлений неустоек и штрафов за нарушение лесохозяйственных требований по сравнению с 2002 г. составил 457,2 тыс. руб.
Решением Братской районной Думы № 151 от 26.11.2002 г. ставки налога на имущество физических лиц с 2003 года установлены на максимально допустимом в соответствии с федеральным законодательством уровне. В результате роль налога на имущество физических лиц в доходах местного бюджета в 2003 г. возросла. Так, в 2002 г. поступило 288,0 тыс. руб., в 2003 г. – 729,3 тыс. руб. Рост составил 441,3 тыс. руб.
В целях рационального и эффективного использования земельных участков, максимизации собираемости арендной платы за земельные участки, Постановлением главы администрации района № 197 от 9.10.2002 г., установлены повышающие коэффициенты арендной платы за землю в границах населённых пунктов в зависимости от видов использования земель, местоположения, привлекательности, категории арендаторов.
При администрации района создана комиссия по контролю за поступлением арендной платы за землю в бюджеты всех уровней. Проводятся выездные проверки по району с целью контроля за использованием земель.
Таким образом, основным направлением бюджетной и налоговой политики администрации МО «Братский район» является мобилизация финансовых ресурсов районного бюджета на формирование приоритетных направлений расходов.
2.3 Анализ расходов местного бюджета
Проект расходной части бюджета формируется финансовым управлением на основании данных и расчётов по распределению предельных объёмов бюджетного финансирования, в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджетов РФ, а также по районным целевым программам, представляемых структурными подразделениями администрации, получателями средств районного бюджета: районным отделом образования, центральной районной больницей, управлением социальной защиты, отделом культуры, администрациями внутримуниципальных образований, муниципальными унитарными предприятиями ЖКХ, с учётом реальных возможностей бюджета .
При формировании расходов реализуется программа экономии бюджетных средств, включающая переход на нормативное бюджетное планирование на основе смет доходов и расходов бюджетных учреждений, строгое лимитирование материальных затрат, внедрение для бюджетных учреждений лимитов потребления тепла и электроэнергии, конкурсную систему муниципального заказа на приобретение товаров и услуг, внедрение и соблюдение нормативов штатной численности, приведение в соответствие с федеральным и областным законодательством системы оплаты труда работников бюджетной сферы и муниципальных служащих.
Основным принципом при составлении расходной части бюджета является его социальная направленность, что позволяет минимально от потребности финансировать бюджетные обязательства, доводимые до распорядителей и получателей бюджетных средств.
При формировании расходов бюджета на 2003 год был учтён проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», предложение по индексации минимальных размеров пособий, обязательств социальных выплат, денежного содержания муниципальных служащих, а также предложение по порядку индексации (повышения) оплаты труда работников бюджетной сферы, а именно повышение оплаты труда в 1,33 раза с 1.10.2003 г.
Оценка потребности в финансировании, представленная отделами на 2003 год в целом по всем отраслям, составила - 518894 тыс. руб. Доходная база обеспечила 85,9% от потребности. Первоначально план по расходам был утверждён в размере 445833 тыс. руб.
Основные показатели расходной части бюджета Братского района за 2003 год приведены в Приложении Б.
Фактически расходы бюджета за 2003 год исполнены в сумме 466872 тыс. руб. или 99,1% от уточненного годового плана на 2003 год, в том числе расходы, произведенные от доходов, полученных от платных услуг – 9475 тыс. руб.
За 2002 год расходы произведены в сумме 408759 тыс. руб. Таким образом, в 2003 г. произошёл рост на 58113 тыс. руб. или на 14%, который объясняется увеличением поступления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов на 66975 тыс. руб., увеличением собственных доходов на 35401 тыс. руб. В 2002 г. дефицит составлял 48239 тыс. руб., в 2003 году получен профицит - 2093 тыс. руб.
В разрезе основных отраслей финансирование расходов распределилось следующим образом:
- народное хозяйство – 92162 тыс. руб. или 19,7 % от расходов бюджета;
- соцкультсфера – 331614 тыс. руб. или 71 % от расходов бюджета;
- управление – 38723 тыс. руб. или 8,3 % расходов бюджета.
Графически структура расходной части бюджета Братского района за 2003 год представлена в Приложении В.
В бюджете Братского района предусмотрены расходы на содержание 114 учреждений образования .
При формировании расходов на образование используется специальная совокупность оперативно-сетевых показателей деятельности учреждений образования. Общее планирование расходов осуществляется по сметам.
В детских дошкольных учреждениях используют показатели количества групп и числа дней пребывания одного ребёнка в учреждении. На основе этих данных рассчитывается общее число детодней, по которому определяют расходы на питание.
В школьных заведениях исчисляют показатели количества классов и числа учащихся, на базе которых определяют количество педагогических ставок и другие параметры. Затраты по статье «Питание» планируются на основе установленных норм питания в день, количества учащихся, получающих питание, и дней кормления.
Расходы на образование за 2003 год составили 187617 тыс. руб. Удельный вес расходов бюджета на образование в общем объеме расходов составил 40,2% при плане 39,8%, в расходах на соцкультсферу 56,6%, при плане 56,2%. Против 2002 года расходы на образование возросли на 12458 тыс. руб.
От платных услуг получено 4218 тыс. руб., что на 982 тыс. руб. больше уровня прошлого года - 3236 тыс. руб.
Основной удельный вес в расходах занимает зарплата с начислениями -70,8% и составляет 132859 тыс. руб. Этот вид расходов увеличился по сравнению с 2002 годом на 12458 тыс. руб.
Фактические расходы на дошкольные учреждения в 2003 году на 5627 тыс. руб. больше первоначального плана и составили 25382 тыс. руб., по плану- 19755 тыс. руб.
Информация о работе Местные Бюджеты: современное состояние и перспективы