Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:48, дипломная работа
Главная цель дипломной работы: анализ бюджета муниципального образования, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования местного бюджета в современных условиях.
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть значение местного бюджета в бюджетной системе России,
рассмотреть финансовую деятельность местных органов власти,
рассмотреть состав и структуру местного бюджета,
проанализировать формирование и исполнение бюджета МО «Братский район»,
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................…….....3
1. СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................……..6
1.1. Местный бюджет, как звено бюджетной системы РФ….. ..............................6
1.2. Доходы местных бюджетов, их состав, структура..........................................12
1.3. Основные направления использования средств местных бюджетов............17
1.4. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании
(на примере МО «Братский район»)............................................................……...22
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН») .............................................…......28
2.1. Динамика структуры бюджета МО «Братский район»
за период с 2000 по 2003 г.г..............................................................................……29
2.2. Мобилизация доходов местного бюджета...........................................….......36 2.3. Анализ расходной части бюджета МО «Братский район»....................…..58
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА .............................................….....67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................….88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ....................
Таким образом, введение налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в 2004 году могло значительно увеличить собственные налоговые доходы местного бюджета, что позволило бы утвердить расходы на жилищно - коммунальное хозяйство на 2004 год в размере : 64271 + 44767,5 = 109039 тыс. руб. или 92,6% от потребности.
С принятием Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» сделан определённый шаг в решении задачи изменения сложившихся пропорций между отчислениями от регулирующих доходов по временным нормативам и собственными доходами местных бюджетов в пользу последних.
Вместе с тем, федеральные органы государственной власти продолжают практику ежегодного изменения нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты разных уровней, устанавливая их ежегодными законами о бюджете. Это лишает муниципальные образования возможности планирования даже на краткосрочную перспективу и уж тем более реализовать долгосрочные программы комплексного развития.
В табл. 3.2 приведены нормативы отчислений по регулирующим федеральным и региональным налогам в бюджет МО «Братский район» за последние пять лет.
Как видно из таблицы, за анализируемый период произошло перераспределение в пользу федерального центра налога на добавленную стоимость, 60% от лесного дохода; в пользу областного бюджета – 50 % от налога на имущество предприятий, 40% от налога с продаж.
Нормативы отчислений от регулирующих налогов на 2000-2004 г.г.
Наименование доходов | в федеральный бюджет, % | в областной бюджет, % | в бюджет Братского района, % |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 2000 год | ||
Налог на добавленную стоимость | 85 | 13,1 | 1,9 |
Лесной доход | 40 |
| 60 |
Налог на имущество предприятий |
|
| 100 |
Продолжение таблицы 3.2
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Налог на прибыль (30 %) | 36,7 |
| 63,3 |
Подоходный налог (12 %) | 16 |
| 84 |
Налог с продаж |
|
| 100 |
2001 год | |||
Налог на добавленную стоимость | 100 |
|
|
Лесной доход | 40 |
| 60 |
Налог на имущество предприятий |
| 50 | 50 |
Налог на прибыль (35 %) | 31,4(11) | 40 | 28,6 |
Подоходный налог (12 %) | 1 | 13,6 | 85,4 |
Налог с продаж |
| 40 | 60 |
2002 год | |||
Налог на добавленную стоимость | 100 |
|
|
Лесной доход |
| 40 | 60 |
Налог на имущество предприятий |
| 50 | 50 |
Налог на прибыль (24 %) | 31,2(7,5) | 39,6(9,5) | 29,2(7) |
Подоходный налог (13 %) |
| 11,5 | 88,5 |
Налог с продаж |
| 40 | 60 |
2003 год | |||
Налог на добавленную стоимость | 100 |
|
|
Лесной доход |
| 40 | 60 |
Налог на имущество |
| 50 | 50 |
Налог на прибыль (24 %) | 25 (6) | 45,8(11) | 29,2(7(5/2) |
Налог на доходы физических лиц |
| 11,5 | 88,5 |
Налог с продаж (5 %) |
| 40 | 60 |
Единый налог на вменённый доход | 30 | 15 | 45 |
Единый налог на совокупный доход | 30 | - | 60 |
2004 год | |||
Налог на добавленную стоимость | 100 |
|
|
Лесной доход | 100 |
|
|
Налог на имущество |
| 50 | 50 |
Налог на прибыль (24 %) | 20,8(5) | 50(12) | 29,2(7(5/2) |
Налог на доходы физических лиц |
| 50 | 50 |
Продолжение таблицы 3.2 |
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Налог с продаж (за 4 кв. 2003г. и недоимка прошлых лет) | - | 40 | 60 |
Единый налог на вменённый доход | - | 15 | 75 |
Единый налог на совокупный доход | - | - | 90 |
В табл. 3.3 приведён расчёт влияния изменения нормативов отчисления по регулирующим налогам в бюджет МО «Братский район», изменения налогового и бюджетного законодательства на доходы бюджета района в 2004 году (по данным финансового управления администрации МО «Братский район»).
Таблица 3.3
Влияние изменения налогового и бюджетного законодательства на доходы бюджета МО «Братский район» в 2004 году
Фактор | Дополнительные (выпадающие) доходы |
Передача в бюджет района областной доли налогов на совокупный доход (30%), переданной из федерального бюджета в 2004 году субъекту РФ, тыс. руб. | +1750 |
Индексация ставок земельного налога (за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья) в 1,1 раза, тыс. руб. | +400 |
Изменение нормативов отчислений от лесного дохода и зачисление платежей за использование лесного фонда в размере 100 % в федеральный бюджет, тыс. руб. | -30800 |
Налог с продаж, тыс. руб. | -4400 |
Отмена целевого сбора на благоустройство территории, тыс. руб. | -540 |
ИТОГО: | -33590 |
Выпавшие доходы местного бюджета в результате того, что Законом РФ «О федеральном бюджете на 2004 год» установлен норматив зачисления платежей за использование лесного фонда в федеральный бюджет в размере 100 %, составят 30800 тыс. рублей. Дополнительные доходы за счёт передачи в бюджет района областной доли налогов на совокупный доход (30%), переданной из федерального бюджета в 2004 году субъекту РФ, составит 1750 тыс.рублей. Таким образом, в 2004 году бюджет МО «Братский район», за счёт влияния изменения нормативов отчисления по федеральным налогам, отмены регионального налога с продаж, местного сбора на благоустройство территории, не получит 33590 тыс. рублей.
Удельный вес платежей за использование лесного фонда в доходах федерального бюджета 2004 года составляет всего 0,11 % (3,1 млрд. руб.). Однако зачисление этого вида доходов в полном объёме в федеральный бюджет существенно ослабило бюджеты муниципальных образований, основными плательщиками которых являются лесозаготовительные предприятия. Так в частности бюджет МО «Братский район» потерял около 14 % собственных доходов. Кроме того, это ослабило заинтересованность администрации района в работе с плательщиками по увеличению налогооблагаемой базы, своевременной уплате лесных податей и арендной платы за пользование участками лесного фонда.
Расходы минимального бюджета района на 2004 год, рассчитанного с учётом временных минимальных социальных норм и финансовых нормативов Иркутской области, исходя из потребностей бюджета, составили 670115 тыс. руб.
Планируемые доходы 2004 года – 527800 тыс. руб. (в том числе собственные доходы – 183940 тыс. руб, финансовая помощь – 343860 тыс. руб.), с учётом заложенного дефицита в размере 10 % от собственных доходов – 18300 тыс. руб., позволят обеспечить финансирование расходов бюджета в размере 81,5 % от потребности. В результате, расходы в сумме 124015 тыс. руб. не нашли отражение в бюджете.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что низкая доходная база местного бюджета не позволяет соблюдать социальные нормативы, предназначенные для расчёта минимального бюджета, что ведёт к недофинансированию основных отраслей бюджетной сферы района.
В табл. 3.4 и на рис. 9 приведён проект доходной части бюджета МО «Братский район» на 2004 год с учётом предложений по введению налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы и установления норматива отчисления по лесному доходу в местный бюджет в размере 60 % (т.е. на уровне 2003 г., с учётом индексации ставок за древесину в 2004 г. с коэффициентом 1,4).
Таблица 3.4
Доходы бюджета МО «Братский район» на 2004 год
Доходы | План | Предложение | Отклонение |
1.Налоговые доходы | 164740 | 240307 | +75567 |
Из них: |
|
|
|
-Платежи за пользование лесного фонда | 0 | 30800 | +30800 |
-Налог на содержание жилфонда | 0 | 44747 | +44767 |
2. Неналоговые доходы | 19200 | 19200 | 0 |
Всего налоговых и неналоговых доходов: | 183940 | 259507 | +75567 |
3.Дотации | 168791 | 168791 | 0 |
4.Субвенции и субсидии | 173627 | 173627 | 0 |
Продолжение таблицы 3.4 |
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 |
5.Средства, полученные по взаимным расчетам | 1442 | 1442 | 0 |
ВСЕГО ДОХОДОВ: | 527800 | 603367 | +75567 |
Дефицит | 18300 | 0 | -18300 |
Баланс | 546100 | 603367 | +57267 |
Рис. 9 Доходы МО «Братский район» на 2004 год
На рис. 10 и в таб. 3.5 приведён проект расходной части бюджета МО «Братский район» на 2004 год с учётом предложений по увеличению собственных доходов.
Увеличение собственных доходов позволило бы профинансировать необходимые расходы в размере 90% от потребности, сформировать бездифицитный бюджет, увеличить расходы на финансирование жилищно – коммунального хозяйства до 92,6 % от потребности, на 570 тыс. руб. увеличить расходы на тушение лесных пожаров, на 11930 тыс. руб. увеличить финансирование учреждений здравоохранения и социальной защиты (приютов, дома престарелых) по защищённым статьям бюджета (на питание, медикаменты).
Таблица 3.5
Расходы бюджета МО «Братский район» на 2004 год
Расходы | Потреб-ность по нормам | План на 2004 год
| % обеспеч. | Предло-жение | Откло-нение от плана (+,-) | % обеспеч. |
1.Управление | 55876 | 48753 | 87,3 | 48753 | 0 | 87,3 |
2.Правоохранительная деятельность | 2295 | 2295 | 100 | 2295 | 0 | 100 |
3.Промышленность | 1903 | 1903 | 100 | 1903 | 0 | 100 |
4.Сельское хозяйство | 113 | 100 | 88,5 | 100 | 0 | 88,5 |
5.Жилищно-коммунальное хозяйство | 117700 | 64271 | 54,6 | 109038 | +44767 | 92,6 |
6.Охрана окружающей среды | 700 | 700 | 100 | 700 | 0 | 100 |
7.Предупреждение чрезвычайных ситуаций | 690 | 120 | 17,4 | 690 | +570 | 100 |
8.Образование | 270310 | 249159 | 92,2 | 249159 | 0 | 92,2 |
9.Культура и искусство | 30681 | 25061 | 81,7 | 25061 | 0 | 81,7 |
10.Здравоохранение | 128428 | 102964 | 80,2 | 111984 | +9020 | 87,2 |
11.Физкультура | 2464 | 2070 | 84 | 2070 | 0 | 84 |
Продолжение таблицы 3.5 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
12.Социальная политика | 57762 | 47731 | 82,6 | 50641 | +2910 | 87,7 |
13.Прочие расходы с учётом возврата бюджетных кредитов | -1057 | -1027 | 97,2 | -1027 | 0 | 97,2 |
14.Обслуживание внутреннего долга | 2000 | 2000 | 100 | 2000 | 0 | 100 |
ВСЕГО РАСХОДОВ: | 670115 | 546100 | 81,5 | 603367 | +57267 | 90 |
Информация о работе Местные Бюджеты: современное состояние и перспективы