Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:48, дипломная работа
Главная цель дипломной работы: анализ бюджета муниципального образования, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования местного бюджета в современных условиях.
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть значение местного бюджета в бюджетной системе России,
рассмотреть финансовую деятельность местных органов власти,
рассмотреть состав и структуру местного бюджета,
проанализировать формирование и исполнение бюджета МО «Братский район»,
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................…….....3
1. СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................……..6
1.1. Местный бюджет, как звено бюджетной системы РФ….. ..............................6
1.2. Доходы местных бюджетов, их состав, структура..........................................12
1.3. Основные направления использования средств местных бюджетов............17
1.4. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании
(на примере МО «Братский район»)............................................................……...22
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН») .............................................…......28
2.1. Динамика структуры бюджета МО «Братский район»
за период с 2000 по 2003 г.г..............................................................................……29
2.2. Мобилизация доходов местного бюджета...........................................….......36 2.3. Анализ расходной части бюджета МО «Братский район»....................…..58
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА .............................................….....67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................….88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ....................
Рис. 10 Расходы бюджета МО «Братский район» на 2004 год
Предлагаемые меры по увеличению собственных доходов местного бюджета призваны, с одной стороны, активизировать работу местного самоуправления по развитию налоговой базы, с другой стороны, обеспечить соответствие доходов объёму расходов, необходимому для выполнения функций, возложенных на органы местного самоуправления.
Подавляющее большинство местных бюджетов формируется за счёт финансовой поддержки из бюджетов субъектов Российской Федерации и отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов.
Важнейшей проблемой межбюджетных отношений субъектов РФ и муниципальных образований является степень обоснованности установления нормативов отчислений от регулирующих доходов, размеров дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных образований на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов ( в том числе на реализацию федеральных, областных законов и программ).
При распределении средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований ставится задача достижения одновременно двух целей межбюджетного регулирования – выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и стимулирования их усилий по повышению доходов местных бюджетов.
На первом этапе расчёта размера дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности производится расчёт сумм доходов, дополнительно необходимых для выравнивания приведённых подушевых валовых налоговых ресурсов муниципального образования до среднеобластного уровня, в котором используется индекс налогового потенциала. Расчёт индекса налогового потенциала основан на использовании данных базового периода, приведённых в соответствие с условиями законодательства планируемого года.
Недостатком такого расчёта доходов бюджета для целей межбюджетного регулирования является то, что он не учитывает всех факторов, оказывающих влияние на формирование доходов в планируемом году, например реального изменения в предстоящем финансовом году структуры объектов налогообложения, состава налогоплательщиков.
В результате, при уменьшении налогооблагаемой базы и налогового потенциала в предстоящем финансовом году по сравнении с базовым периодом происходит завышение индекса налогового потенциала территории и занижение суммы доходов, дополнительно необходимых для выравнивания приведённых подушевых налоговых ресурсов муниципального образования на одного жителя до среднеобластного уровня, выделяемых муниципальным образованиям в виде передачи дополнительных нормативов по регулирующим федеральным и региональным налогам и дотации из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
Рассмотрим влияние отсутствия учёта изменения налогооблагаемой базы на расчёт величины дотации МО «Братский район» на 2003 год.
Методика расчёта налогового потенциала на 2003 год, утверждённая Законом Иркутской области «О межбюджетных отношениях в Иркутской области» от 5.07.2002г. № 31-оз, основана на фактических поступлениях закреплённых доходов в консолидированный бюджет области в среднем за 2000 и 2001 годы, приведённых в соответствие с условиями законодательства 2003 года, без учёта изменения налоговой базы.
В результате такого расчёта, сумма поступления по налогу на прибыль организаций, закреплённая за МО «Братский район» на 2003 год и используемая в дальнейших расчётах дотации, составила 18794 тыс. руб. Фактически за 2003 год в бюджет МО «Братский район» по налогу на прибыль поступило 6666 тыс. руб.
На поступление налога на прибыль организаций в 2003 году повлияло то, что у основного налогоплательщика - ГУП ВСЖД, по состоянию на 1 января 2003 года образовалась переплата по налогу на прибыль в местный бюджет в сумме 12460 тыс. руб. Возврат переплаты был произведён в 2003 году, что не учтено в расчётах дотации на 2003 год.
В Приложении 3 представлен расчёт влияния изменения налоговой базы по налогу на прибыль в текущем году на размер дотации из областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
Таким образом, за счёт отрицательной ошибки в планировании только налога на прибыль организаций, при использовании в методике расчётов дотации на 2003 год данных за период 2000-2001г.г. без учёта изменения налогооблагаемой базы в текущем 2003 году, сумма доходов, необходимых для выравнивания подушевых доходов до среднеобластного уровня, была занижена на 23807 тыс.руб. На этапе стимулирования дополнительные доходы за счёт завышения налогового потенциала составили 3699,8 тыс.руб.
В итоге, объём средств, получаемых муниципальными образованиями в виде переданных доходов по дополнительным нормативам отчисления от федеральных и областных налогов и дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, МО «Братский район» в 2003 году занижен на 20107,2 тыс. руб.
Отсутствие учёта фактора изменения налогооблагаемой базы в методике расчётов дотаций не единственный её недостаток. Необходима постоянная работа по усовершенствованию методики расчёта и согласование проведённых расчётов между исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.
Рассмотрение бюджетных разногласий должно обеспечить достижение трёх целей:
1) учёт всех аргументов сторон;
2) исправление допущенных другой стороной ошибок путём обжалования её действий и решений в вышестоящую инстанцию;
3) последовательное уточнение формул расчёта нормативов отчислений в бюджет муниципального образования от федеральных налогов и налогов субъекта РФ, размеров дотаций муниципальному образованию, субвенций и субсидий из фонда компенсаций на финансирование отдельных целевых расходов, в случае получения в результате расчёта по ним необъективных показателей межбюджетных отношений в целях получения в итоге таких формул, которые учитывали бы все факторы, влияющие на установление реальных показателей межбюджетных отношений.
Постоянное сокращение перечня местных налогов и сборов, ежегодный пересмотр стабильных доходных источников в пользу федерального и регионального бюджетов, завышенное прогнозирование поступления в местные бюджеты федеральных и региональных налогов, занижение расходов бюджета с целью уменьшения нормативов отчисления от регулирующих налогов, приводит к тому, что муниципалитеты имеют очень низкую бюджетную обеспеченность.
С целью устранения проблемы недостаточности доходного потенциала бюджета муниципального образования и совершенствования формирования местного бюджета предлагается:
1) ввести местный налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;
2) закрепить на федеральном уровне за бюджетом субъекта РФ на постоянной или хотя бы на временной основе (на срок не менее 5 лет) норматив отчисления в размере 60% от платежей за пользование лесным фондом, с последующим закреплением на уровне субъекта РФ зачисления этого вида доходов в полном размере в местный бюджет;
3) на уровне субъекта РФ законодательно закрепить внесение изменений в расчёт дотаций муниципальным образованиям из фонда финансовой поддержки на выравнивание бюджетной обеспеченности на текущий финансовый год, по итогам предыдущего года, с учётом изменения налогового потенциала бюджета муниципального образования;
4) проведение мероприятий администрацией района по мобилизации доходов и оптимизации расходов:
- продолжение работы ранее созданной межведомственной комиссии по увеличению доходного потенциала района и работе с предприятиями, имеющими задолженность по платежам в бюджет;
- активизировать работу комитета по управлению имуществом Братского района по контролю за поступлением арендной платы за пользование земельными участками, муниципальным имуществом;
- разработать схему контроля за полнотой уплаты штрафов лицами, привлечёнными к административной ответственности;
- в целях экономии средств бюджета, организовать централизованные оптовые закупки строительных материалов, топлива, энергоресурсов по более низким ценам, согласно программы муниципального заказа;
- продолжить работу по оптимизации структуры бюджетной сферы района.
Таким образом, укрепление финансовых основ местного самоуправления невозможно без совершенствования межбюджетных отношений, что связано с закреплением за местным бюджетом доходных источников, достаточных для осуществления функций местного самоуправления и возложенных на них государственных расходных полномочий, а также с разграничением и законодательным оформлением бюджетных прав и гарантий органов местного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной дипломной работе рассмотрены особенности формирования бюджета муниципального образования.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бюджетно-финансовой деятельности местного самоуправления являются: Конституция РФ; Бюджетный и Налоговый кодексы РФ; Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами самоуправления самостоятельно в соответствии с Уставом муниципального образования.
Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых доходов, а также может включать финансовую помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций.
Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с: решением вопросов местного значения; осуществлением отдельных государственных полномочий; обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и бюджетным ссудам.
Анализ динамики бюджета МО «Братский район» показал, что за период с 2000-2003 г.г. доходы бюджета увеличились на 254815 тыс. руб. или в 2,2 раза. При этом наблюдается постоянный рост доли финансовой помощи из вышестоящих бюджетов и снижение доли налоговых доходов в структуре доходов. Это является последствием изменений, вносимых в налоговое и бюджетное законодательство, снижения нормативов отчисления в местный бюджет по стабильным федеральным и региональным налогам, снижения перечня местных налогов и сборов.
Наибольший удельный вес в расходной части бюджета составляют расходы на нужды образования, в среднем за анализируемый период они составили 39,6 % от всех расходов. Далее идут расходы на содержание жилищно - коммунального хозяйства - 20,3% и расходы на здравоохранение - 14,9 %.
Анализ динамики структуры позволил сделать вывод о сравнительной устойчивости структуры функциональных расходов местного бюджета, имеющего социальную направленность.
В третьем разделе рассмотрены основные проблемы и предложения по совершенствованию формирования бюджета муниципального образования.
Формирование минимального бюджета осуществляется на основе использования системы социальных норм и финансовых нормативов, утверждённых Законом Иркутской области «О временных минимальных социальных нормах и финансовых нормативах Иркутской области» с учётом возможности бюджета. Расчёты потребности, основанные на этих нормативах не совпадают с реальными возможностями местных бюджетов, т. е. доходная база местного бюджета не обеспечивает потребность в расходах. Так утверждённый план по доходам бюджета МО «Братский район» на 2004 год обеспечивает финансирование расходов в размере 81,5 % от потребности.
Для повышения доходного потенциала местного бюджета предлагается расширить перечень местных налогов путём возврата местного налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Это будет тем более обосновано, так как расходы местного бюджета на содержание жилищно - коммунального хозяйства постоянно растут.
Введение указанного налога в 2004 г. позволило бы утвердить расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в размере 92,6 % от потребности, увеличив их на 44767 тыс. руб.
Ежегодные изменения нормативов отчисления от федеральных налогов в бюджеты разных уровней также снижает доходную базу местного бюджета, лишает муниципальное образование возможности планирования бюджета на перспективу. Так в 2004 г. бюджет МО «Братский район» потерял 30800 тыс. руб. за счёт зачисления в полном размере в федеральный бюджет платежей за использование лесного фонда.
Предлагается установить на федеральном уровне норматив отчисления по лесному доходу в бюджет муниципальных образований, основными налогоплательщиками которых являются лесозаготовительные предприятия, на уровне 2003 г., т. е. в размере 60%.
В результате, увеличение налоговых доходов составило 75567 тыс. руб., что позволило бы сформировать бездефицитный бюджет на 2004 г., профинансировать необходимые расходы в размере 90 % от потребности.
В современных условиях, когда большинство местных бюджетов формируется за счёт финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов, важнейшей проблемой является степень обоснованности установления дополнительных нормативов отчисления от регулирующих доходов и размеров дотаций, субсидий, субвенций.
Недостатком методики расчёта дотаций является то, что в ней используются данные о поступлениях в базовом периоде, приведённые в соответствие с условиями законодательства в планируемом году, но не учитывается такой фактор, как изменение налогооблагаемой базы в текущем году.
Информация о работе Местные Бюджеты: современное состояние и перспективы