Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:44, дипломная работа
Актуальность темы настоящего исследования вызвана как необходимостью преодоления негативных социальных последствий смены социально-экономической формации и связанных с этой сменой изменениями в требованиях к работе органов муниципальной власти, а следовательно изменениями в требованиях к муниципальным служащим, так и необходимостью теоретического рассмотрения и осмысления принципов и подходов к вопросам методологии формирования технологической составляющей кадровой работы в администрациях муниципальных образований. Это требует сочетания системного и комплексного подходов к вопросам подготовки, подбора и обучения муниципальных служащих.
Во
время прохождения
Так же на наш взгляд, на сегодняшний день следует говорить о том, что основополагающей задачей в муниципальном образовании считают работу с резервом кадров. Именно эту цель в качестве основной определяет глава города. Но сначала следует оценить качество применения других технологий кадровой работы.
Технологии
кадрового обеспечения
Большое
внимание в процессе анализа кандидатов
уделяется соображениям безопасности.
Администрация административно-
Что
касается методик оценки кадрового
потенциала администрации, то они в
изучаемом муниципальном
Технологии обеспечения законодательства о муниципальной службе и труде. Данные технологии вполне очевидны и их применение не отличается от аналогичного в других органах местного самоуправления. В основном, это рутинная работа, связанная применением принимаемого законодательства о муниципальной службе и о труде. Сбор необходимых документов, подписание трудовых договоров, разработка правоприменительных актов по муниципальной службе – типичная деятельность кадровых служб в органах местного самоуправления.
Современная кадровая ситуация в администрации муниципального образования «город Югорск» складывается таким образом, что приходит достаточно большое количество сотрудников, не имеющих достаточного уровня квалификации для выполнения поставленных задач и исполнения должностных обязанностей. Это приводит к необходимости уделять повышенное внимание технологиям организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки муниципальных служащих. По результатам проведенного социологического опроса, высшее образование имеют 92% служащих, при этом второе высшее образование имеет лишь 8%, что, безусловно, следует считать небольшим показателем. При этом никто из опрошенных не имеет ученой степени. Несмотря на высокий уровень образования опрошенных служащих, базовое управленческое образование имеют всего лишь 9%.
Отсутствие базового управленческого образования – реальность во многих органах государственной власти и местного самоуправления. Но его необходимость очевидна для многих и активно идет процесс подготовки специалистов с таким образованием, как, впрочем, и использование их на ответственных должностях. Но достаточно отрадно то обстоятельство, что среди направлений высшего образования наиболее часто встречается экономическое – около 37%. Хорошо и то, что при расстановке специалистов по должностям муниципальной службы соблюдается принцип соответствия образования занимаемой должности.
Основной целью повышения квалификации и переподготовки кадров является повышение уровня управленческой культуры в процессе развития своей профессиональной компетентности, совершенствование определенных направлений профессиональной деятельности, а также получение знаний и выработка навыков разрешения конкретных профессиональных проблем.
Отдел кадров ежегодно:
Наиболее востребованными программами переподготовки служащих являются программы: «государственное и муниципальное управление», «закупки для государственных и муниципальных нужд», «делопроизводство». Кроме того, 3 муниципальных служащих проходят переподготовку по 500-часовой программе (двое по направлению финансов и еще один – по юридическому).
Необходимо говорить о том, что в настоящее время повышение квалификации муниципальных служащих ведется достаточно активно, но все равно не все потребности удовлетворяются. Конечно, в сравнении с прошлым десятилетием, когда подобной работы в иные года вообще не происходило, цифры радуют. Но до сих пор достаточно мало отводится квот, тратится недостаточно средств. А при этом необходимость в переподготовке кадров стабильно растет. Увеличить количество обучающихся позволяет губернаторский набор, средства, которые тратятся из бюджет ХМАО.
Еще
одной проблемой
Но
все-таки очевидна необходимость увеличения
количества обучаемых служащих, без
этого не будет повышения
Достаточно важной процедурой, на наш взгляд является использование технологий проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, а также аттестаций и квалификационных экзаменов. К сожалению, во время прохождения практики дипломанту не удалось присутствовать ни на одном из подобных мероприятий, судить о них приходится по нормативным актам и интервью с сотрудниками отдела кадров. Основной проблемой проведения конкурсов на замещение вакантных должностей является проблема безальтернативности состава участников. К сожалению, после различных процедур проверки, подготовки к подобным мероприятиям в конкурсе принимает в лучшем случае 1-2 участников. По словам одного из сотрудников администрации, с которым удалось провести интервьюирование, конкурс зачастую становится формальностью, он готовится как формальность и как формальность и проводится. К сожалению, это проблема не отдельно взятой администрации, это проблема всех органов государственной власти и местного самоуправления. Технологически данный процесс закреплен, есть и нормативные акты, управленческие комплексы воздействия. Но нет практики применения, а главное – осознание коренной необходимости и потребности в проведении конкурсов. Стой же долей истины это можно отнести и к практике проведения аттестаций и квалификационных разрядов. По нашим сведениям в практике отдела кадров никогда не было практики, когда служащий не сдал бы экзамен на присвоение ему квалификационного разряда.
Очевидно, что описанная выше технология работает не в полную силу, что необходимо как время, так и применение отдельных социальных технологий для того, чтобы конкурсы, аттестации и экзамены стали действительно важным элементом кадровой работы. Ведь применение этих технологий позволит решить ряд важных проблем кадровой работы. К примеру, очевидна большая ротация сотрудников в отдельных администрациях. Это происходит в том числе и потому, что работать приходят специалисты с недостаточно высокой квалификацией, неготовые к выполнению поставленных управленческих задач. В органах местного самоуправления это видно особенно отчетливо – работа находится на виду многих людей, обращающихся за решением собственных проблем в администрацию.
Положительным результатом следует считать активное внедрение и использование технологии формирования и использования единого банка кадровой информации по муниципальным служащим. Существует ряд программных продуктов, наработок в данной области, которые помогают отследить большинство важной информации по конкретному муниципальному служащему : персональные даны, уровень и качество полученного образования, результаты прохождения аттестаций и экзаменов, участие в программах по переподготовке и повышении квалификации, информация по нахождению в резерве на замещение и др. Безусловно, облегчается процесс поиска необходимых данных, а также ускоряется общая работа отдела кадров. Можно сделать также вывод о том, что внедрение данного технологического комплекса напрямую зависит от применяемых информационных технологий и процесса компьютеризации. Необходимость банка кадровой информации также очевидна при переходе служащего на государственную службу, или работу на государственные предприятия.
В ключе решения проблема организационного развития и совершенствования работы администрации большое значение имеют технологии формирования и подготовки резерва кадров муниципальных служащих, этому вопросу следует уделить особое внимание. Очевидна значимость подготовки квалифицированного персонала, который смог бы в будущем квалифицированно выполнять поставленные задачи.
На сегодняшний день работы с резервом кадров в администрации только началась.
Процесс набирает обороты, основными этапами следует считать следующие:
Особенностью работы с резервом кадров администрации муниципального образования «город Югорск» является усиленное внимание к подготовке оперативного резерва кадров, то есть подготовка дублеров руководителей. Данный резерв состоит из сотрудников, которые в случае болезни, отпуска, командировки или увольнения руководителя автоматически приступают к временному исполнению его обязанностей и при удовлетворительных результатах претендуют на полноправное занятие данной должности. К сожалению, при этом недостаточно внимания уделяется подготовке стратегического резерва кадров. Подготовка данного резерва достаточно трудоемкая задача, требующая больших усилий и времени.
Сложность
данной задачи состоит в том, что
специалистам по кадрам приходится не
просто планировать резерв, исходя
из фактической организационно-
Однако, все-таки, на наш взгляд, основной проблемой подготовки резерва кадров следует считать известную степень формализации данного процесса. К сожалению, работники отдела кадров выполняют необходимые этапы процесса подготовки резерва, исполняют нормативно-правовые предписания, но при этом очевидно, что остальные мероприятия не подчинены данному процессу, резерв – не являются целью, но является лишь формальной необходимостью. Как уже говорилось выше, отсутствует обучение служащих, исходя из их положения в резерве, нет перспективного плана работы с резервом. Складывается мнение, что данная работа завершит свой круг вместе с выборами нового главы, а затем начнется вновь, с чистого листа.
Как показал социологический опрос, 92 % опрошенных знают о своем включении в резерв кадров, но при этом лишь 17% респондентов имели конкретный разговор с руководством по вопросу включения в резерв, общий – 33%. Не имели вообще – 50% респондентов, то есть ровно половина опрошенных. Подавляющее большинство сотрудников не имеет личного плана подготовки к должности, на которой они находятся в резерве.
Негативной особенностью работы с резервом кадров в муниципальном образовании является и отсутствие стажировок по необходимым должностям. А ведь кроме них, необходимы также: обучение внутри организации, ротация внутри подразделения, стажировка на рабочем месте, подготовка проектов, рефератов, отчетных работ, подтверждающий уровень квалификации.