Муниципальная кадровая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:44, дипломная работа

Описание

Актуальность темы настоящего исследования вызвана как необходимостью преодоления негативных социальных последствий смены социально-экономической формации и связанных с этой сменой изменениями в требованиях к работе органов муниципальной власти, а следовательно изменениями в требованиях к муниципальным служащим, так и необходимостью теоретического рассмотрения и осмысления принципов и подходов к вопросам методологии формирования технологической составляющей кадровой работы в администрациях муниципальных образований. Это требует сочетания системного и комплексного подходов к вопросам подготовки, подбора и обучения муниципальных служащих.

Работа состоит из  1 файл

_Диплом Муниципальная кадровая политика !.doc

— 1.64 Мб (Скачать документ)

     Говоря  об основных выявленных в рамках настоящей  выпускной квалификационной работы проблемах, отметим, что управление персоналом в администрации города напрямую зависит от взаимодействия этого персонала с внешней средой: населением города. Причём это взаимодействие не ограничивается только управленческой функцией администрации .

     Основной  задачей отдела муниципальной службы и кадров является обеспечение высококвалифицированными специалистами, организацией их эффективного использования, профессионального и социального развития – отдел занимается не в полной мере, т.к. не определены источники набора персонала, не формируется банк данных, не определена работа с кадровым резервом.

     В администрации города Югорска используются пассивные методы отбора персонала – размещение объявлений в СМИ. Сама процедура отбора персонала включает проведение конкурса. Проведение конкурса на замещение вакантной должности в администрации города Югорска обеспечивает реализацию конституционного права граждан на прохождение муниципальной службы. Для отбора специалиста проводится собеседование с претендентами на объявленную вакансию. Однако, оценка претендента посредством собеседования имеет ряд проблем. Основа этих проблем имеет эмоциональный и психологический характер. Так, например, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования. Другая проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с лицом, с которым проводилось собеседование непосредственно перед этим. Если предыдущий собеседник выглядел особенно плохо, то  последующий кандидат будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Есть у проводящих интервью и такая тенденция, как оценка более благоприятно тех кандидатов, внешний вид, социальное положение и манеры которых в большей мере напоминают их собственные. Поэтому целесообразней ввести дополнительные методы оценки при отборе кандидата. К таким методам относятся: анкетирование, центры оценки, испытания и т. п.. Необходимо разработать дополнительную программу оценки при отборе персонала, определить для каких должностей достаточно собеседования, а для каких установить дополнительные методы оценки. Если ввести поэтапное проведение конкурса, то на заседание конкурсной комиссии, претенденты выходят уже с суммарным баллом, полученным от прохождения предыдущих этапов (сбор «анкетных», биографических данных о кандидатах; профессиональное собеседование с кандидатами, включающее элементы деловых игр, домашних заданий, профессиональных проб; психологическое тестирование, анализ представленных кандидатами работ по темам, связанным с предстоящей деятельностью), то членам конкурсной комиссии будет представлена полная картина о претендентах и принятое решение будет гораздо объективнее.

     Прежде  чем начинать процедуру отбора, необходимо проводить анализ работы и составлять профессиограмму или карту компетентности – портрет идеального сотрудника, который включает в себя общую  характеристику профессии, особенности работы, необходимые для ее выполнения, психологические характеристики. В администрации города Югорска такие процедуры не проводятся.

     В администрации города также отсутствует  ротация кадров, что является очень  важным аспектом подготовки высококвалифицированного специалиста в перспективе, прошедшего все этапы и уровни работы в разных областях и структурах.

     Также важно отметить, что в администрации  города отсутствуют процедуры введения в должность и адаптации муниципального служащего к новому рабочему месту (не проводятся вводные лекции с определением целей работы, приоритетных направлений в работе и основных задач и т.д.), чаще всего данную функцию выполняет руководитель структурного подразделения, куда принимается новый работник. Введение в должность – процесс управления адаптацией сотрудника. Основная задача управления адаптацией персонала состоит в устранении причин и снижении негативных моментов, неизбежно возникающих при приспособлении работника к условиям новой внешней и внутренней среды. Процедуры адаптации призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Суть адаптации – во взаимном приспособлении человека и окружающей среды, как предметно-вещественной, так и социальной.

     В администрации города Югорска также  не работает такая функция, как управление деловой карьерой, ввиду отсутствия такой функции в положении об отделе муниципальной службы и кадров. Управление карьерой затрагивает такие важные проблемы, как удовлетворенность персонала работой в администрации и связанную с этим производительность труда; преемственность профессионального опыта и культуры администрации; обеспечение бесперебойного и рационального замещения ключевых должностей; адаптивность и маневренность в условиях быстрых изменений в содержании и разделении труда, в условиях кризисов.

     Вся важность существования программ введения в должность, управления карьерой не осознается руководством администрации  города, тем более, что такие процедуры  значительно снижают риск увольнения работников вследствие неудовлетворенностью работой, либо неадаптированностью в первые месяцы работы.

     Такие функции, как мотивация, стимулирование, оценка в администрации города Югорска  выполняются частично, но без разработок научно-обоснованных методик, интуитивно, на основе практического опыта.

     Например, мотивация и стимулирование труда муниципальных служащих не имеет определенной программы, которая содержала бы нормы положительной и отрицательной мотивации для отдельных работников. В администрации города Югорска преобладает материальное стимулирование, моральное стимулирование труда руководством администрации не развивается и носит «шаблонный» характер, например, награждение работников почетными грамотами и благодарственными письмами только к какому-либо празднику и только потому, что «нужно наградить». Например, хорошей мотивацией может стать отметка работника на стене почета или в местной газете, либо внутренней газете администрации. Нет индивидуального подхода стимулирования к каждому работнику, не учитываются моральные потребности работника. Для реализации данных направлений также необходима соответствующая структура управления персоналом.

     Хотя  в администрации города Югорска  разработано Положение о кадровом резерве, но эффективная работа с  ним невозможна из-за отсутствия физической возможности, а также документального закрепления организации подготовки кадров, состоящих в кадровом резерве, но работающим на разных предприятиях, то есть подготовить данных работников к прохождению муниципальной службы не представляется возможным.

     В администрации города Югорска отсутствует система муниципального заказа на подготовку квалифицированных кадров, сдерживающим фактором являются дотации на программы целевой подготовки муниципальных служащих. Но, даже по этой программе существуют значительные проблемы, нет плана подготовки (переподготовки) конкретных работников, набор носит стихийный характер. Для набора квалифицированного персонала на первые ступени муниципальной службы необходимо налаживать связи с близлежащими ВУЗами.

     Информированность управления персоналом очень слабая, иногда проводятся лекции для муниципальных служащих о правилах этикета, либо других проблемах, но это лишь однократные и редкие попытки доведения информации до сотрудников. Нет достаточной открытости в работе управления персоналом, нет активного взаимодействия с работниками. Для эффективности работы в этом направлении, нужно наладить систематичность, разработать информационные листовки, памятки для работников, выпускать внутреннюю газету, организовать стенд.

     В целом можно сделать вывод, что  проблемы управления персоналом не представляют актуального интереса в администрации, а также цели муниципальной службы в системе управления администрации города Югорска уходят на второй план.

     Таким образом, отсутствие системности в  управлении персоналом в первую очередь зависит от структуры. Мы видим, что конкретной структуры по управлению персоналом в администрации города Югорска нет, основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел муниципальной службы кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки.

     Однако, отдел муниципальной службы и  кадров не является ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром  кадровой работы. Он структурно разобщен с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления персоналом. Отдел муниципальной службы и кадров, пока имеет низкий организационный статус, является слабым в профессиональном отношении. В силу этого он не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормативных условий его работы.

     Основу  концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. В администрации города Югорска пока такая концепция не работает, руководители администрации еще не осознают важность данной концепции, но первые шаги в сторону ее реализации уже намечены.

     Одной из самых острых проблем нашей  страны остается повышение уровня доверия  населения к власти. Отношение  жителей муниципального образования к органам муниципальной власти является показателем эффективности работы органов местного самоуправления, и, в частности, работы чиновников, а следовательно и управления персоналом.

     В городе Югорске с 13 по 16 февраля 2008 года проводился телефонный опрос жителей по вопросу доступности  органов местного самоуправления населению. Было опрошено 300 человек (1% от общего числа жителей г. Югорска).

     На  вопрос «Обращались ли Вы в органы местного самоуправления в последний  год?» утвердительно ответили лишь 54 респондента.

     На  следующий вопрос «Удалось ли органам местного самоуправления решить Ваш вопрос?» ответы распределились следующим образом:

     Решили  вопрос по существу – 30%

     Предприняли усилия, но не могли решить вопрос – 15%

     Разъяснили, как решить вопрос – 16%

     Не  уделили должного внимания – 20%

     Другое  – 11%

     

     Рис. 21. Диаграмма результатов  ответов по вопросу: «Удалось ли органам  местного самоуправления решить Ваш вопрос? 

     Таким образом, положительным показателем  является большой процент (30%) решения вопроса, но также достаточно высокий  процент оставления вопроса без внимания (20%). На вопрос «Возвращаясь к деятельности администрации и главы города, скажите, одобряете, или не одобряете Вы их деятельность?» ответы распределились так: положительный ответ («Скорее одобряю») дали 51% респондентов, это очень хороший показатель работы администрации.

     

     Рис. 22. Диаграмма результатов  ответов по вопросу: «Возвращаясь к деятельности администрации и  главы города, скажите, одобряете, или не одобряете Вы их деятельность?»

     Рассмотрим  ответы на вопрос «Как Вы считаете, в  целом доступны ли чиновники администрации  города населению?» 

     

       Рис. 23. Диаграмма  результатов ответов  по вопросу: «Как Вы считаете, в целом доступны ли чиновники администрации города населению?» 

     Большинство ответов (46%) – положительные («безусловно, доступны» и «скорее доступны»  в сумме ответили 137 респондентов), 77 (26%) ответов – «скорее не доступны» и «до чиновников не достучаться». Среди «других ответов» 14 ответов (4,6% от общего числа опрошенных) – негативное, хамское, некультурное отношение чиновников, бюрократия.

     На  вопрос «Какие отрицательные примеры  деятельности городских властей  Вы могли бы привести?» 2 % респондентов отметили бюрократию (очереди в кабинеты, хамское отношение, много чиновников – много проблем и т. д.).

     Таким образом, большинство респондентов оценивают работу администрации  положительно, но настораживает наличие  значительного процента отрицательных ответов, таких, как хамство чиновников, что говорит о том, что некоторые чиновники не выполняют основную задачу муниципальной службы - служение народу.

Информация о работе Муниципальная кадровая политика