Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций
Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.
Итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность избирательной комиссии, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий предоставляются для ознакомления избирателям, кандидатам, доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Предоставление указанных данных осуществляет избирательная комиссия.
Официальное
опубликование полных данных о результатах
выборов осуществляется в течение трех
месяцев со дня голосования.
3. Законодательное регулирование организации и проведения местного референдума.
Значимость местного референдума как высшего непосредственного выражения воли населения муниципального образования выражается в положениях ст.22 Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, согласно которой “решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если в соответствии с нормативными актами субъектов Российской Федерации или уставом соответствующего муниципального образования для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание нормативно-правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования”.
Согласно Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований (ст.1).
Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующие принципы проведения местного референдума: во-первых, участие в референдуме является непосредственным и добровольным; во-вторых, голосование осуществляется тайно; в-третьих, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Местный референдум назначается и проводится в порядке и сроки, которые установлены соответственно Федеральным конституционным законом “О референдуме Российской Федерации”, Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть вынесен на референдум не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу (ст.12 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”).
На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления.
На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о формировании состава органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных выше (ст.13 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения (ст.14).
Для назначения местного референдума в орган, установленный законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, должны быть представлены подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.
Законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований может быть предусмотрена реализация инициативы проведения местного референдума также в форме собрания участников референдума (ст.15).
Местный референдум назначается органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано не менее чем за 45 дней до дня голосования. Решение о назначении референдума публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия (ст.16 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме обеспечивают комиссии референдума. Под комиссией референдума понимается коллегиальный орган, формируемый (образуемый) в порядке и сроки, которые установлены федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение референдумов в Российской Федерации.
При проведении соответствующих референдумов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют в качестве комиссий референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих формирование избирательных комиссий, которое принято в порядке, предусмотренном ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Решения и акты комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и участников референдума (ст.21).
Формирование комиссий референдума осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых комиссий референдума - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собрании избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы выборным органом местного самоуправления.
Формирование комиссий референдума осуществляется не позднее трех дней после образования участка референдума.
Членами комиссий референдума с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов местного самоуправления, судьи, а также инициативных групп по проведению референдума. Член комиссии референдума не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей соответственно уровню референдума комиссии референдума. Срок полномочий членов комиссии референдума с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих комиссий референдума (ст.24).
Статус членов комиссий референдума закреплен в статье 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Деятельность комиссий референдума осуществляется коллегиально.
Финансирование комиссий по проведению местного референдума осуществляется за счет средств местного бюджета, если иное не предусмотрено законом.
Каждый избиратель или группа избирателей, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, а равно общественное объединение могут образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 10 человек. Инициатором проведения референдума может также выступить избирательное объединение, зарегистрированное в органе юстиции того уровня, на котором предлагается провести референдум, или более высокого уровня. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В случае, если постоянно действующая избирательная комиссия того уровня, на котором предлагается провести референдум, отсутствует, функции комиссии референдума до её сформирования временно выполняет орган местного самоуправления данного уровня. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Соответствующая избирательная комиссия (комиссия референдума), а при её отсутствии орган местного самоуправления, установив соответствие ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов требованиям ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает представительный орган местного самоуправления, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению референдума выдается решение соответствующего органа, в котором указываются основания отказа.
Основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума.
В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям федерального конституционного, федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования избирательная комиссия (комиссия референдума) в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума документов (пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и итоговый протокол инициативной группы) направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в орган местного самоуправления, уполномоченные принять решение о назначении референдума. Копия постановления избирательной комиссии (комиссии референдума) направляется инициативной группе.
Об итогах голосования на соответствующем участке референдума комиссия референдума составляет протокол об итогах голосования.
Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования.