Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций
Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.
Органы местного самоуправления через территориальные органы Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и в соответствии с заключенным договором вправе возложить на уполномоченный банк следующие функции:
1) кассовое исполнение местного бюджета;
2) кассовое обслуживание органов местного самоуправления;
3) размещение (инвестирование) свободных остатков средств местного бюджета путем покупки государственных и муниципальных облигаций с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет;
4) размещение муниципальных облигаций и билетов муниципальных денежно - вещевых лотерей.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и на условиях, устанавливаемых договором.
В соответствии с законодательством Российской Федерации органы местного самоуправления вправе:
1) выдавать предусмотренные местным бюджетом ссуды юридическим и физическим лицам при условии обеспечения финансирования расходной части местных бюджетов;
2) получать в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты на условиях, согласованных с представительными органами местного самоуправления.
Наряду с местными бюджетами финансовые ресурсы местного самоуправления включают также муниципальные внебюджетные (включая валютный) фонды. Внебюджетные фонды муниципальных образований создаются только как целевые. Право на их образование является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления (ст.41 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации). Они же самостоятельно, в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утверждают положение о внебюджетном (в том числе валютном) фонде (о каждом фонде в отдельности), устанавливают порядок формирования и использования средств муниципальных внебюджетных фондов и контроля за использованием этих средств, привлекая при необходимости для этих целей аудиторов.
Муниципальные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:
1) добровольных взносов юридических и физических лиц;
2) доходов от аукционов, за исключением доходов от приватизации предприятий, реализации имущества (актива) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий муниципальной собственности, а также незавершенных строительных объектов;
3) штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются по целевому назначению на проведение природоохранных, профилактических и оздоровительных мероприятий;
4) штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию в сохранности памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
5) иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации5.
Муниципальный валютный фонд формируется за счет добровольных валютных взносов юридических и физических лиц и других поступлений. Не могут быть направлены в муниципальные внебюджетные фонды налоги и другие платежи, предусмотренные законодательными актами органов государственной власти и правовыми актами органов местного самоуправления для зачисления в местный бюджет.
Средства
внебюджетных фондов находятся на специальных
счетах, открываемых органом местного
самоуправления и (или) органом управления
внебюджетным фондом в банковских учреждениях,
изъятию не подлежат и расходуются в соответствии
с целевым назначением. Право распоряжения
средствами внебюджетного фонда в соответствии
с положением о данном фонде принадлежит
органу местного самоуправления или, если
это предусмотрено положением, органу
управления данного фонда. В орган управления
внебюджетным фондом могут входить представители
органов местного самоуправления, заинтересованных
предприятий, учреждений и организаций,
иные заинтересованные лица.
Лекция 8. Организация и проведение муниципальных выборов и местных референдумов
1. Законодательное регулирование организации и проведения выборов в органы местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации, закрепив положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ, устанавливает: “Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы” (п.3 ст.3).
Статья 32 Конституции Российской Федерации в качестве одного из прав граждан называет право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст.130 Конституции РФ).
Высшим непосредственным выражением воли населения являются выборы органов местного самоуправления. Выборы - наиболее массовая форма прямого народного волеизъявления. Их значение определяется прежде всего тем, что посредством выборов образуются представительные органы местного самоуправления, через которые население осуществляет местное самоуправление, а также посредством выборов получать свои полномочия главы муниципальных образований6.
Согласно ст.3 Федерального закона от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”2 граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
К органам местного самоуправления относятся:
выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;
другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.
Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст.15 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”).
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (Ст.16 вышеуказанного закона).
Под местными выборами понимается совокупность организационно-правовых мероприятий по избранию депутатского состава местных представительных органов и должностных лиц местного самоуправления3.
Порядок проведения местных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации гарантируют проведение муниципальных выборов (ст.23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Правовую основу выборов в органы местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г; Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»2; Федеральный закон от 26 ноября 1996 года “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”3; законы о выборах в органы местного самоуправления, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации4; уставы муниципальных образований.
Выборы проводятся на основе законодательно закрепленных принципов:
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в выборные органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением определенного возраста. На выборах в органы местного самоуправления устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года. Установление максимального возраста не допускается (Ст.4 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В Кодексе Республики Башкортостан от 1 сентября 1997 года “О выборах” (ст.102) определены основания приобретения пассивного права при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления. Так депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Республики Башкортостан, постоянно проживающий на соответствующей территории, достигший 21 года и обладающий активным избирательным правом в соответствии с настоящим кодексом.