Муниципальное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций

Описание

Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по МП.doc

— 526.50 Кб (Скачать документ)

    Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

    Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст.32 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”).

    Законодательное определение местных финансов производит ст.1 Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”, согласно которой местные финансы представляют собой совокупность денежных средств, формируемых и используемых для вопросов местного значения. В ст.2 вышеуказанного закона сказано, что местные финансы включают средства местного бюджета, государственные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

    Местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления (ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”).

    Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145 - ФЗ3). Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований (ст.11 Бюджетного кодекса РФ). 

    Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом  
“О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” и законами субъекта Российской Федерации.  Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Органы местного самоуправления предоставляют отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке (ст.5 Федерального закона  
“О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”).

    Бюджет имеет расходную и доходную часть. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления (ст.6 Бюджетного кодекса РФ).

    Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих  налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности полностью поступают в местные бюджеты. В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ,  ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также  другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления (ст.60 Бюджетного кодекса РФ).

    В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного  самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления (п.1 ст.36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

    Согласно статьи 87 Бюджетного кодекса РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

    содержание органов местного самоуправления;

    формирование муниципальной собственности и управление ею;

    организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

    содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

    организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

    муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения и др.

    Расходная часть местных бюджетов включает:

  1. расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
  2. расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  3. расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
  4. расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
  5. ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;
  6. иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

    Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления (ст. 12 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»).

    К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов  и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами и другие собственные доходы, перечисленные в ст.7 Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 часть 1 Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г.4).

    Статья 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относит:

    - земельный налог;

    - налог на имущество физических лиц;

    - налог на рекламу;

    - налог на наследование или дарение;

    - местные лицензионные сборы.

    Информация об установлении местных налогов и сборов направляется органами местного самоуправления в соответствующие региональные налоговые и финансовые органы (ст.16).

    Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

    - объект налогообложения;

    - налоговая база;

    - налоговый период;

    - налоговая ставка;

    - порядок исчисления налога;

    - порядок и сроки уплаты налога.

    В федеральном законе “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” закреплен порядок подготовки, обсуждения и исполнения бюджета органов местного самоуправления, а также порядок формирования муниципальных внебюджетных фондов и отношения органов местного самоуправления с финансово-кредитными организациями. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

    Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и бюджетной классификацией субъекта Российской Федерации.

    Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования.

    В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

    Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется представительными органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе привлекать для этой цели аудиторов.

    Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год.

    Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет Российской Федерации по статистике.

    Органы местного самоуправления выполняют функции по организации местных финансов во взаимодействии с финансово-кредитными организациями, действующими как на территории соответствующего муниципального образования, так и за ее пределами.

    Органы местного самоуправления содействуют развитию рынка местных финансов, местных финансово-кредитных организаций.

    Органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, вправе:

    1) выбирать из числа банков уполномоченный банк путем проведения открытого конкурса;

    2) осуществлять эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов.

    Органы местного самоуправления не вправе передавать средства местного бюджета и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в уставные фонды (капиталы) банков и других кредитных организаций.

Информация о работе Муниципальное право