Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций
Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.
Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях обусловлены их финансово-экономической базой, уровнем социального развития в целом, численностью населения и другими факторами. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает возможность организации в них местного самоуправления: а) со статусом самостоятельного муниципального образования; б) в составе сельского округа, объединяющего несколько мелких населенных пунктов и являющегося самостоятельным муниципальным образованием; в) в составе единого районного муниципального образования. В первом случае речь идет о крупных станциях, поселках, сельских населенных пунктах, имеющих достаточную финансово-экономическую базу, необходимую для формирования собственного бюджета, самостоятельного решения вопросов местного значения. При этом возможно осуществление функций местного самоуправления как представительным и иными органами местного самоуправления, так и собранием (сходом) граждан и избираемым на собрании (сходе) старостой, который может иметь статус главы муниципального образования. В двух других случаях население участвует в осуществлении местного самоуправления через выборы в волостные (окружные) или районные органы местного самоуправления, волостные (окружные) или районные референдумы, а также путем создания в своих поселениях органов территориального общественного самоуправления и использования других форм местной демократии. Полномочных органов местного самоуправления данные поселения при этом не создают: их функции на территории этих поселений выполняют соответственно либо окружные (волостные) органы местного самоуправления, либо районные5.
Наряду
с приграничными территориями свои особенности
имеет система организации и функционирования
местного самоуправления в закрытых административно-
Особенности
организации и деятельности органов местного
самоуправления в закрытых административно-
1.
Закрытое административно-
Права
граждан, проживающих или работающих в
закрытом административно-
2.
Закрытое административно-
В
ведение органов местного самоуправления
закрытого административно-
3.
Компетенция федеральных органов государственной
власти в отношении закрытых административно-
а)
правовое регулирование статуса закрытого
административно-
б)
решение вопроса о создании закрытого
административно-
в) обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятия и (или) объектов, включающих специальные условия проживания граждан;
г)
установление и присвоение статуса зоны
воздействия для территорий, прилегающих
к границам закрытого административно-
д)
установление и обеспечение социальных
гарантий и компенсаций гражданам, проживающим
или работающим в закрытом административно-
4.
Формирование бюджета закрытого административно-
а)
в доходы бюджета закрытого административно-
б)
дефицит бюджета закрытого административно-
в)
решение о перераспределении планируемого
превышения доходов бюджета закрытого
административно-
г)
обязательность отчислений органам местного
самоуправления части ассигнований из
федерального бюджета, направляемых на
осуществление в закрытом административно-
5.
Федеральный закон «О закрытом административно-
4. Финансово-экономические основы местного самоуправления.
В соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления, принятой членами Европейского Совета 15 октября 1985 г., органам местного самоуправления в обязательном порядке должны выделяться собственные финансово-экономические средства3.
Формирование и использование местных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 10 сентября 1997 г.2, другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.
Экономическую основу местного самоуправления составляют: муниципальная собственность; местные финансы; имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления; иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (ст.1 ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 10 сентября 1997 г.).
В статье 29 Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определяется перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность:
В ст. 61 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” о формировании муниципальной собственности записано, что субъекты Российской Федерации передают в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в собственности субъектов Федерации, необходимые для решения вопросов местного значения в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Федерации и муниципальными образованиями.
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно (п.2 ст. 61 вышеуказанного закона). Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно (п.п. 3,4 ст.61).
Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации (ст.30 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”).
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством (ст.31 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”).
По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.