Муниципальное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций

Описание

Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по МП.doc

— 526.50 Кб (Скачать документ)

    Решение, принятое на местном референдуме, регистрируется в органах местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня. Комиссии референдума, определяющие результаты референдума направляют общие данные о результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов референдума. 
 
 

    Лекция 9. Органы и должностные лица органов местного самоуправления

  1. Система органов местного самоуправления. Общая характеристика и структура.
  2. Представительные  и иные органы местного самоуправления.
  3. Исполнительные органы местного самоуправления.
  4. Муниципальная служба: понятие и содержание. Муниципальные служащие: порядок прохождения службы, защита прав, гарантии.
  5. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления.

    1. Система органов местного самоуправления. Общая характеристика и структура.

    Функции местного самоуправления осуществляются как гражданами непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, будучи разделенными, действуют не хаотично, а системно, то есть в порядке, обусловленном процедурами их образования, взаиморасположением и взаимоотношениями, которые обеспечивают достижение общих целей. Система свое содержание раскрывает через структуру составляющих её элементов. В соответствии с ч.1 ст.130 Конституции РФ структура органов местного самоуправления  определяется населением самостоятельно. Поскольку структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, надо иметь ввиду её чрезвычайное разнообразие. Но хотя законодательство не определяет конкретные системы структуры органов, оно тем не менее устанавливает некоторые весьма важные общие требования, которым подчиняется каждая система органов местного самоуправления7.

    Прежде всего это касается видов органов местного самоуправления. Согласно п.2 ст.130 Конституции РФ и соответствующих статей федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут быть выборными и невыборными, то есть формируемые путем назначения, делегирования и т.п. Закон не устанавливает, какие именно выборные органы могут быть сформированы. Но в то же время предусмотрена обязательность наличия выборных органов. К числу обязательных выборных органов относятся представительные органы местного самоуправления. В законе определяется также возможность существования выборного главы муниципального образования и иных выборных органов.

    Создание невыборных органов местного самоуправления целиком относится к ведению самих муниципальных образований. Независимо от того, являются ли муниципальные органы выборными или назначаемыми, статус служащих там лиц устанавливается федеральными органами государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации и учитывается в уставе муниципального образования.

    Выборность и невыборность  органов местного самоуправления - это разграничение органов по порядку их образования. Но такое разграничение не дает представления о функциональном назначении органов местного самоуправления в их системе. Содержательная классификация данных органов сводится  к их делению на представительные и исполнительные. Представительные органы по определению выборные, осуществляющие «проектную» функцию, которая заключается в выявлении и формировании интересов населения муниципального образования, то есть в выработке на основе сопоставления, обсуждения, консенсуса общей воли многих депутатов, выражающих, в свою очередь, интересы различных групп населения и в конечном счете в разработке решений, определяющих пути развития муниципального образования. Эти решения требуют, в свою очередь, решений и действий, направленных на претворение намеченного в жизнь. Этим занимаются исполнительные органы, которые могут быть выборными и невыборными8.

    Данные органы могут быть коллегиальными и единоличными. Представительные органы могут быть только коллегиальными.

    По своему назначению органы местного самоуправления подразделяются на органы общей и специальной компетенции, то есть на органы, решающие широкий круг вопросов, не ограниченный одной какой-либо сферой, и органы, предназначенные руководить отраслью, специфическим кругом дел.

    Согласно закону органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения в соответствии с уставом данного муниципального образования. Собственная компетенция - это относительно постоянные, устойчивые полномочия, отраженные в базовом документе местного самоуправления. Её изменение возможно на основе изменения устава.

    Согласно Конституции РФ (ст.12) местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от имеющихся в стране законов и других актов органов государственной власти. Эти акты для них обязательны.

    Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они в соответствии с Конституцией РФ (ст.132) могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их существования материальных и финансовых средств. И в этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольна государству.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст.14). Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования (ст.20).

    Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и федеральными законами (ст.21).

    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

    Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ст.19).   

    
  1. Представительные  и иные органы местного самоуправления.

    Представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты. Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования (ст.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации). Он состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

    В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

  1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  4. установление местных налогов и сборов;
  5. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  6. контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципальных образований.

    Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.

    Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

    В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

    Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

    Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации (ст.45).

    Свои полномочия представительные органы местного самоуправления осуществляют в различных организационно-правовых формах, основными из них являются сессии. Каждый депутат представительного органа местного самоуправления на его сессиях представляет интересы населения избирательного округа, от которого он избран. В связи с этим решение принимается представительным органом местного самоуправления с учетом мнения каждого депутата в коллегиальном порядке9.

    Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

    Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

    Наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

    Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления (ст.16).

    В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, указанных в статьях 15 и 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», могут быть предусмотрены и  должностные лица местного самоуправления.

Информация о работе Муниципальное право