Муниципальное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций

Описание

Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по МП.doc

— 526.50 Кб (Скачать документ)

    6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

    7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

    8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

    9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

    10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

    11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

    12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

    13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;

    14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

    15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

    16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

    17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

    18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

    19) организация и содержание муниципальных архивов;

    20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

    21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

    22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

    23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

    24) организация и содержание муниципальной информационной службы;

    25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

    26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

    27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

    28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

    29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

    30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

    Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

    В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.

    В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов, определяются законами субъектов Российской Федерации. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации3.

    Анализ содержащихся в статье 6 Федерального закона вопросов местного значения свидетельствует о том, что в перечень включены не только объекты (сферы) деятельности органов местного самоуправления и непосредственного обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, но и полномочия органов местного самоуправления. Кроме того, исходя из данной статьи, можно сказать о том, что предметы ведения местного самоуправления включают в себя три категории:

    1) вопросы местного значения;

    2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления;

    3) полномочия, переданные другими органами местного самоуправления на договорной основе.

    О вопросах местного значения говорилось выше, но хотелось бы отметить, что перечень вопросов местного значения, данный в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не исчерпывающий. Муниципальные образования вправе решать вопросы, которые отнесены к категории вопросов местного значения законами субъектов Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Конкретный перечень вопросов местного значения, относящихся к ведению муниципального образования, закрепляется в его уставе (на основании законов субъектов Федерации о местном самоуправлении).

    Следующая составная часть предметов ведения местного самоуправления после вопросов местного значения - отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления органами государственной власти.

    Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Часть 4 ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. уточняет: государственные полномочия на места могут передаваться федеральными законами и законами субъектов Федерации.

    Передача на места государственных полномочий возможна не только посредством принятия законов, но и иным способом. Государственные органы могут предоставлять при необходимости местным органам право на временное осуществление отдельных своих полномочий на договорной основе без изъятия передаваемых полномочий из собственной компетенции. Так, в ч. 4 ст. 3 Закона Челябинской области "О местном самоуправлении в Челябинской области" от 16 октября 1995 г.4 указывается, что к ведению органов местного самоуправления могут быть отнесены отдельные государственные полномочия, переданные органами государственной власти на договорной основе.

    Выполнение местными сообществами и их органами не только собственных вопросов местного значения, но и определенной части государственных полномочий исторически было всегда. Процесс этот объективно необходимый и большей частью взаимовыгодный как для населения, так и для государства. Обусловлен он экономической, социальной, управленческой и организационно-технической целесообразностью2.

    Как указывалось выше, в случае передачи полномочий Российской Федерации на местный уровень издается федеральный закон, при передаче полномочий субъекта Российской Федерации - закон субъекта Российской Федерации. Пока ещё не разработан федеральный закон о порядке передачи отдельных полномочий органам местного самоуправления.

    Многие субъекты Российской Федерации приняли свои законы по вопросам наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и приступили к преобразованиям в этой важной сфере (например, Закон Ленинградской области от 23 июня 1997 г. «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями Ленинградской области, об условиях и порядке контроля за их реализацией»). Однако нерешенность многих проблем на федеральном уровне не позволяет им обеспечить полноту и системность этой деятельности. Такие законы содержат принципиальные положения, на основе которых принимаются законы о наделении конкретных муниципальных образований полномочиями субъектов РФ. В этих основополагающих законах определяется сам порядок наделения органов местного самоуправления региональными полномочиями; определяется круг полномочий субъекта РФ, которые могут подлежать передаче на местный уровень; устанавливаются требования к конкретному закону субъекта РФ, которым будут переданы отдельные полномочия определенным муниципальным образованиям; определяется процедура и формы осуществления контроля со стороны субъекта РФ за выполнением переданных полномочий; устанавливается ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц за осуществление переданных полномочий3.

    Органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим органам местного самоуправления. Например, на территории, включающей несколько муниципальных образований, совместным решением органов местного самоуправления может быть создан общий орган, которому делегируются отдельные полномочия органов местного самоуправления. Однако сами, по собственной инициативе, органы местного самоуправления не вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к ведению других органов местного самоуправления. В случае нахождения в границах одного муниципального образования другого муниципального образования предметы ведения (а равно объекты муниципальной собственности и источники дохода местных бюджетов) разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

    Подводя итог, под предметом ведения муниципального образования, как обязательного элемента правового статуса муниципального образования, понимается совокупность или круг вопросов местного значения, вопросов по отдельным государственным полномочиям, а также вопросов, переданных на договорной основе другими муниципальными образованиями, в пределах которых население муниципального образования и соответствующие органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность.

    2. Понятие и содержание полномочий органов местного самоуправления. Сферы реализации полномочий органов местного самоуправления.

    Для характеристики совокупности прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, определяемых конституцией, законами и иными нормативно-правовыми актами юридическая наука использует также термин «полномочия». Толковый словарь русского языка определяет «полномочие», как официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел4. Это определение применимо и для характеристики прав и обязанностей органов местного самоуправления (представительных и исполнительных органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления) при решении вопросов местного значения и при осуществлении ими отдельных государственных полномочий.

    Закрепление за органами местного самоуправления полномочий является одним из важнейших способов правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе их деятельности.

    Оттого, насколько полно закрепляются в нормах права полномочия органов местного самоуправления, во многом зависит эффективность самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения.

    Полномочия органов местного самоуправления обладают специфическими чертами:

    1. Полномочия органов местного самоуправления представляют собой неразрывное единство закрепленных в законе их прав и обязанностей. Неиспользование органом местного самоуправления предоставленных ему прав означает отказ от выполнения своих функций, переложение их на другие органы местного самоуправления, что является правонарушением. Бездействие органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения может привести к нарушениям  в функционировании всей системы местного самоуправления.

<

Информация о работе Муниципальное право