Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций
Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.
10. Получают от расположенных на территории города предприятий, учреждений, организаций сведения о высвобождении работающих; заслушивает сообщения руководителей предприятий, учреждений, организаций по этим вопросам.
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделяют в качестве одной из функций органов местного самоуправления охрану общественного порядка. Органы местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными органами обеспечивают общественную безопасность и общественный порядок. Федеральное законодательство, развивая конституционные нормы и принципы организации и деятельности местного самоуправления, наделяет органы местного самоуправления необходимыми полномочиями по обеспечению режима законности и правопорядка на территории муниципального образования, определяет источники финансирования правоохранительных органов, в частности, милиции4.
Органы местного самоуправления в области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан:
1. Обеспечивают на территории города соблюдение законов, актов вышестоящих органов государственной власти и управления, охрану прав и свобод граждан; осуществляют контроль за соблюдением решений органов местного самоуправления предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами;
2. Предъявляют в суд или арбитражный суд требования о признании недействительными актов органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории города, а также права органов местного самоуправления, местной администрации;
3. Осуществляют в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка предусмотренные законом меры, связанные со спасением и охраной жизни людей, защитой их здоровья и прав, сохранением материальных ценностей, поддержанием порядка, обеспечением деятельности предприятий, учреждений, организаций; организуют проведение противопожарных мероприятий;
4. Налагают в пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения;
5. Принимают предусмотренные законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных и других массовых общественных мероприятий;
6. Регистрируют в соответствии с законодательством общественные объединения населения, органы территориального общественного самоуправления, действующие на территории муниципального образования;
7. Осуществляют в соответствии с законодательством регистрацию средств массовой информации, рассчитанных на население города;
8. Руководят городскими органами внутренних дел; создают за счет собственных и привлеченных средств дополнительные подразделения милиции общественной безопасности (местной милиции); наблюдают за работой исправительных учреждений, расположенных на территории города;
9. Руководят городскими органами записи актов гражданского состояния, городским государственным архивом;
10. Руководят в соответствии с законодательством государственным нотариатом;
11. Содействуют органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе;
12. Организуют прием населения, а также рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан, принимают по ним необходимые меры в пределах своей компетенции;
13. Обеспечивают выполнение законодательства о всеобщей воинской обязанности;
14. Руководят гражданской обороной в городе;
15. Рассматривают ходатайства и вносят представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий.
3. Понятие, структура компетенции органов местного самоуправления и её разграничение.
Компетенция местного самоуправления - это установленная нормами права совокупность прав, обязанностей и предметов ведения граждан муниципального образования, органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления для осуществления функций и задач местного самоуправления.
Исходя из определения компетенции местного самоуправления можно выделить её структуру:
1. Предметы ведения местного самоуправления.
2. Права и обязанности (полномочия) органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Кроме того компетенция местного самоуправления может включать в себя отдельные государственные полномочия, которыми законом могут наделяться органы местного самоуправления с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Важным является вопрос о разграничении компетенции представительного органа местного самоуправления и компетенции иных органов местного самоуправления.
Разграничение компетенции имело место между местным самоуправлением и государственной властью. Основой разграничения компетенции между местным самоуправлением и государственной властью являлось разграничение собственности и материально-финансовых ресурсов.
Объем полномочий и предметов ведения, то есть компетенции, должен соответствовать объему собственности и материально-финансовых ресурсов, компетенция местного самоуправления, установленная законодательством, окажется невостребованной, а функции не будут осуществлены5.
Реализации компетенции органов муниципальной власти препятствует недостаточная правовая регламентация положений, касающихся полномочий органов местного самоуправления по управлению собственностью и финансами2.
Так, до сих пор вопросы формирования муниципальной собственности составляет постановление Верховного Совета РСФСР «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года3 и не принят федеральный закон о разграничении компетенции по вопросам собственности в Российской Федерации.
Не менее важной является проблема разграничения компетенции в системе местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации, законодательство о местном самоуправлении определили различные формы осуществления местного самоуправления. Естественно, в этих условиях возникает необходимость в распределении полномочий внутри системы местного самоуправления.
Федеральный
закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» устанавливает только лишь
исключительные полномочия представительного
органа, ничего не упоминая о полномочиях
исполнительных органов, должностных
лиц, а также о вопросах, решаемых на местных
референдумах, собраниях и сходах граждан.
Однако хочется отметить, что еще действует
Закон РСФСР «О местном самоуправлении»
в части вопросов, касающихся полномочий
исполнительных органов местного самоуправления,
кроме того, данные полномочия должны
закрепляться в уставе каждого муниципального
образования.
Лекция 11. Гарантии и ответственность
местного самоуправления
1. Понятие и система гарантий местного самоуправления.
2. Судебные и иные формы защиты местного самоуправления.
3.
Понятие ответственности органов местного
самоуправления и её виды.
Под гарантиями местного самоуправления понимаются условия и средства, обеспечивающие реализацию прав и правовую защиту местного самоуправления. Система гарантий прав местного самоуправления, являющаяся совокупностью указанных условий и средств, включает в себя: общие гарантии (экономические, политические, духовные) и специальные (правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления).
В качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:
служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;
обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;
создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления4.
Рассмотрим различные виды общих гарантий, к которым в первую очередь относятся экономические. Под экономическими гарантиями местного самоуправления понимается экономическая система общества, базирующаяся на свободе экономической деятельности, предпринимательстве и труде, разнообразии форм собственности (включая муниципальную) и их равной защите.
Не менее важное значение имеют политические гарантии местного самоуправления, к которым относятся: политико-правовой режим государства; система государственной власти, базирующаяся на принципах разделения властей, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также непосредственное участие народа в местном самоуправлении.
К духовным гарантиям самоуправления относятся следующие составляющие: система духовных ценностей человека и общества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе, закрепляющих в общественном сознании идеи необходимости и важности института местного самоуправления.
Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления - это правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления, устанавливаемые как на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, так и местном уровне (органы местного самоуправления принимают собственные нормативные акты, содержащие правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления). Данные правовые средства призваны обеспечить организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении своих вопросов, а также защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации.
В системе специальных гарантий местного самоуправления особое место отведено так называемым конституционным гарантиям, закрепляемых Конституцией Российской Федерации, к которым относятся: гарантированность самостоятельности местного самоуправления (ст.3 признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народовластия, ст. 12 закрепляет положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и, следовательно, не подотчетны им); гарантированность самостоятельности определения населением структуры органов местного самоуправления (ст. 131); гарантированность права на судебную защиту местного самоуправления и на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также гарантированность запрета на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133).
Конституционные гарантии - ядро правовых гарантий местного самоуправления, установленных как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации5. Они относятся к специальным гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления. К данным гарантиям относятся и гарантии местного самоуправления, закрепляемые конституционным федеральным законодательством.
Так, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2 устанавливаются следующие правовые гарантии местного самоуправления: запрет на ограничение прав местного самоуправления (ст.43); обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 44), где кроме обязательности данных решений устанавливается возможность признания их недействительными только по решению суда или органами, их принявшими, а также устанавливается возможность ответственности в соответствии с законами за неисполнение данных решений; обязательность рассмотрения органами государственной власти, должностными лицами и предприятиями, учреждениями, организациями обращений органов местного самоуправления (ст. 45).