Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций
Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.
2. Выступает заказчиком на строительство и ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры, создаваемых за счет собственных средств или на основе долевого участия;
3. Выдает разрешение на строительство на территории города всех объектов производственного назначения; приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки;
4. Назначает государственные приемочные комиссии, утверждает акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения, а также принимает участие в приемке в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных на территории города;
5. Привлекает на договорной основе предприятия, другие организации к участию в развитии мощностей строительной индустрии и промышленности строительных материалов для производства работ на территории города;
6. Руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе; организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах;
7.
Организует работу предприятий связи,
обеспечивает развитие радио- и телевещания.
Полномочия городской администрации в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения (ст.73).
Городская администрация:
1. Организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;
2. Распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решает вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдает ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;
3. Осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения; принимает меры по обеспечению населения топливом;
4. Дает заключения по планам строительства в городе предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, электрических, водопроводных, канализационных, тепловых и газовых сетей и сооружений;
5. Организует благоустройство территории города, привлекает на договорной основе к этой работе предприятия, учреждения, организации, а также население; контролирует благоустройство производственных территорий, осуществляет озеленение, охрану зеленых насаждений и водоемов, создает места отдыха граждан; присваивает наименования улицам и другим частям города, устанавливает нумерацию домов;
6. Устанавливает удобный для населения режим работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения;
7. Координирует планы розничного товарооборота организаций торговли в городе; организует рынки и ярмарки; контролирует соблюдение цен и правил торговли, санитарное состояние мест торговли; организует закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов;
8. Ведает кладбищами, обеспечивает содержание в надлежащем состоянии иных мест захоронения.
Местное самоуправление призвано осуществлять многообразные функции в социально-культурной жизни населения.
Органы местного самоуправления в социально-культурной сфере реализуют задачи, вытекающие из статьи 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.
Эта сфера деятельности органов местного самоуправления охватывает вопросы образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения.
Полномочия органов местного самоуправления в данной сфере регулируются Законом РСФСР «О местном самоуправлении», Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года7, Законом Российской Федерации об образовании от 10 февраля 1992 года в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года2, основами законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22.07.93 года3.
Согласно ст.31 Закона Российской Федерации «Об образовании» органы местного самоуправления ответственны за:
- реализацию права граждан на получение установленного настоящим законом обязательного основного общего образования;
- ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.
К исключительным полномочиям органов местного самоуправления в области образования относятся:
1. Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
2. Формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;
3. Обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
4. Регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;
5. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
6. Создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;
7. Назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;
8. Строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
9. Контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;
10. Использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;
11. Установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.
Статья 40 Основ законодательства о культуре к полномочиям органов местного самоуправления в сфере культуры относит:
1. Осуществление государственной политики в области культуры на своей территории;
2. Формирование местных бюджетов и фондов развития культуры, разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры;
3. Регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в области культуры;
4. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной территории;
5. Создание и ликвидация местных органов управления в области культуры, определение их структуры и полномочий. Назначение руководителей местных органов управления в области культуры;
6. Назначение руководителей муниципальных организаций культуры;
7. Строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий;
8. Контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры.
В области здравоохранения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями:
- контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;
- формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения;
- развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности;
- создание условий для развития частной системы здравоохранения;
- организация первичной медико-санитарной, других видов медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;
- формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение;
- лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления соответствующего субъекта Российской Федерации;
- охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности;
- ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий и т.д.
Органы местного самоуправления в области социальной защиты населения:
1. Назначают и выплачивают пенсии и пособия; контролируют работу органов врачебно-трудовой экспертизы; назначают и выплачивают из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям;
2. Организуют в соответствии с решениями органов местного самоуправления учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; в соответствии с решениями органа местного самоуправления распоряжаются средствами фонда социальной защиты населения и принимают меры к его пополнению, назначают за счет собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям;
3. Организуют в соответствии с решениями органа местного самоуправления учет лиц, помощь которым оказывается за счет средств органа местного самоуправления;
4. Принимают меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а также меры по устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;
5. Содействуют созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей;
6. Предоставляют в пределах своих полномочий льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей; обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы - интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан; решают вопросы усыновления (удочерения);
7. Решают вопросы опеки и попечительства;
8. Разрабатывают и реализуют программы повышения уровня занятости населения;
9. Организуют с целью обеспечения занятости населения общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий, сооружений и тому подобное за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств;