Муниципальное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций

Описание

Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по МП.doc

— 526.50 Кб (Скачать документ)
p align="justify">    2. Полномочия органов местного самоуправления закрепляются в соответствующих нормативно-правовых актах.

    3. В отличие от прав граждан всякое полномочие органов местного самоуправления реализуется ими через совершение властных действий административно-распорядительного или нормоустановительного характера. Согласно статьи 19 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.

    4. Органы местного самоуправления располагают собственными властными полномочиями в решении вопросов местного значения. Конституция Российской Федерации в ст.132 к вопросам местного значения относит управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка5.

    В итоге под полномочиями органов местного самоуправления понимаются совокупность прав и обязанностей, закрепленных нормами муниципального права и необходимых для осуществления задач и функций местного самоуправления и решения вопросов местного значения на территории муниципального образования.

    Полномочия органов местного самоуправления можно подразделить на две группы:

    1. «Собственные» полномочия местного самоуправления, то есть те полномочия, которые признает за муниципальными образованиями государство и которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

    2. Отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы местного самоуправления.

    Наделение органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями осуществляется, согласно закону, только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом соответствующим законом определяются условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления данных полномочий.

    «Собственные» полномочия органов местного самоуправления можно подразделить на несколько видов, исходя из сфер деятельности:

    - экономическую;

    - социально-культурную;

    - охрану общественного порядка и общественной безопасности.

    В свою очередь к экономической следует относить следующие сферы деятельности органов местного самоуправления:

    - финансовую, бюджетную и налоговую;

    - строительства, транспорта и связи;

    - жилищно-коммунального хозяйства, бытового и торгового обслуживания.

    Социально-культурная сфера деятельности органов местного самоуправления включает в себя:

    - образование;

    - культуру;

    - здравоохранение;

    - социально-бытовое обеспечение и защиту населения.

    Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных полномочий органов местного самоуправления.

    Полномочия органов местного самоуправления в финансовой, бюджетной и налоговой сферах деятельности.

    Одной из важных задач местного самоуправления является обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования, увеличение его экономического потенциала. О местном самоуправлении можно говорить лишь тогда, когда оно обеспечено экономически.

    Правовую основу полномочий органов местного самоуправления по вопросам муниципальной собственности, в финансовой, бюджетной и налоговой сферах составляют Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.

    Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования (ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

    В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

    Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

    Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

    Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования (ст.29 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

    Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

    Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

    Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

    Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

    Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.

    Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

    Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово - кредитные учреждения.

    В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению местного самоуправления статья 9 Бюджетного кодекса РФ6 относит:

    - установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

    - составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение, исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

    - определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

    - определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

    - предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

    - определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

    - осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

    Статья 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. Так, представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете. Органы местного самоуправления определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов и сборов, региональных налогов и сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

    Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 8 также определяет полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов.

    Представительные органы местного самоуправления вправе:

    1) устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;

    2) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты. Принятые решения подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления их в силу.

    Органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

    Население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования. Собранные в соответствии с указанными решениями средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самообложения.

    Полномочия органов местного самоуправления поселков, районов, городов, то есть различных видов муниципальных образований в социально-культурной сфере не нашли отражение в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а урегулированы до сих пор Законом РСФСР «О местном самоуправлении» от 6 июля 1991 года.

    Рассмотрим закрепленные в нем полномочия на примере муниципального образования на территории города.

    Так, статья 72 данного закона закрепляет полномочия городской администрации в области строительства, транспорта и связи. 

    Городская администрация:

    1. Организует подготовку генерального плана города и проекта планировки пригородной зоны, проектов детальной планировки и застройки районов, микрорайонов и других градостроительных комплексов, проектов инженерных сооружений и благоустройства города; разрабатывает правила застройки города в соответствии с его генеральным планом и вносит их на утверждение представительного органа местного самоуправления; осуществляет контроль за соблюдением утвержденных проектов строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства и производственного назначения, организует экспертизу проектов;

Информация о работе Муниципальное право