Муниципальное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций

Описание

Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по МП.doc

— 526.50 Кб (Скачать документ)

    Кроме того, к гарантиям местного самоуправления, устанавливаемым  данным законом можно отнести установление запрета на осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 14), а также запрещение образования органов местного самоуправления и назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 17).

    Наряду с гарантиями, обеспечивающими организационную самостоятельность местного самоуправления, в систему специальных гарантий местного самоуправления входят гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления.  Если общие экономические гарантии выражаются в возможности наличия муниципальной собственности, то специальные гарантии в этой сфере, законодательно закрепляют право муниципальных образований владеть и распоряжаться собственностью и местным бюджетом. Так в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная собственность и бюджет закрепляются в качестве обязательного атрибута муниципального образования (ст. 1). Также в законе закрепляется экономическая и финансовая самостоятельность муниципальных образований в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями (ст. 6). Под ней подразумевается владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; наличие местных финансов, бюджета, местных налогов и сборов и др.

    К гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления можно отнести также установленную законом обязанность федеральных органов государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить финансовую самостоятельность муниципальных образований путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов (ст.ст. 4,5)3.

    Также законодательством предусмотрена возможность выпуска органами местного самоуправления муниципальных займов, лотерей; получения и выдачи ими кредитов, создания муниципальных банков и иных финансовых учреждений; осуществления внешнеэкономической деятельности в установленном законом порядке.

    К гарантиям местного самоуправления можно также отнести дополнительные гарантии для членов выборных органов местного самоуправления и выборных органов должностных лиц местного самоуправления,  устанавливаемых федеральным законодательством2. К ним относятся:

  • создание условий для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий;
  • защита прав, чести и достоинства;
  • определение полномочий на срок не менее двух лет, при этом не разрешается изменять установленный срок полномочий в течение текущего срока;
  • законодательное закрепление статуса депутатов, членов выборного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и ограничений, связанных с ним только на основании Конституции России, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации;
  • гарантии личной неприкосновенности депутатов, членов выборного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления - запрет на их задержание на территории муниципального образования (за исключением случаев задержания на месте преступления),  запрет на проведение обыска по месту жительства или работы, арест, привлечение к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации;
  • различные социальные гарантии, связанные с пребыванием на вышеуказанных муниципальных должностях.
 
    
  1. Судебные и иные формы защиты местного самоуправления.

    Защита нарушенных прав местного самоуправления, а также предупреждение подобных нарушений обеспечивается системой правовых мер, установленных Конституцией России, федеральными и региональными законодательными и иными актами. Данная система мер относится к системе юридических гарантий правовой защиты местного самоуправления, и  конечно же имеет большое значение для нормального функционирования и развития местного самоуправления.

    Особое место среди таких юридических гарантий занимает судебная защита местного самоуправления. Реализуя принцип разделения властей, судебная власть независима от какого-либо влияния и поэтому призвана обеспечивать законность в государстве, укреплять правопорядок, защищать конституционный строй, элементом которого и является местное самоуправление.

    Ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления предусматривает право местного самоуправления на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны местного самоуправления3

    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации»  предусматривает большие возможности судебной защиты местного самоуправления, которая гарантируется не только для органов местного самоуправления, но и для граждан, проживающих на территории муниципальных образований, и для должностных лиц местного самоуправления. Так, в соответствии со ст. 46 данного Закона суд или арбитражный суд рассматривает иски органов (должностных лиц) местного самоуправления, а также граждан, проживающих на территории муниципального образования о признании недействительности актов, нарушающих права местного самоуправления, изданных  следующими субъектами:

  • органами государственной власти и государственными должностными лицами;
  • органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;
  • предприятиями, учреждениями и организациями;
  • общественными объединениями.

          Законом, кроме того, предусмотрена судебная форма защиты прав муниципального образования в случае отказа в государственной регистрации устава муниципального образования. Порядок признания недействительным решения органа или должностного лица местного самоуправления, при котором решающим является соответствующее решение суда - также является гарантией судебной защиты. Вопрос о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления также основывается на заключении соответствующего суда.

          Возможность обращения органов местного самоуправления за защитой своих конституционных прав в Конституционный Суд России не предусмотрена, однако нарушение данных конституционных прав может быть рассмотрено данным судом по обращении в него с жалобами граждан, а также органами и должностными лицами, которые вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами.

    Кроме судебной защиты местного самоуправления, к гарантиям его правовой защиты относится такое средство как обращение органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам. В данных обращениях органы местного самоуправления могут указывать вопросы защиты прав местного самоуправления, учета интересов муниципальных образований при решении социально-экономических, административно-политических и иных вопросов. При этом данные обращения обязательны к рассмотрению органами государственной власти и их должностными лицами, по результатам которого они обязаны предоставить мотивированный ответ органу местного самоуправления.

    В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной исполнительной власти с органами местного самоуправления Правительством РФ было принято постановление от 27 июня  
1996г. «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления»4. Конечно же такое взаимодействие оказывает положительное воздействие на состояние правовой защищенности органов местного самоуправления, поскольку, в частности, позволяет повысить качество нормативных актов по вопросам местного значения. При этом в федеральных органах исполнительной власти образуются структурные подразделения по вопросам местного самоуправления или эти функции возлагаются на действующие подразделения.

    Гарантированность правовой защиты местного самоуправления обеспечивается деятельностью соответствующих государственных органов, обеспечивающих в пределах своих полномочий защиту прав местного самоуправления. К таким государственным органам относятся прокуратура РФ, Министерство РФ по делам федерации и национальностей, Министерство юстиции РФ, Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации.

    Прокуратура РФ, осуществляя надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, пресекает факты нарушения прав граждан на местное самоуправление со стороны государственных или муниципальных органов, выносит протесты по актам и действиям государственных органов и их должностных лиц, а также иных субъектов, нарушающих законодательство о местном самоуправлении, прямым или косвенным последствием которых является нарушение прав органов местного самоуправления.

    Министерство РФ по делам федерации и национальностей в своей структуре имеет Департамент по проблемам местного самоуправления2, задачей которого является обеспечение на государственном уровне соблюдения интересов местного самоуправления при реализации государственной политики в различных сферах, относящихся к совместному предмету ведения Федерации и ее субъектов, а также координация взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.  

    Министерство юстиции РФ также выполняет важную функцию по реализации гарантий правовой защиты местного самоуправления. В его задачу входит проведение юридической экспертизы правовых актов органов государственной власти, в том числе и по вопросам местного самоуправления. Особенно много такого рода актов принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых в нарушение федерального законодательства ущемляются или ограничиваются права местного самоуправления. Поэтому контроль со стороны данного Министерства играет значительную роль в защите правового статуса местного самоуправления в субъектах Федерации.

    В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года, в случае несоответствия правового акта Конституции РФ или федеральному закону данное Министерство представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Федерации, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти3.

    Совет по местному самоуправлению является координационным центром при Президенте РФ, Председателем которого является последний. В данный совет также входят выборные должностные лица местного самоуправления, которые составляют не менее половины его численности2. К основным задачам Совета относятся: разработка государственной политики в области местного самоуправления и мер по ее реализации; рассмотрение проектов федеральных законов, а также проектов указов и распоряжений Президента РФ по вопросам местного самоуправления; рассмотрение федеральных программ, затрагивающих интересы местного самоуправления; подготовка ежегодных докладов о положении дел в области местного самоуправления и направлениях его развития, о соблюдении федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ Конституции РФ, об исполнении этими органами федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ по вопросам местного самоуправления, и др.

    Реализацией гарантий правовой защиты местного самоуправления служит право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации (ст. 10 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»)3. Создание таких объединений на общероссийском, региональном и межрегиональном уровне позволяет муниципальным образованиям координировать свою деятельность и более эффективно осуществлять свои права и интересы. Указом Президента РФ от 22 октября 1998 года было одобрено предложение объединений муниципальных образований РФ об учреждении Конгресса муниципальных образований Российской Федерации4.

    Данный Конгресс был образован в целях эффективной реализации прав граждан на местное самоуправление, координации деятельности муниципальных образований РФ и обеспечения их взаимодействия с федеральными органами государственной власти и международными организациями органов местного самоуправления. Согласно Указу Конгресс является общероссийской организацией, представляющей интересы муниципальных образований РФ.

Информация о работе Муниципальное право