Совершенствование управления муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:44, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является выявление специфики управления муниципальной собственностью на примере г.о.Самара, а также дальнейшее предложение мер, направленных на его совершенствование.
Для реализации поставленной цели считаем необходимым решение следующих задач:
1. определить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;
2. проанализировать управление собственностью на муниципальном уровне;

Содержание

1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1. Понятие и состав муниципальной собственности
1.2. Роль и значение управления муниципальной собственностью
1.3. Модели управления муниципальной собственностью
2. Анализ управления собственностью на муниципальном уровне
2.1. Источники нормативно – правового регулирования управления муниципальной собственностью
2.2. Реализация политики в сфере управления муниципальной собственностью в РФ
3. Совершенствование управления муниципальной собственностью (на примере г.о.Самара)
3.1. Совершенствование правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью
3.2. Совершенствование управления недвижимостью и земельными объектами г.о.Самара

Работа состоит из  1 файл

готовая версия.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра Экономики города и муниципального управления

Специальность

080504.65 «Государственное и 

муниципальное  управление»

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 

(НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА  САМАРА)

 

 

Дипломный проект

 

                                                Выполнила студентка

                                                   5 курса18501.10 группы

                                                              Дунаева Екатерина Сергеевна  

                                                             _________________________

 

                                                  Научный руководитель

                                  к.э.н., доцент

                                                                         Домнина Светлана Валентиновна

                                                               __________________________

 

Допустить к защите

Зав. кафедрой

д.ф.н., профессор

Сорочайкин А.Н.

_______________

«____»__________2012 г.

Работа защищена

«____»___________2012 г.

Оценка___________

Председатель ГАК д.э.н., профессор

Ашмарина С.И.

________________


 

 

 

 

Самара 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Теоретические аспекты  управления муниципальной собственностью

    1.1. Понятие  и состав муниципальной собственности

    1.2. Роль и  значение управления муниципальной собственностью

    1.3. Модели управления  муниципальной собственностью 

2.  Анализ управления  собственностью на муниципальном  уровне

    2.1. Источники  нормативно – правового регулирования  управления муниципальной собственностью

     2.2.  Реализация политики в сфере управления муниципальной собственностью в РФ

3. Совершенствование  управления муниципальной собственностью (на примере  г.о.Самара)

  3.1. Совершенствование  правового регулирования процесса  управления муниципальной собственностью

  3.2. Совершенствование управления недвижимостью и земельными объектами г.о.Самара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Выявляя объективные  основы формирования и становления  различных форм собственности на средства производства, необходимо сформировать представление о содержании собственности как экономической категории, то есть выделить и охарактеризовать эту форму присвоения материальных благ и средств производства. Характер и проявление собственности на средства производства, в первую очередь, определяются типом экономических отношений.

Закономерное нарастание многообразия форм хозяйствования в  экономической жизни означает существенное усложнение собственности в рамках единой системы хозяйствования. Принципиальное значение с этой точки зрения приобретают  взаимосочетание и соподчиненность этих форм, выделение среди них основных и производных с целью определения дальнейшей стратегии развития.

В настоящее время  в экономической науке достаточно чётко сформировались и выделились в отдельную сферу экономических  исследований проблемы муниципальных образований. Одним из главных моментов в отношении теории и практики муниципального управления и муниципального менеджмента, в условиях рыночного хозяйствования, является необходимость активизировать движущие силы развития муниципальных систем, и в рамках этого развития обеспечить разумное сочетание интересов формальных собственников муниципального имущества, то есть населения конкретных территорий, с интересами муниципалитетов, то есть реальных распорядителей данной собственности, а также в процессе активизации учесть принципы социально-экономического и научно-технического развития общества в целом. Таким образом, создавая условия для взаимовыгодной реализации экономических интересов, возможно обеспечить управление интересами общественной собственности на уровне муниципальных систем, именно в этом и заключается сущность экономических методов управления.

Задача муниципального управления, профессионально действуя в экономическом пространстве муниципальной  системы, обеспечить на своей территории развитие и успешное функционирование социально-экономической системы. Используемые в работе термины «муниципальный» и «местный» применяются в отношении управления муниципальным образованием, его имущественным комплексом и различными объектами его собственности, целевое назначение которых для власти или населения связано с осуществлением функций местного управления, то есть может реализоваться путём формирования различных систем муниципального управления.

Характеризуя систему  муниципального управления, необходимо отметить, что это одна из демократических основ системы управления обществом, то есть важнейшая структурная составляющая устройства власти, и одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. В свою очередь, муниципальное управление – это одна из форм децентрализованного управления, предполагающая известную самостоятельность и автономность муниципальных систем.

Проблемы формирования и рационального использования  муниципальной собственности в  новых институциональных условиях нашли отражение в работах Т.Т.Авдеевой, Г.Н.Алимурзаева, О.В.Богачевой, С.А.Зинченко, Т.В.Игнатовой, А.Г.Игудина, И.Н.Карнилина, В.А.Кирпичникова, Н.В.Львова, А.А.Простова, И.П.Склярова, В.И.Фадеева, И.С.Харченко, Е.Г.Шаломенцевой и др.

Пути и экономико-организационное обеспечение совершенствования управления муниципальной собственностью явились предметом исследований Е.В.Бариновой, М.А.Боровской, В.Е.Кирьянчука, В.Н.Лексина, И.Е.Рисина, А.Н.Швецова, А.Н.Широкова, С.Ю.Юрковой и др.

Несмотря на повышенный интерес учёных к названной предметной области, многие принципиальные вопросы пока только обозначены, но не решены, в том числе связанные с формированием системных представлений о муниципальной собственности как объекте управления, выявлением особенностей управления ею, диагностикой ключевых проблем и обоснованием направлений его совершенствования.

На основе вышеизложенного, целью дипломной работы является выявление специфики управления муниципальной собственностью на примере г.о.Самара, а также дальнейшее предложение мер, направленных на его совершенствование.

Для реализации поставленной цели считаем необходимым решение следующих задач:

  1. определить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;
  2. проанализировать управление собственностью на муниципальном уровне;
  3. предложить пути совершенствования управления муниципальной собственностью на примере г.о.Самара.

Объектом исследования выступает муниципальная собственность Российской Федерации.

Предметом исследования являются особенности процесса управления муниципальной собственностью в Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой исследования явились основополагающие труды отечественных и зарубежных авторов. В ходе исследования использовался системный и комплексный подход к анализу управления муниципальной собственностью. В работе применялись такие общие методы научного исследования как наблюдение, логический анализ. Информационную базу исследования составили специальная нормативная, справочная, учебная и научная литература; законодательные и нормативные акты; информация статистических сборников Государственного Комитета Российской Федерации по статистике; материалы периодической печати; глобальная информационная сеть Интернет.

 

 

 

1. Теоретические  аспекты управления муниципальной  собственностью

 

    1. Понятие и состав муниципальной собственности

 

Основу любой системы  хозяйствования составляют отношения  собственности. Известный английский экономист Д.Юм утверждал, что никто  «не может сомневаться, что договор  о распределении собственности  и о стабильности обладания ею – это наиболее необходимое обстоятельство для устройства человеческого общества и что после заключения соответствующего соглашения…немногое остается сделать…» [58, с.68]. То есть, изучая категорию собственности как характерную экономическую категорию, необходимо определить следующие моменты:

- материальным или  нематериальным является объект, по поводу которого складываются  имущественные и юридические  взаимоотношения субъектов (это  вещественное содержание собственности);

- как складываются  отношения сторон по поводу имущественных отношений, то есть субъектов собственности, имеющих различные интересы;

- каким образом, собственно, строится система имущественных  и юридических отношений между  субъектами;

- что представляет  собой экономическая реализация сложившихся имущественных отношений между субъектами на микроуровне – через конкретные способы присвоения объектов, и на макроуровне – через функционирование системы хозяйствования в совокупности её элементов.

Юридическое регулирование  государством имущественных отношений лишь оформляет реальные экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, обмена и распределения продуктов, то есть современное гражданское право – это юридическая форма рыночных экономических отношений.

Одним из важных подходов в методологии исследования проблем собственности, является институциональный подход, который определяет отношения собственности как «совокупность властных прав, санкционированных обществом поведенческих отношений, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ» [39, с.78].

Существенных отличий  данного определения от традиционного  для российской экономической науки  понимания собственности как  отношений между людьми по поводу присвоения вещей, практически нет. Ближе всего традиционное понимание собственности к англосаксонской модели экономико-правовой системы, которая определяет отношения собственности как совокупность частичных прав собственности, то есть некое объединение прав по использованию редких ресурсов, что соответствует отношениям частичного и монопольного присвоения. Это утверждение отражено в отечественной концепции собственности в работах А.Ф.Тарасова, А.Н.Бойко [51]. Полный «пучок» отношений и прав собственности, согласно теории А.М.Опоре, включает одиннадцать элементов, хотя правоведы выделяют до 1500 правомочий в рамках полного права собственности.

Система форм собственности  весьма многообразна и не сводится только к общественной собственности. При исследовании категории собственности  и её проявлений в различных формах, имеющих место в условиях рыночной экономики, необходимо создать общую схему форм проявления собственности во всем их многообразии. Это и различные виды частной и корпоративной собственности в сфере производства, услуг и потребления, также собственность общественных организаций и личная собственность населения, связанная с домашним и личным подсобным хозяйством и с индивидуальной трудовой деятельностью, и смешанные формы собственности в сфере внешнеэкономических отношений и др. Структура этих форм проявления собственности отражена на рис.1, где учитывается их социальная природа. Во-первых, в различной степени, они предполагают использование наемного труда и не всегда предполагают равенство своих субъектов как собственников. Во-вторых, социальная суть этих форм собственности определяется самостоятельно, исходя из потребностей рынка, и в определенной мере определяется взаимосвязью с общественной собственностью на средства производства. Таким образом, самостоятельность целевой направленности различных форм собственности, в том числе и муниципальной, позволяет представить систему форм собственности следующим образом (Рис.1)

Рис.1 Общая структурная  схема форм собственности

Формы собственности  всегда адекватны состоянию производительных сил, степени зрелости общественного разделения труда и хозяйственно-экономических отношений. Таким образом, социально-экономическая форма производства всегда отражает фактически достигнутый уровень обобществления производства.

Общественную форму  собственности следует рассматривать с точки зрения её конкретных видов, позволяющих полнее выразить её суть и реализовать её возможности в развитии рыночной экономики. В реальной жизни соединение непосредственных производителей с общественными средствами производства осуществляется на разных уровнях и достигается с помощью различных альтернативных форм собственности. И, в соответствии с этим, складывается определённая система субъектов собственности, где каждому из них присущи свои особые экономические интересы. Практическая реализация характера общественной собственности заключается в обеспечении устойчивого положения реального собственника на различных ступенях иерархии в системе государства.

Общественная собственность, а также различные её формы, в  особенности муниципальная, являются закономерно возникшими и объективно существующими разновидностями собственности во всём мире. Но в зависимости от типа экономических отношений в каждой стране они требуют провозглашения и юридического закрепления права собственности в обязательном сочетании с государственными или демократическими рычагами управления. Таким образом, объективный характер существования общественной собственности необходимо учитывать, формируя сущностные характеристики этой формы присвоения в условиях рыночной экономики, а при разработке методов рыночного хозяйствования надо принимать во внимание направления по достижению эффективных форм закрепления и разграничения общественной собственности в системе экономических интересов.

Информация о работе Совершенствование управления муниципальной собственностью