Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:44, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление специфики управления муниципальной собственностью на примере г.о.Самара, а также дальнейшее предложение мер, направленных на его совершенствование.
Для реализации поставленной цели считаем необходимым решение следующих задач:
1. определить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;
2. проанализировать управление собственностью на муниципальном уровне;
1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1. Понятие и состав муниципальной собственности
1.2. Роль и значение управления муниципальной собственностью
1.3. Модели управления муниципальной собственностью
2. Анализ управления собственностью на муниципальном уровне
2.1. Источники нормативно – правового регулирования управления муниципальной собственностью
2.2. Реализация политики в сфере управления муниципальной собственностью в РФ
3. Совершенствование управления муниципальной собственностью (на примере г.о.Самара)
3.1. Совершенствование правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью
3.2. Совершенствование управления недвижимостью и земельными объектами г.о.Самара
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра Экономики города и муниципального управления
Специальность
080504.65 «Государственное и
муниципальное управление»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
(НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА)
Дипломный проект
Допустить к защите Зав. кафедрой д.ф.н., профессор Сорочайкин А.Н. _______________ «____»__________2012 г. |
Работа защищена «____»___________2012 г. Оценка___________ Председатель ГАК д.э.н., профессор Ашмарина С.И. ________________ |
Самара 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты
управления муниципальной
1.1. Понятие
и состав муниципальной
1.2. Роль и
значение управления муниципаль
1.3. Модели управления муниципальной собственностью
2. Анализ управления
собственностью на
2.1. Источники
нормативно – правового
2.2. Реализация политики в сфере управления муниципальной собственностью в РФ
3. Совершенствование
управления муниципальной
3.1. Совершенствование
правового регулирования
3.2. Совершенствование управления недвижимостью и земельными объектами г.о.Самара
Введение
Выявляя объективные основы формирования и становления различных форм собственности на средства производства, необходимо сформировать представление о содержании собственности как экономической категории, то есть выделить и охарактеризовать эту форму присвоения материальных благ и средств производства. Характер и проявление собственности на средства производства, в первую очередь, определяются типом экономических отношений.
Закономерное нарастание многообразия форм хозяйствования в экономической жизни означает существенное усложнение собственности в рамках единой системы хозяйствования. Принципиальное значение с этой точки зрения приобретают взаимосочетание и соподчиненность этих форм, выделение среди них основных и производных с целью определения дальнейшей стратегии развития.
В настоящее время
в экономической науке
Задача муниципального управления, профессионально действуя в экономическом пространстве муниципальной системы, обеспечить на своей территории развитие и успешное функционирование социально-экономической системы. Используемые в работе термины «муниципальный» и «местный» применяются в отношении управления муниципальным образованием, его имущественным комплексом и различными объектами его собственности, целевое назначение которых для власти или населения связано с осуществлением функций местного управления, то есть может реализоваться путём формирования различных систем муниципального управления.
Характеризуя систему муниципального управления, необходимо отметить, что это одна из демократических основ системы управления обществом, то есть важнейшая структурная составляющая устройства власти, и одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. В свою очередь, муниципальное управление – это одна из форм децентрализованного управления, предполагающая известную самостоятельность и автономность муниципальных систем.
Проблемы формирования
и рационального использования
муниципальной собственности в
новых институциональных
Пути и экономико-организационн
Несмотря на повышенный интерес учёных к названной предметной области, многие принципиальные вопросы пока только обозначены, но не решены, в том числе связанные с формированием системных представлений о муниципальной собственности как объекте управления, выявлением особенностей управления ею, диагностикой ключевых проблем и обоснованием направлений его совершенствования.
На основе вышеизложенного, целью дипломной работы является выявление специфики управления муниципальной собственностью на примере г.о.Самара, а также дальнейшее предложение мер, направленных на его совершенствование.
Для реализации поставленной цели считаем необходимым решение следующих задач:
Объектом исследования выступает муниципальная собственность Российской Федерации.
Предметом исследования являются особенности процесса управления муниципальной собственностью в Российской Федерации.
Теоретической и методологической
основой исследования явились основополагающие
труды отечественных и
1. Теоретические
аспекты управления
Основу любой системы хозяйствования составляют отношения собственности. Известный английский экономист Д.Юм утверждал, что никто «не может сомневаться, что договор о распределении собственности и о стабильности обладания ею – это наиболее необходимое обстоятельство для устройства человеческого общества и что после заключения соответствующего соглашения…немногое остается сделать…» [58, с.68]. То есть, изучая категорию собственности как характерную экономическую категорию, необходимо определить следующие моменты:
- материальным или
нематериальным является
- как складываются отношения сторон по поводу имущественных отношений, то есть субъектов собственности, имеющих различные интересы;
- каким образом, собственно,
строится система
- что представляет собой экономическая реализация сложившихся имущественных отношений между субъектами на микроуровне – через конкретные способы присвоения объектов, и на макроуровне – через функционирование системы хозяйствования в совокупности её элементов.
Юридическое регулирование государством имущественных отношений лишь оформляет реальные экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, обмена и распределения продуктов, то есть современное гражданское право – это юридическая форма рыночных экономических отношений.
Одним из важных подходов в методологии исследования проблем собственности, является институциональный подход, который определяет отношения собственности как «совокупность властных прав, санкционированных обществом поведенческих отношений, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ» [39, с.78].
Существенных отличий данного определения от традиционного для российской экономической науки понимания собственности как отношений между людьми по поводу присвоения вещей, практически нет. Ближе всего традиционное понимание собственности к англосаксонской модели экономико-правовой системы, которая определяет отношения собственности как совокупность частичных прав собственности, то есть некое объединение прав по использованию редких ресурсов, что соответствует отношениям частичного и монопольного присвоения. Это утверждение отражено в отечественной концепции собственности в работах А.Ф.Тарасова, А.Н.Бойко [51]. Полный «пучок» отношений и прав собственности, согласно теории А.М.Опоре, включает одиннадцать элементов, хотя правоведы выделяют до 1500 правомочий в рамках полного права собственности.
Система форм собственности весьма многообразна и не сводится только к общественной собственности. При исследовании категории собственности и её проявлений в различных формах, имеющих место в условиях рыночной экономики, необходимо создать общую схему форм проявления собственности во всем их многообразии. Это и различные виды частной и корпоративной собственности в сфере производства, услуг и потребления, также собственность общественных организаций и личная собственность населения, связанная с домашним и личным подсобным хозяйством и с индивидуальной трудовой деятельностью, и смешанные формы собственности в сфере внешнеэкономических отношений и др. Структура этих форм проявления собственности отражена на рис.1, где учитывается их социальная природа. Во-первых, в различной степени, они предполагают использование наемного труда и не всегда предполагают равенство своих субъектов как собственников. Во-вторых, социальная суть этих форм собственности определяется самостоятельно, исходя из потребностей рынка, и в определенной мере определяется взаимосвязью с общественной собственностью на средства производства. Таким образом, самостоятельность целевой направленности различных форм собственности, в том числе и муниципальной, позволяет представить систему форм собственности следующим образом (Рис.1)
Рис.1 Общая структурная схема форм собственности
Формы собственности
всегда адекватны состоянию
Общественную форму собственности следует рассматривать с точки зрения её конкретных видов, позволяющих полнее выразить её суть и реализовать её возможности в развитии рыночной экономики. В реальной жизни соединение непосредственных производителей с общественными средствами производства осуществляется на разных уровнях и достигается с помощью различных альтернативных форм собственности. И, в соответствии с этим, складывается определённая система субъектов собственности, где каждому из них присущи свои особые экономические интересы. Практическая реализация характера общественной собственности заключается в обеспечении устойчивого положения реального собственника на различных ступенях иерархии в системе государства.
Общественная собственность, а также различные её формы, в особенности муниципальная, являются закономерно возникшими и объективно существующими разновидностями собственности во всём мире. Но в зависимости от типа экономических отношений в каждой стране они требуют провозглашения и юридического закрепления права собственности в обязательном сочетании с государственными или демократическими рычагами управления. Таким образом, объективный характер существования общественной собственности необходимо учитывать, формируя сущностные характеристики этой формы присвоения в условиях рыночной экономики, а при разработке методов рыночного хозяйствования надо принимать во внимание направления по достижению эффективных форм закрепления и разграничения общественной собственности в системе экономических интересов.
Информация о работе Совершенствование управления муниципальной собственностью