Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:44, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление специфики управления муниципальной собственностью на примере г.о.Самара, а также дальнейшее предложение мер, направленных на его совершенствование.
Для реализации поставленной цели считаем необходимым решение следующих задач:
1. определить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;
2. проанализировать управление собственностью на муниципальном уровне;
1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1. Понятие и состав муниципальной собственности
1.2. Роль и значение управления муниципальной собственностью
1.3. Модели управления муниципальной собственностью
2. Анализ управления собственностью на муниципальном уровне
2.1. Источники нормативно – правового регулирования управления муниципальной собственностью
2.2. Реализация политики в сфере управления муниципальной собственностью в РФ
3. Совершенствование управления муниципальной собственностью (на примере г.о.Самара)
3.1. Совершенствование правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью
3.2. Совершенствование управления недвижимостью и земельными объектами г.о.Самара
В дальнейшем, раскрывая сущностное содержание собственности, необходимо учитывать, что эта экономическая категория неразрывно связана с такой экономической категорией, как управление. Эти экономические понятия имеют органическую связь, так как управление, по сути, является функцией собственности, то есть одной из её обязательных сторон. В любом случае основное управление осуществляет тот, кто является собственником средств производства. Реальная степень участия населения в управлении отражает зрелость развития отношений собственности. И, в соответствии с этим, общественное управление во владении, распоряжении, присвоении, пользовании собственности разворачивается на различных иерархических уровнях.
Первоначально, на этапе
становления рыночной экономики, муниципальная
собственность рассматривалась
Позднее, в современной экономической и правовой литературе появляется точка зрения о негосударственном характере муниципальной собственности, о её выделении из государственного сектора экономики. Так, Л.И.Абалкин отмечает, что муниципальная собственность не является «ни государственной, ни частной» [14, с.27]. Данную позицию поддерживают также авторы коллективной монографии «Собственность в экономической системе России». Именно эта характеристика муниципальной собственности, как особой, самостоятельной формы общественной собственности, отвечает её настоящему сущностному проявлению как объекта управления и как основы муниципальных образований. Подобная точка зрения в настоящих экономических условиях получила своё отражение в основных законодательных документах Российской Федерации: Конституции РФ и Гражданском Кодексе.
Важный момент в исследовании
муниципальной собственности
Муниципальная собственность выступает средством социальной защиты населения муниципального образования. Она позволяет обеспечить определенные социальные потребности людей и способствовать достойному существованию отдельных, слабо защищенных слоев населения. А это один из самых важных аргументов в пользу необходимости формирования муниципальной собственности.
Муниципальная собственность — это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее.
Распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
В собственности города находятся объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения и городского хозяйства, а также сохранения историко-культурного наследия (городские парки, ценные природные ландшафты, памятники архитектуры, городские системы водоснабжения и энергообеспечения, городские дороги и площади, инженерные сети и сооружения, полезные ископаемые, имеющие общегородское значение).
К объектам муниципальной
собственности города относятся
объекты социально-культурного
Муниципальная собственность
– это собственность
Отметим, что если круг субъектов государственной собственности очерчен в российском законодательстве достаточно четко, то этого нельзя сказать о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых «употреблена расплывчатая формулировка» – городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.
На территории муниципального
образования проживает
Федерации – это «деятельность населения
по решению непосредственно или через
органы местного самоуправления вопросов
местного значения, исходя из интересов
населения, его исторических и иных традиций»
(ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»,
п. 1 ст. 28). Здесь главными моментами являются,
во-первых, то, что это
«деятельность населения», и, во-вторых,
что данная деятельность осуществляется
в соответствии с интересами населения.
В пункте 2 статьи 28 закона говорится, что
местное самоуправление выступает в качестве
выражения
«власти народа» и составляет тем самым
«одну из основ конституционного строя
Российской Федерации», то есть население
России – источник власти на всей её территории.
Таким образом, из выше сказанного следует, что население муниципального образования также является источником власти на соответствующей территории. А так как местное сообщество – это, по сути, население, проживающее на территории муниципального образования, местное сообщество – источник власти на данной территории, и принятие решений, в том числе касательно муниципальной собственности, здесь осуществляется от лица местного сообщества.
Итак, главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью». И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:
- глава муниципального образования;
- представительный орган муниципального образования;
- структурные органы и подразделения местной администрации;
- орган управления муниципальным хозяйством;
- муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
- другие организации с правом управления муниципальной собственностью.
К муниципальной собственности за
Стоит отметить, что в исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры. Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия – в соответствии со ст. 113 ГК РФ – являются коммерческими предприятиями; к тому же имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.
Итак, муниципальная собственность представляет собой отношения между субъектами муниципальной социально-экономической системы по совместному присвоению ресурсов и результатов общественного производства в виде общественных благ для обеспечения непрерывного воспроизводства системы жизнеобеспечения на определённой территории. Анализ субъектно-объектной характеристики муниципальной собственности является теоретической основой оценки её роли и значения в экономической системе, места данной формы собственности в структуре собственности, что обосновывает необходимость её существования в развивающейся рыночной экономике в условиях демократически организованного государства.
1.2. Роль и значение управления муниципальной собственностью
Определяя природу муниципальной собственности и её социально-экономическую сущность, необходимо проанализировать качественные характеристики субъекта муниципальной собственности как важнейшего элемента её содержательной структуры. Исследование и решение этой проблемы осложняется наличием нескольких социальных институтов в структуре муниципального образования – это население территории, а также его представительные и исполнительные органы. Исследование субъекта муниципальной собственности предполагает наличие только одного из институтов, для закрепления и обоснования его ведущей роли в осуществлении функций собственника с выделением его прав и обязанностей. В данном случае наличие нескольких социальных в качестве собственника осложняет процесс владения, распоряжения и пользования муниципальной собственностью.
Исследуя процесс формирования в современной России муниципальной экономики, необходимо отметить, что он осуществлялся и продолжает осуществляться различными способами. Первым способом является непосредственная передача государственного и частного имущества в муниципальное ведение. Особенно широко в экономической практике нашей страны применялся такой способ формирования муниципальной собственности, как разгосударствление, то есть в процессе приватизации в России происходило перераспределение имущественного комплекса государства по уровням управления и формам собственности. Данный способ формирования муниципальной собственности не потерял своей актуальности и в настоящее время. Процесс наращивания имущественного комплекса муниципальных образований осуществляется именно этим путём и не завершён до настоящего времени, что приводит к нежелательным явлениям, способствующим нестабильности экономической системы.
В настоящее время формирование муниципального сектора достаточно активно осуществляется также вторым способом, то есть путём создания муниципальных предприятий и учреждений. Основной проблемой в данном случае является необходимость создания муниципальных предприятий, что требует немалых денежных и организационных усилий. Поэтому возникновение муниципальных предприятий предполагает первоначальное изучение рыночной и социально-экономической ситуации и оценку возможной социальной или экономической эффективности новых муниципальных предприятий, способных работать рентабельно для удовлетворения потребностей населения данного муниципального образования.
В отношении третьего способа, то есть приобретения муниципалитетами имущества на стоимостной основе, необходимо сказать, что в настоящее время в практике России этот способ практически не применим, возможно только оценивать его перспективность в дальнейшем развитии муниципальной экономики. Дефицитность местных бюджетов, нехватка средств для решения насущных проблем местной экономики не способствуют применению этого способа для пополнения муниципальной собственности. Можно только надеяться, что в недалёком будущем местные власти будут способны покупать предприятия, производящие блага, заинтересованность в которых имеется на данной территории.
Анализ представленных способов формирования муниципальной собственности в российской экономике заключает в себе позитивные возможности для будущего оптимального функционирования муниципального сектора. От процесса формирования муниципального имущественного комплекса зависит будущее муниципальных образований, возможности развития этих территорий и формирование соответствующего потребностям населения объёма производства социально значимых благ.
Преобразование собственности
в рамках её разгосударствления –
это характерная черта
Информация о работе Совершенствование управления муниципальной собственностью