История государственного управления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:13, контрольная работа

Описание

Экономическая основа - рост производительных сил в первобытном обществе и появление прибавочного продукта, что привело к образованию двух основных общественных институтов - власти и собственности. Их взаимосвязь привела к образованию государства. В качестве объекта собственности выступают средства производства.
Государство - это организация публичной политической власти, распространяющейся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на меры принуждения.

Работа состоит из  1 файл

История Гос.управления.docx

— 340.32 Кб (Скачать документ)

Таким образом,можно отметить присутствие в законодательстве Петра III элементов новых тенденций.Общий курс правительства страны был продворянским.После вхождения на престол,Петр сразу объявил, что будет во всем следовать стопам Петра Великого. С первых же недель царствования он обратил особое внимание на укрепление порядка и дисциплины в высших присутственных местах, сам подавая тому пример. Преемственность в деятельности Петра от его предшественницы проявилась и в подборе руководящих кадров.

Петр III процарствовал полгода, после чего был смещен своей женой  Екатериной Алексеевной,умной, честолюбивой женщиной,происходившей из рода небогатых  немецких князей.В заговоре,вдохновительницей которого она являлась, активную роль играли гвардейцы.Некоторая часть дворянства примкнула к заговорщикам с целью возвести на престол наследника Павла Петровича,а Екатерину сделать регентшей и при ее содействии преобразовать Россию в конституционную монархию. Чтобы увеличить число противников Петра, распускались различные слухи о его намерении убить Екатерину и вступить в брак со своей фавориткой Елизаветой Воронцовой,переодеть православных священников в пасторские одежды и сбрить им бороды и пр.

На 29 июня 1762 г.,когда по церковному календарю отмечался день Петра  и Павла,Петр назначил торжественную  церемонию.Утром накануне император с приближенными направился в Петергоф, где его должна была ждать Екатерина.Но выяснилось,что она за несколько часов до этого уехала в Петербург.Верхом на коне,в гвардейском мундире и с саблей в руке Екатерина во главе гвардейцев июньской ночью выступила против супруга.Петру 3 пришлось отречься от престола. А через неделю Петр III был убит приближенными супруги. Вопрос о престолонаследии решался недолго:вскоре трон Российской Империи заняла Екатерина II (1762-1796).

Так закончилась«эпоха дворцовых переворотов».

 

Заключение

 

Можно сказать,что при всей пестроте событий и лиц эпоха дворцовых переворотов характеризуется устойчивой линией социальной политики. Именно в этот период произошло значительное расширение привилегий дворянства при одновременно еще большем закабалении крестьян. Это манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству– дворяне освобождались от обязательной государственной службы. Дворянству было возвращено право распоряжения вотчинами,которое разрешало делить свои имения между всеми детьми.Отныне все имения признавались полной собственностью своих владельцев.Сбор подушной подати с крепостных был передан их владельцам.Помещик теперь был обязан наблюдать за поведением своих крепостных.Однако права крепостных крестьян существенно сокращались:им запрещалось поступать на военную службу без согласия помещика, запрещается приобретать недвижимые имения, вступать в откупа и подряды,заводить фабрики.Крепостные крестьяне не признавались подданными государства,а рассматривались подданными их господ. Также им запрещалось давать векселя и принимать на себя поручительства без дозволения помещика. Вместе с тем правительство не желало разорения крепостной массы, поэтому оно обязало помещиков кормить своих крестьян в неурожайные годы. В период политической нестабильности,чтобы укрепить социальную базу своего режима, царствующие особы шли на уступки дворянскому сословию, а участь крестьян,в особенности крепостных,оставалась такой же тяжелой,как и прежде.                                              Говоря о политической жизни страны,можно отметить,что основной тенденцией развития является дальнейшая концентрация и бюрократизация власти. Изменяется роль Сената.При Екатерине созданный ей Верховный тайный совет фактически руководил деятельностью Сената. Таким образом, возникает особый, независимый от других учреждений,центр управления при монархе,имевший реальную власть. Его создание отвечало задаче сосредоточения власти в руках абсолютного монарха. В дальнейшем Верховный тайный совет был упразднен,но возникали новые советы и кабинеты,выполнявшие те же функции.                                                                               Конечно, 37лет после смерти Петра I развитие страны напоминало движение маятника,принятые законы и реформы то отменялись,то снова вступали в силу. Но все-таки реформы Петра Великого жили,развивались,хотя направление некоторых из них и изменилось.

1 После смерти Петра II Верховный Тайный Совет отдает престол Анне Иоановне, которая принимает составленные Советом условия, ограничивающие ее (попытка создания конституционной монархии). Но 25 февраля 1730 г., Анна Иоановна отказалась от условий, а 4 марта упразднила Тайный Совет и вернула полномочия Сенату.

9) Государственное и региональное  управление во второй половине 18 века.

После смерти Елизаветы Петровны в  декабре 1761 г. императором становится Петр III, сын дочери Петра I — Анны Петровны и немецкого герцога, человек  умственно неразвитый, малообразованный, жестокий, чуждый всему русскому, чрезмерно  увлекающийся военным делом. Во время  его недолгого правления важнейшим  стал указ «О вольности дворянской»  от 18 февраля 1762 г., отменивший обязательную службу для дворян. Кроме того, была упразднена ведавшая политическими  преступлениями Тайная канцелярия, внушавшая  страх населению. Однако всеобщее недовольство вызывали мир с Пруссией, означавший отказ от всех русских завоеваний в Семилетней войне; подготовка к  войне с Данией в интересах  Голштинии, огромное прусское и голштинское  влияние при русском дворе; неуважение к православным обычаям; введение в  армии немецких порядков, пренебрежительное  отношение к русской гвардии. В такой ситуации значительная часть  русского дворянства связывала свои надежды с женой Петра III, будущей  императрицей Екатериной II, которая, хотя и была немкой по происхождению, но прекрасно понимала, что русская  императрица должна думать прежде всего об интересах России. Вокруг будущей Екатерины Великой сплотилась группа заговорщиков — в основном гвардейских офицеров. В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина вместе с Алексеем Орловым приехала из Петергофа в Петербург, где в тот же день Сенат провозгласил ее императрицей и объявил Петра III низложенным. 29 июня он был взят под стражу, а в июле убит при неясных обстоятельствах. В сентябре 1762 г. Екатерина II была коронована в Москве.

Система управления строилась по-прежнему на фундаменте основных китов-устоев: самодержавии, крепостничестве, вотчинно-поместной  собственности, сословности, что и  определило его социальную антинародную направленность, централизацию и  бюрократизацию всех этажей управленческой системы. Оно отразило и потребности  капитализации социально-экономической  сферы, изменено с учетом обозначившейся стабилизации социальной структуры  российского общества из пяти основных сословий — дворянства, духовенства, купечества, мещанства, крестьянства с  внутри- и межсословными слоями.

Сказалась на изменении функций, административной структуры системы управления завоевательная внешняя политика, что ужесточило налоговый пресс, эксплуатацию крестьянства и других податных слоев населения. Отразились на качестве государственного управления обострение социальной напряженности, резкое разъединение сословий, рост противоречий между дворянством и крестьянством, волнения и вооруженные выступления  заводских, монастырских, государственных, помещичьих крестьян, возникшие в 1762—1769 гг.

Административные реформы второй половины 18в. проводились в два  этапа: в 60-е и 70—90-е годы, разграничительным  знаком между которыми стала реакция  Екатерины II на социальные потрясения начала 70-х гг.

Реорганизация высшего и центрального управления.

Екатерининские административные реформы коснулись всей системы  государственного управления, начались с верхних ее этажей, роль которых  после Петра I то ослабевала, то возвышалась  из-за неоднократного изменения их статуса и функций.

Реформы исходили из следующих целей:

а) сохранить самодержавие, крепостничество, вотчинно-поместную собственность, сословность и другие фундаментальные  основы абсолютистско-монархического государственного управления;

б) возвысить дворянство, сделать  управление достаточно сильным для  реализации его интересов во внутренней и внешней политике, а также  геополитических интересов дворянской империи;

в) уберечь институты российского  традиционализма от влияния европейских  революционных идей и политического  опыта;

г) усилить свою личную власть, полученную нелегитимно, незаконно, в результате убийства императора; подчинить себе всю систему государственного управления.

Значимой стала реорганизация  Сената. Функции серьезно изменялись в смуте дворцовых переворотов, когда слабела вся система  управления, снижалась роль Сената, особенно при Екатерине I и Анне Ивановне. Сенат возродился при Елизавете  Петровне, получил полномочия общего руководства управленческим аппаратом  упраздненного кабинета. К 60-м гг. он стал высшим административным и  судебным учреждением, ослаблял воздействие  на управленческий механизм, сосредоточил высшую вельможную элиту, которая пыталась влиять на управление, повысить роль Сената в управлении. Видя опасность для  своих самодержавных амбиций  со стороны этой группы, Екатерина II решила «поставить» Сенат под  «просвещенную» государеву руку, ограничить его функции в управлении государством. В манифесте 15 декабря 1763 г. «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел» состояние сенатского управления признано не соответствующим потребностям государственного управления. Однако Сенату придан статус высшего лишь исполнительного органа управления и суда. К нему перешли текущие функции ряда упраздненных коллегий. При суженной роли Сената особенно возвышена роль генерал-прокурора до высокопоставленного должностного и доверенного лица. Назначенный на эту должность князь А.А. Вяземский, известный своей честностью, неподкупностью, был ответствен лично перед императрицей, докладывал ей ежедневно о работе Сената, сосредоточил в своих руках дела юстиции, финансов, казначейства, контроля и надзора, выполнял роль приближенного министра управления, самостоятельно решал дела, подчинил себе губернских прокуроров, принимал доклады наместников. Роль же возглавляемого им Сената не возвышалась, а наоборот. Его функции были раздроблены между шестью созданными в его составе относительно автономными департаментами во главе с обер-прокурорами.

Первый департамент рассматривал важнейшие внутренние политические дела в законосовещательном аспекте. Второй ведал судебными делами в  апелляционном аспекте, третий —  полицией, образованием, западными  окраинами империи, четвертый —  военными и морскими делами. Пятый  и шестой размещены в Москве. Функции одного ограничены судебными делами, другой функционировал в качестве сенатской конторы.

Сенат утратил свои широкие полномочия, лишен законодательных прав, из высшего  органа управления превращен в подсобный  административный и судебно-апелляционный  орган на уровне не высшего, а центрального управления. Постепенно ослабела и  роль департаментов, ставших всего  лишь высшими судебными инстанциями  в связи с созданием отраслевых экспедиций Сената, которым переданы функции Камер-, Берг-, Штате-, Ревизион- и других коллегий, канцелярий. Особую роль играла сенатская Тайная экспедиция (канцелярия), имевшая статус самостоятельного государственного учреждения. Ее функции в системе политического розыска определены лично Екатериной II, которая непосредственно опекала эту структуру Сената, усилила через нее полицейскую регламентацию государственного управления, всей жизни империи. Через Тайную канцелярию прошли все крупные политические процессы 70—90-х гг. Осенью 1774 г. присутствие экспедиции переведено в Москву, поближе к репрессивным действиям карательных воинских частей против пугачевцев. Здесь рассматривались материалы следственных комиссий, созданных в Оренбурге, Казани, Царицыне, Уфе, Симбирске, здесь совершались казни.

Временным высшим государственным  органом стала Уложенная комиссия, созданная для составления нового «Уложения» (1767—1768 гг.). Комиссия была создана как сословно-представительное учреждение. Депутаты доставляли в  Комиссию 1465 «наказов». Комиссия была распущена в связи с начавшейся русско-турецкой войной, но ее материалы  облегчили разработку дальнейших реформ.

Укреплению екатерининского абсолютизма  в управлении подчинена деятельность учрежденного в 1768 г. в связи с  начавшейся русско-турецкой войной Совета при высочайшем дворе. Совет состоял из вельмож-аристократов, руководителей центральных органов, ближайших сановников. После окончания войны в 1774 г. он собирался и функционировал довольно регулярно, приобретал роль постоянно действующего и совещательного, консультативного и даже распорядительного органа при императрице. Совет при высочайшем дворе воплощал в государственные решения волю Екатерины II по вопросам военной, внешней и внутренней политики, реформам государственного управления.

Сложился статус и Главной дворцовой канцелярии, через которую осуществлялось управление дворцовыми крестьянами, землями, хозяйством, придворными штатами. Ей были подчинены придворная, гофинтендантская, конюшенная и другие подобные конторы.

Линия Екатерины II на усиление своей  личной роли не только в высшем, но и  центральном управлении воплотилась  в изменении коллежской системы, где была принижена роль коллегиального начала, внедрялись принципы единоначалия. Екатерина II ослабляла центральное  управление, передавала дела большинства  коллегий местным губернским учреждениям. Многие коллегии были упразднены. Сохранились  лишь три так называемые общегосударственные: Иностранных, Военных и Морских  дел. Прекращено существование и  задержавшейся дольше других Коммерц-коллегии. Управление просвещением, таможенной политикой и другими конкретными  сферами Екатерина поручала отдельным  приближенным лицам. Роль центрального управления была сведена к общему исполнительному руководству и  наблюдению.

Реформа местного управления.

Система местного управления включала управление губерний и уездов, а  также городов и отдельных  сословий. В ноябре 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Во введении к  этому документу указывались  недостатки, вызвавшие необходимость  реформы: обширность губерний, недостаточное  количество органов управления, смешение в них различных дел.

В результате реформы прежнее административное деление (губерния, провинция, уезд) было изменено: провинции упразднены, число  губерний увеличено до 40. Раньше областное  деление проводилось случайно, и  на губернии с очень разной численностью населения приходился примерно одинаковый штат чиновников. Теперь же устанавливалось, что губернии должны быть приблизительно одинаковы по числу жителей —  от 300 до 400 тыс. человек, для уезда  численность населения была определена в 20—30 тыс. Поскольку новое административное деление было более дробным, около 200 крупных сел были преобразованы в уездные города. С изменением административных границ в рамках губернской реформы было изменено и местное управление: разделены административные, финансовые и судебные дела. В дальнейшем унификация органов местного управления на территории всей страны привела к упразднению автономии некоторых окраин: на Украине это окончательно произошло в 1781 г., а с 1783 г. общегосударственная система административного управления была распространена на Прибалтику.

Губернское управление.

Одна или несколько губерний получали статус генерал-губернаторства и подчинялись назначенному Сенатом  наместнику — генерал-губернатору, деятельность которого контролировалась непосредственно императрицей. Генерал-губернатор обладал широкими полномочиями по надзору  за всем местным управлением и  судом на вверенной ему территории.

Управление отдельной губернией  было возложено на назначаемого Сенатом  губернатора, который возглавлял губернское правление — главный административный орган. Кроме губернатора в него входили два губернских советника  и губернский прокурор. Правление  занималось различными административными  вопросами, контролировало управление губернией, а также совместно  с вице-губернатором ведало всеми  полицейскими учреждениями губернии и уезда.

Информация о работе История государственного управления в России