История государственного управления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:13, контрольная работа

Описание

Экономическая основа - рост производительных сил в первобытном обществе и появление прибавочного продукта, что привело к образованию двух основных общественных институтов - власти и собственности. Их взаимосвязь привела к образованию государства. В качестве объекта собственности выступают средства производства.
Государство - это организация публичной политической власти, распространяющейся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на меры принуждения.

Работа состоит из  1 файл

История Гос.управления.docx

— 340.32 Кб (Скачать документ)

Вице-губернатор назначался Сенатом, в случае необходимости мог заменять губернатора, а также был председателем  казенной палаты — высшего финансового  органа губернии, распоряжавшегося государственным  имуществом. Она ведала сбором налогов, казенными подрядами и постройками, губернским и уездным казначействами, экономическими крестьянами бывших церковных имений. Кроме административных, финансовых и специальных судебных учреждений в каждом губернском городе был создан новый орган — приказ общественного призрения, ведавший школами, больницами, богадельнями и  приютами. В отличие от губернского  правления и казенной палаты приказ общественного призрения имел выборный состав.

Уездное управление.

Уездным исполнительным органом был  нижний земский суд, возглавляемый  капитаном-исправником. Он считался начальником  уезда, ведал уездной администрацией и полицией, наблюдал за торговлей, проводил предварительное следствие  по судебным делам. Его выбирали дворяне  сроком на три года на уездном собрании, в помощь ему также из дворян выбирались два заседателя. Главой административно-полицейской  власти в уездном городе был городничий, назначавшийся Сенатом.

Судебная система.

С 1775 г. в губерниях было введено  сословное судопроизводство. Губернской судебной инстанцией для дворян был  верховный земский суд, для городского населения — губернский магистрат, для лично свободных крестьян — верхняя расправа. Эти судебные органы состояли из заседателей —  выборных от соответствующего сословия, возглавляли их специально назначенные  чиновники. При каждом верхнем земском  суде была учреждена дворянская опека, занимавшаяся делами вдов и малолетних сирот дворян. Кроме того, в губернских городах были учреждены особые совестные  суды для разбора уголовных дел, связанных с невменяемостью преступника, и гражданских дел, решавшихся путем  мировой сделки. В качестве высших судебных инстанций по всем делам, решенным в губернских сословных судах, были учреждены палата гражданского суда и палата уголовного суда. В уездные  судебные учреждения судьи и заседатели избирались из представителей сословия, делами которого ведали, правительство  назначало только председателя нижней расправы. При каждом городском магистрате был учрежден сиротский суд, занимавшийся делами вдов и малолетних сирот горожан. Роль органов надзора в каждой губернии выполняли губернские прокуроры  и их помощники — уголовные  и гражданские стряпчие. Губернскому  прокурору подчинялись прокуроры  при верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, а  также уездный стряпчий, выполнявший  обязанности прокурора в уезде.

Дворянское самоуправление.

В своей внутренней политике Екатерина II ориентировалась прежде всего на дворянство, и уже в первые годы ее правления закладываются основы самоуправления этого сословия. Реформа 1775 г. увеличила влияние дворянства на местное управление, дала ему сословную организацию, предоставив права юридического лица уездному дворянскому собранию. Жалованная грамота дворянству 1785 г. укрепила позиции этого сословия. В ней фиксировались ранее существовавшие права и льготы дворянства: свобода от налогов и телесных наказаний, от государственной службы, право полной собственности на землю и крепостных, право быть судимыми только равными себе и пр. Жалованная грамота дала дворянству также некоторые новые привилегии: запрещалась конфискация имений дворян за уголовные преступления, было облегчено получение дворянства и т.д.

Раз в три года на уездных и  губернских собраниях дворяне выбирали соответственно уездных и губернских дворянских предводителей и других должностных лиц. Дворянские собрания решали вопросы, поставленные правительством, а также проблемы, связанные с  сословной дисциплиной. Кроме того, собрания имели право представлять свои пожелания губернатору или  генерал-губернатору, специально избранная  депутация во главе с предводителем  дворянства могла обратиться к императрице.

Городское самоуправление.

В 1785 г. была также опубликована Грамота  на права и выгоды городам Российской империи, позже получившая название Жалованной грамоты городам. Отныне для каждого города обязательным становится герб, который следовало  «употреблять во всех городовых делах». В соответствии с Жалованной грамотой население каждого города было разделено  на шесть разрядов. В первый входили  «настоящие городские обыватели», т.е. все без различия происхождения, звания и занятия, имеющие в городе дом или землю. Второй разряд составляли купцы, разделенные на три гильдии в зависимости от размера капитала: 1-я гильдия — от 10 до 50 тыс. руб., 2-я — от 5 до 10 тыс. руб., 3-я — от 1 до 5 тыс. руб. В третий разряд входили городские цеховые ремесленники, в четвертый — иногородние и иностранные гости, постоянно проживавшие в данном городе. Пятый разряд составляли «именитые граждане» — выборные должностные лица, ученые и художники, имеющие академические свидетельства или университетские дипломы, лица, владеющие капиталом от 50 тыс. руб., банкиры с капиталом от 100 до 200 тыс. руб., оптовые торговцы, судовладельцы. К шестому разряду относились «посадские люди» — горожане, занимавшиеся ремеслами, промыслами и пр., и не внесенные в другие разряды. Горожане третьего и шестого разрядов получили общее название «мещане». Все население города в соответствии со своим разрядом было внесено в Городскую обывательскую книгу.

Горожане всех разрядов с 25-летнего  возраста имели право раз в  три года выбирать из своей среды  городского голову и гласных в  общую городскую думу. Дворяне  в городской думе не были широко представлены, так как имели право  отказа от исполнения городских должностей. Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, она ведала хозяйством города, обязана была давать отчет  губернатору обо всех доходах  и расходах. Кроме того, Общая  дума выбирала шесть представителей в шестигласную думу, заседания которой  проходили каждую неделю под председательством  городского головы. Шестигласная дума ведала вопросами сбора налогов, выполнения казенных повинностей, благоустройства  города, его расходами и доходами, т.е. была исполнительным органом городского самоуправления. Надзор за городским  самоуправлением осуществлял губернатор, к которому шестигласная дума могла  обращаться за помощью.

Права города как единого целого защищались городским магистратом, который ходатайствовал за город  перед высшими органами, следил, чтобы на него без распоряжения правительства  не налагались новые подати или повинности.

Государственное управление при Павле  Первом.

Павел I пытался «исправить» все, что, по его мнению, было приведено  в беспорядок матерью, действуя в  том же русле абсолютистского  управления.

1. Актом 5 апреля 1797 г. был установлен  порядок престолонаследия от  отца к старшему сыну по  закону, гарантирующий престол от  случайной узурпации и воцарения  женской особы; учреждавший императорскую  фамилию и право императора  определять супружеские браки ее членов.

2. Укрепил самодержавную власть, ослабил значение Сената, но усилил  надзор генерал-прокурора Сената  за органами цен трального  управления и местных прокуроров  за губернаторами, другими чиновниками.  Учредил военные губернаторства  в столице и Москве. Упразднил  ряд наместничеств, где генерал-губернаторы  проявляли самостоятельность.

3. По линии централизации управления  он воссоздал Мануфактур-, Камер-, Берг- и некоторые другие коллегии, поставил во главе их директоров, наделил правом личного доклада царю, самостоятельностью действий от членов коллегий. Главу Коммерц-коллегии В.А. Гагарина именовал мини стром. В самостоятельное центральное учреждение выделен из Сената Почтовый департамент. Самостоятельным стал и Департамент водяных коммуникаций. Для управления земля ми и крестьянами царской фамилии создано центральное ведомство во главе с департаментом уделов, который возглавил министр Уделов.

4. Павел приостановил действие многих статей жалованной грамоты дворянства, ограничил дворянские привилегии, права и льготы, решил восстановить «блеск самодержавия», уменьшить влияние дворян на царское управление, обязал их вновь служить, восстановил для них телесные наказания, ввел сборы с дворян на содержание губернской администрации, упразднил губернские и ограничил уездные дворянские собрания, расширил сферу вмешательства губернатора в дворянские выборы, сократил впятеро количество дворян-избирателей.

5. В стремлении оградить Россию  от влияния Французской революции  ужесточил цензуру, запретил частные  типографии, употребление слов «граждане», «отчество», «общество» и др., поездки  во Францию, импорт французской  литературы, пользование французским  языком и т.д.

6. Перетряхнул местное управление, перекроил губернское, уездное деление,  уменьшил число губерний и  соответственно их учреждений, закрыл  приказы общественного призрения,  возвратил окраинам прежние структуры  и формы управления.

7. Изменил радикально городское  управление на немецкий манер,  объединил с полицейскими органами  слабое сословное управление  в городах. Упразднил в губернских  городах думы, управы благочиния, учредил ратгаузы во главе  с назначенными императором президентами, которые контролировались губернаторами  и Сенатом, имели в своем  составе чиновников, как назначаемых  Сенатом, так и избираемых горожанами  и утверждаемых императором.

8. Проявил стремление опереться  на бюрократию, увеличил число  чиновников в центральном и  местном аппарате, про вел ряд мер по укреплению служебной дисциплины. Павел I централизовал до крайности управление, усилил его деспотическую форму, вмешивался лично во все детали управления через собственную канцелярию, Сенат, Синод, коллегии, укреплял единоначалие, роль бюрократии, углубляя кризисное состояние системы абсолютистского правления, которая не смогла избавить Россию от нового обострения противоречий, антикрепостнических выступлений на рубеже 18-19вв., кровавой смены верховной власти весной 1801 г.

 

10) Государственное управление  в первой половине 19 века.

 

Предпосылки, условия, проекты развития государственного управления

Французские, испанская, итальянская  и другие революции как локомотивы истории в сочетании с войной за независимость Греции, с радикальными преобразованиями на американском, европейском  и других континентах ускорили темпы, определили новую социальную направленность мирового общественного прогресса, заложили качественно новые основы государственного управления во многих странах в соответствии с принципами свободы, равенства, всесилия конституции, разделения основных ветвей власти, возвышения представительной власти в лице парламента и подобных ему учреждений, правового устройства и развития к гражданскому обществу.

Революционное новаторство  европейского управления откликалось  в России. Самодержцы стремились отгородить Россию от революционных бурь, государственно-управленческих новаций Запада, сохранить средневековые  политические и иные институты, укрепить самодержавные фундаментальные  основы абсолютизма.

Состояние, методы управления отразили качество российской государственности, в условиях нестабильности которой  окончательно утвердились на романовском  престоле представители не мецкой этнической голштинской династической линии [1], стали возможны трагедии смены императоров. Павел I свергнут и убит в результате кровавого дворцового переворота 11 марта 1801 г. с участием сына-наследника. Тень убиенного отца преследовала всю жизнь Александра I [2]. При восшествии на престол его брат Николай учинил невиданный доселе расстрел гвардейских полков — участников выступления 14 декабря 1825 г., связанного с движением декабризма, с нарушением императорской фамилией традиций престолонаследия. Эта расправа и другие жестокие акции Николая I по отношению к народу России сказались на режиме его управления страной, оставив ему в российской истории звание «Николая Палкина» [3]. Тяжелым грузом на систему управления давили массовые репрессии против прогрессивно мыслящих дворян, польских патриотов, участников солдатских и других народных выступлений.

Состояние государственного управления и историческую ситуацию в целом обостряли многочисленные войны: с Францией, Турцией, Ираном, Швецией, развязанная Александром I в 1816 г. колониальная изнурительная  многолетняя Кавказская война, продолжавшаяся до 1864 г. Россия испытала в этих войнах и горечь поражения, и триумф побед. Россия играла роль «жандарма Европы», разгромила польское освободительное  движение 1830—1831 гг., Венгерскую революцию 1847—1850 гг. [4] Войны, каратель ные европейские экспедиции усилили напряженность в деятельности органов государственного управления вплоть до административного ужесточения и чрезвычайных методов, сказались на социально-политической жизни российского общества [5].

Все заметнее становится диссонанс, противоречие между качеством государственного управления и духовным, культурным подъемом, ростом национального самосознания, формированием новых идейных  и политических ценностей в российском обществе.

Внутреннее и международное  положение Российской империи, очевидный  развал ее административной системы, круговая безответственность, взяточничество, казнокрадство, беззаконие в органах  центрального и местного управления обострили потребность радикальной  реорганизации системы власти и  управления в целом, побудили к поискам  более эффективного ее устройства. Обстановка, в которой они происходили, характеризовалась столкновением  консервативной, либерально-модернистской  и радикально-модернистской концепций  относительно судьбы управления. Эти  поиски отразили формировавшиеся и  все явственнее обозначавшиеся тогда  три основных идейных общественно-политических направления, предлагавших варианты путей  дальнейшего существования России [6].

Информация о работе История государственного управления в России