История государственного управления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:13, контрольная работа

Описание

Экономическая основа - рост производительных сил в первобытном обществе и появление прибавочного продукта, что привело к образованию двух основных общественных институтов - власти и собственности. Их взаимосвязь привела к образованию государства. В качестве объекта собственности выступают средства производства.
Государство - это организация публичной политической власти, распространяющейся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на меры принуждения.

Работа состоит из  1 файл

История Гос.управления.docx

— 340.32 Кб (Скачать документ)

М.М. Сперанскому удалось  обобщить законотворчество, отредактировать  многие законы, освободить их от неточных, двусмысленных формулировок, многословия, противоречащих друг другу узаконений. Подготовлено 40 томов с 30600 законами, 5 томов приложений, указатель в  виде Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ РИ) [83].

На основании ПСЗ подготовлено 15 томов в 8 книгах действующих законов, составивших Свод законов Российской импе рии [84] (СЗ РИ). Свод составлен по оригинальной системе М.М. Сперанского с учетом лучших европейских образцов. В отдельных томах и книгах объединены законы о власти, высшем, центральном, местном управлении, о государственной службе, сословиях, полиции, цензуре, ссылке, представлены разделы гражданского, уголовного, процессуального права. Подготовленные ПСЗ и СЗ проверены семью ревизионными комиссиями. 10 января 1832 г. Госсовет одобрил ПСЗ и СЗ, решив ввести в действие с 1 января 1835 г. [85]

По инициативе М.М. Сперанского, расставшегося с либерально-конституционными идеями своих отвергнутых властью  проектов, введено понятие «Основных  государственных законов Российской империи», в качестве которых систематизированы  в первом томе «Свода законов Российской империи» императорские законы XVIII — начала XIX в. о государственном  устройстве, самодержавном правлении. Первым среди них поставлен екатерининский закон «Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Другими основными законами закреплена вся система самодержавной власти и управления: исключительно лишь самодержца право на законодательство, управление, суд. Воля монарха — источник и воплощение основных государственных законов империи. Они стали юридическим обоснованием абсолютной власти представителей немецкой, голштинской династической линии на российском престоле, для которых россияне должны быть исполнительными, законопослушными верноподданными. «Империя Российская управляется на твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от самодержавной власти исходящих», — закреплено в основных законах абсолютное право монархов на власть и управление во всей государственной системе [86]. Тем самым сформулирована представлявшаяся тогда вечной, незыблемой для России правовая основа, исключающая любое конституционное ограничение самодержавия каким-либо представительным сословным или многосословным учреждением [87].

Государственное управление и служба опирались с тех пор  на законы, систематизированные с  учетом самодержавных задач и  потребностей, удобства работы управленческого  бюрократического аппарата.

* * *

В истории административных преобразований первой половины XIX в. выделяются три стадии, рубежами которых стали  победа в Отечественной войне 1812 г. и скандальная смена братьев-монархов в декабре 1825 г., выступления [88] декабристов, их казни и репрессии. Первая стадия характеризуется административными преобразованиями. Послевоенный политический курс Александра I означал не только отказ от них, но и контрреформирование отдельных сфер управления, что вообще присуще самодержавному реформаторству и определило реакционное содержание политики государственного управления во второй стадии. В 1825 г. она вылилась в усиление имперского характера управления, подчинения лично императору всех органов высшего и центрального уровня, придания всей системе управления необычных черт и методов. Идея конституции для России объявлена преступной Николаем I , активные и последовательные ее сторонники приняли смерть на эшафоте, обречены на каторгу в сибирских рудниках.

Представители голштинской  династической линии на романовском  престоле укрепили свое самовластие, связывали  с самодержавием победу над Наполеоном, рост международного авторитета российских императоров, в этом видели свое предназначение — властвовать и управлять  русским народом.

Пирамиду власти и управления венчал по-прежнему император. Оформлена  идеология управления в виде карамзинско-уваровской триады «самодержавие, православие, народность», что определило содержание государственной  доктрины почти на столетие.

Была утрачена благоприятная  возможность преобразования государственного управления на основе конституции, представительства, создания правового государства  и гражданского общества. Государственное  управление базировалось по-прежнему на таких средневековых устоях, как  абсолютизм, вотчинно-поместное начало, крепостничество, сословность.

В отличие от эволюции управления Англии, Америки и других стран  в России происходило усиление самодержавной  природы государственного управления, его централизация, бюрократизация, регламентация, военизация, полицеизация и жандармеризация. Обычные функции государственного управления передавались органам полиции, политического сыска. Это придало новые черты абсолютистскому управлению, произошло вступление его в новую фазу — фазу формирования полицейского государства.

Посетивший в 1839 г. Россию известный путешественник, литератор  маркиз де Кюстин неоднократно беседовал  с Николаем I , многое увидел и потом  отметил в книге наличие господ и рабов, господство бюрократии, отсутствие правосудия, назвал Николая I тюремщиком одной трети земного шара, где  «цивилизация» прикрывает варварство [89].

Поражение в Крымской войне  обнажило со всей беспощадностью гнилость николаевского государственного устройства и управления, которое стесняло Россию, ограничивало ее потенциальные возможности  и развитие. По признанию известного историка С.М. Соловьева, пришлось расплачиваться русскому народу за тридцатилетнюю ложь, тридцатилетнее подавление всего живого, духовного, народных сил. Николай I пытался 30 лет до казать целесообразность для народов России жесткого самодержавного управления и привел страну к катастрофе в войне с государствами, имевшими другие системы управления [90].

Был нанесен страшный удар по стремлению монархов сохранить Россию как заповедный остров феодальной, крепостнической системы государственного управления.

Увеличилась пропасть между  властью и обществом, бюрократически-сословной  системой управления и многомиллионным  крестьянством, пребывающем в крепостном рабстве.

Противоречия ослабляли  считавшиеся традиционно фундаментальными основы абсолютистского государственного управления. Россия оказалась перед  выбором: революция снизу или  реформы сверху.

11) Реформы гос. Управления  в России в 60-70-е гг. 19 века.

РЕФОРМЫ 60 – 70-Х ГГ. XIX ВЕКА

 

A)    РОССИя В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)

Во  второй  половине  XIX  столетия  Россия  была  самой  большой  по  своей

территории державой, с населением в 126 млн.  человек.  Вся  полнота  власти

принадлежала    самодержцу,    возглавлявшему    сильное    централизованное

государство. Главной  опорой  царя  выступали  дворяне-помещики,  занимавшие

ведущие  посты  в  государственном  управлении.   В   распоряжении   монарха

находилось армия, которая даже в мирное  время  насчитывала  свыше  миллиона

человек, а также жандармско-полицейский  аппарат(.

Одной из особенностей страны является ее расположение на  стыке  двух  типов

цивилизации – восточной и западной. С полуазиатской опорой монархов  в  виде

общины внизу.

В 30 – 50-е гг. XIX  века  конфликт  между  развитием  производительных  сил

страны и  сковавшей  их  системой  крепостного  хозяйства  вымелся  в  форму

кризиса. Техническая,  промышленная  и  административная  отсталость  России

послужила поражением в Крымской войне (1853 –  1856).  Экономика  и  финансы

страны были расстроены, отставание от ведущих капиталистических  государств,

Европа стало таким, что России  грозило  опасность  оказаться  навсегда  вне

путей  мировой  цивилизации.  Взволнованное  общественное  мнение  требовало

перемен.

 

B)    Подготовка и отмена  крепостного права

                       1) ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОДГОТОВКА КРЕСТЬяНСКОЙ  РЕФОРМЫ

a. АЛЕКСАНДР II КАК РЕФОРМАТОР

      19 ФЕВРАЛя 1855 Г. НА РОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ВСТУПИЛ АЛЕКСАНДР II (1818  -

1881) – СТАРШИЙ СЫН НИКОЛАя  I. СО ВСТУПЛЕНИЕМ ЕГО НА ПРЕСТОЛ  ВО  ВСЕХ  СЛОяХ

РУССКОГО ОБЩЕСТВА ПРОБУДИЛИСЬ  НАДЕЖДЫ НА СЕРЬЕЗНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ.

      ПО СВОЕЙ НАТУРЕ  АЛЕКСАНДР II  НЕ  БЫЛ  РЕФОРМАТОРОМ.  НИКОЛАЙ  ПРИВЛЕК

АЛЕКСАНДРА  –  К  УчАСТИЮ  В  ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ДЕЛАХ:  ВВЕЛ  ЕГО  В   СОСТАВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА И  СЕНАТА,  НАЗНАчАЛ  ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ  ДВУХ  СЕКРЕТНЫХ

КОМИТЕТОВ ПО КРЕСТЬяНСКОМУ ДЕЛУ 1846 И 1848  ГГ.  В 1848  Г.  АЛЕКСАНДР II

ОДОБРяЛ ЖЕСТКИЕ МЕРЫ НИКОЛАя I.

      ОДНАКО, ВСТУПИВ НА  ПРЕСТОЛ, АЛЕКСАНДР НАШЕЛ В  СЕБЕ  МУЖЕСТВО  ПРИЗНАТЬ

КРАХ ПОЛИТИчЕСКОЙ СИСТЕМЫ СВОЕГО ОТЦА  И  НЕОБХОДИМОСТЬ  СЕРЬЕЗНЫХ  ПЕРЕМЕН.

УЖЕ В ПЕРВЫЙ ГОД ЕГО ЦАРСТВОВАНИя  БЫЛ  СДЕЛАН  РяД  ПОСЛАБЛЕНИЙ.  НО  СРЕДИ

ПЕРВОСТЕПЕННЫХ И НЕОТЛОЖНЫХ  ЗАДАч,  ВСТАВШИХ  ПЕРЕД АЛЕКСАНДРОМ II,  БЫЛА

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА.

b. ПРЕДПОСЫЛКИ КРЕСТЬяНСКОЙ РЕФОРМЫ

      ПРЕДПОСЫЛКИ, КОТОРЫЕ  В КОНЕчНОМ СчЕТЕ  ПРИВЕЛИ   К  ОТМЕНЕ  КРЕПОСТНОГО

ПРАВА В РОССИИ,  СКЛАДЫВАЛИСЬ  УЖЕ  ДАВНО.  В  ПОСЛЕДНИЕ  ДЕСяТИЛЕТИя  ПЕРЕД

РЕФОРМОЙ 1861 Г. ОНИ ВЫРАЖАЛИСЬ В  ПЕРВУЮ  ОчЕРЕДЬ  В  УГЛУБЛЕНИИ  СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИчЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РАЗЛОЖЕНИя КРЕПОСТНИчЕСТВА. ДРУГОЙ  ВАЖНОЙ  ПРИчИНОЙ

яВИЛСя  СОЦИАЛЬНЫЙ  ФАКТОР  –  НАРАСТАНИЕ  ИЗ  ДЕСяТИЛЕТИя   В   ДЕСяТИЛЕТИЕ

КРЕСТЬяНСКИХ БУНТОВ.

      «Крестьянский   вопрос»   давно    серьезно    беспокоил    российское

самодержавие, а в царствование Николая I он  приобрел  особую  остроту.  При

нем разрешения крестьянского вопроса было  создано 9  секретных комитетов,

однако они не дали существенных результатов.

ВПЕРВЫЕ О НЕОБХОДИМОСТИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО  ПРАВА  АЛЕКСАНДР  II  ОФИЦИАЛЬНО

ЗАяВИЛ  В  КРАТКОЙ  РЕчИ,  ПРОИЗНЕСЕННОЙ ИМ   30  МАРТА   1856   Г.   ПЕРЕД

ПРЕДСТАВИТЕЛяМИ МОСКОВСКОГО ДВОРяНСТВА. УПОМяНУВ О  СВОЕМ  НЕЖЕЛАНИИ  СЕЙчАС

«ДАТЬ СВОБОДУ КРЕСТЬяНАМ», ЦАРЬ  ВЫНУЖДЕН  БЫЛ  В  ТО  ЖЕ  ВРЕМя  СКАЗАТЬ  О

НЕОБХОДИМОСТИ  ПРИСТУПИТЬ  К  ПОДГОТОВКЕ  ИХ  ОСВОБОЖДЕНИя  ВВИДУ  ОПАСНОСТИ

ДАЛЬНЕЙШЕГО СОХРАНЕНИя КРЕПОСТНОГО  ПРАВА,  УКАЗЫВАя,  чТО  «ЛУчШЕ  ОТМЕНИТЬ

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО  СВЕРХУ,  чЕМ  ЖДАТЬ,  КОГДА  ОНО  БУДЕТ  ОТМЕНЕНО  СНИЗУ».

СОЗНАВАя ГОСУДАРСТВЕННУЮ НЕОБХОДИМОСТЬ  ПРОВЕДЕНИя РЕФОРМ, В  ПЕРВУЮ  ОчЕРЕДЬ

КРЕСТЬяНСКОЙ, ЦАРЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО  ШЕЛ К НАМЕчЕННОЙ ЦЕЛИ.

c. ПОДГОТОВКА КРЕСТЬяНСКОЙ РЕФОРМЫ

      3 яНВАРя 1857 Г. БЫЛ  ОБРАЗОВАН СЕКРЕТНЫЙ КОМИТЕТ  «ДЛя  ОБСУЖДЕНИя  МЕР

БЫТА ПОМЕЩИчЬИХ КРЕСТЬяН» ПОД  ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ  КНяЗя  А.Ф.  ОРЛОВА.  ЭТО  БЫЛ

ПОСЛЕДНИЙ, ДЕСяТЫЙ ПО СчЕТУ, СЕКРЕТНЫЙ  КОМИТЕТ  ПО  КРЕСТЬяНСКОМУ  ВОПРОСУ.

ПЕРВЫМИ ИЗЪяВИЛИ  НА  ЭТО  СОГЛАСИЕ  ПОМЕЩИКИ  ТРЕХ  ЗАПАДНЫХ  («ЛИТОВСКИХ»)

ГУБЕРНИЙ – ВИЛЕНСКОЙ, КОВЕНСКОЙ  И ГРОДНЕНСКОЙ. В ОТВЕТ 20  НОяБРя  1857  Г.

ПОСЛЕДОВАЛ ЦАРСКИЙ РЕСКРИПТ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРУ  ЭТИХ ГУБЕРНИЙ В.И.  НАЗИМОВУ

ОБ УчРЕЖДЕНИИ ИЗ чИСЛА  МЕСТНЫХ  ПОМЕЩИКОВ  ТРЕХ  ГУБЕРНСКИХ  КОМИТЕТОВ  ДЛя

ПОДГОТОВКИ  МЕСТНЫХ  ПРОЕКТОВ  РЕФОРМЫ.  5  ДЕКАБРя   1857   Г.   ПОСЛЕДОВАЛ

АНАЛОГИчНЫЙ   РЕСКРИПТ   ПЕТЕРБУРГСКОМУ   ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРУ   ГРАФУ   П.Н.

ИГНАТЬЕВУ. В ТЕчЕНИЕ 1858 Г. РЕСКРИПТЫ  БЫЛИ ДАНЫ И  ОСТАЛЬНЫМ  ГУБЕРНАТОРАМ,

И В ТОМ ЖЕ ГОДУ В 45 ГУБЕРНИяХ, В  КОТОРЫХ  НАХОДИЛИСЬ  ПОМЕЩИчЬИ КРЕСТЬяНЕ,

БЫЛИ ОТКРЫТЫ КОМИТЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ МЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ ОСВОБОЖДЕНИя  КРЕСТЬяН.

С ОПУБЛИКОВАНИЕМ РЕСКРИПТОВ  И  НАчАЛОМ  ДЕяТЕЛЬНОСТИ  ГУБЕРНСКИХ  КОМИТЕТОВ

ПОДГОТОВКА КРЕСТЬяНСКОЙ РЕФОРМЫ  СТАЛА ГЛАСНОЙ. 16 ФЕВРАЛя 1858 Г.  СЕКРЕТНЫЙ

КОМИТЕТ БЫЛ ПЕРЕИМЕНОВАН В «ГЛАВНЫЙ КОМИТЕТ ПО КРЕСТЬяНСКОМУ ДЕЛУ».

      В  губернских  комитетах   развернулась   борьба   между   либеральным

меньшинством и  крепостническим  большинством,  нередко  принимавшая  острый

характер. Летом 1858 г. Александр  II  предпринял  поездку  по  России.  Где

заявил о своей решимости  освободить крестьян  и  призвал  дворян  поддержать

другие готовившиеся преобразования.

      Судьбы крестьянства  решались в центральных  учреждениях   и  губернских

комитетов, готовивших реформу. 4 декабря  1858  г.  Главный  комитет  принял

новую программу  реформы,  предусматривавшую  предоставление  крестьянам  их

наделов в собственность посредством  выкупа, правительственное  содействие  в

выкупе путем организации кредита, введение  крестьянского  самоуправления  в

рамках  общины.  Эта программа легла в основу  разрабатываемого  проекта

«Положений о крестьянах, выходивших из крепостнической зависимости».

      4 марта 1859 г. в  качестве «рабочего» органа при  Главном комитете были

учреждены   Редакционные   комиссии.   На   них   возлагалась   рассмотрение

материалов, предоставленных губернскими  комитетами, и  составление  проектов

законов   об    освобождении    крестьян.    Это    был    вневедомственный,

«нетрадиционный»  орган,  который  проделал  основную  работу  в  подготовке

проекта «Положений о крестьянах».

      10 октября 1860 г.  Редакционные  комиссии  завершили   свою  работу,  и

проект «Положений» поступил в  Главный комитет по крестьянскому  делу, где  он

Информация о работе История государственного управления в России