Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:13, контрольная работа
Экономическая основа - рост производительных сил в первобытном обществе и появление прибавочного продукта, что привело к образованию двух основных общественных институтов - власти и собственности. Их взаимосвязь привела к образованию государства. В качестве объекта собственности выступают средства производства.
Государство - это организация публичной политической власти, распространяющейся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на меры принуждения.
Переход к министерской системе центрального управления
Наиболее значительным изменениям
подверглась система
Принципиальная основа нового устройства управления отражена в манифесте «Об учреждении министерств» (8 сентября 1802 г.) [37]. Во-первых, подчеркнута преемственность реформы с преобразованиями Петра I . Во-вторых, учреждение министерств мотивировано необходимостью приведения всех частей государственного управления в прочное и намерению императора соответственное устройство. В-третьих, выражена надежда, что министерства помогут утвердить народное спокойствие, тишину, правосудие, благоустройство империи, оживить промышленность, торговлю, все хозяйство, распространить науки и художества, возвысить общее благосостояние, обеспечить благоденствие народов. В-четвертых, государственными делами отныне должны были управлять восемь министерств: военных сухопутных сил; военных морских сил; иностранных дел; юстиции; внутренних дел; финансов; коммерции; народного просвещения [38]. В-пятых, при разделении государственных дел каждое министерство ведает определенной частью их, и все министерства обеспечивают естественную связь, единство управления. В-шестых, министры назначаются императором, перед ним ответственны, непосредственно управляют всеми вверенными им частями, представляют им ператору через Сенат ежегодные письменные отчеты, где должно быть обосновано расходование средств структурами министерства, указаны успехи в содеянном, состояние дел и возможные перспективы. В-седьмых, Сенату надлежало рассматривать и анализировать деятельность министров, представлять доклады императору с соответствующими заключениями, мнением о состоянии управления каждым министром. В-восьмых, министр управляет и местными вверенными ему структурами, получает еженедельные мемории о всех текущих их делах, имеет постоянные связи с ними.
Учреждалась должность «товарища
министра» — помощника
Своеобразный статус получил
министр внутренних дел, который
обязан был заботиться («пешись») о
повсеместном благосостоянии народа,
спокойствии, тишине и благоустройстве
всей империи. Очень широкими полномочиями
было наделено возглавляемое им министерство,
которое, кроме полицейских функций,
должно было еще управлять государственной
промышленностью, строительством и
содержанием всех публичных зданий,
предотвращать нехватку жизненных
припасов, всех надобностей в общественной
жизни. В ведение МВД переданы
мануфактурные и медицинские
коллегии, Главная соляная контора,
Главное почтовое правление, экспедиция
Государственных имуществ, опекунство
иностранных и сельского
Широкий диапазон функций, включение
губернаторства в ведомство МВД
определили особый статус и большую
роль его в государственном
По его плану и при непосредственном участии совершена реорганизация, воплощена новая методика организации министерского управления. Сначала было усовершенствовано разделение функций центрального управления. Законом «О разделении государственных дел по министерствам» (17 августа 1810 г.) упорядочены сферы отраслевого управления, объединены министерства коммерции и финансов, выделено из МВД министерство полиции с полномочиями чисто полицейского характера, создано вслед за Главным управлением водяных и сухопутных путей сообщения (1809 г.) Главное управление духовных дел, иных, кроме православия, исповеданий, что породило тенденцию управления отдельными отраслями через Главные управления, а не министерства. По закону 28 января 1811 г. возникли Главные управления ревизии государственных счетов, а также путей сообщения.
Главные управления — новые
органы центрального управления —
возникли наряду с министерствами.
Учреждение их углубило отраслевое разделение
функций управления. Они имели
тоже высокий государственный
Затем была воплощена разработанная
М.М. Сперанским на научной основе на
сформулированных им же принципах государственного
управления развернутая и стройная
программа всесторонней организации
министерской системы с учетом российских
условий и западноевропейских образцов.
«Общее учреждение министерств» (25 июня
1811 г.) [43] знаменовало новую нормативную
основу министерской системы управления,
воплощение ведомственно-линейного образа
органов центрального управления с широкими,
точно очерченными исполнительно-
В 30—40-х гг. Николай I усилил
полицейско-карательные и
Процесс экономического развития,
рост буржуазных слоев вызывали объективно
усиление внимания власти к управлению
хозяйственной сферой, создание и
совершенствование
Главным среди хозяйственных органов являлось Министерство финансов, главами которого назначались Васильев, Д.А. Гурьев (1810—1823 гг.), Е.Ф. Канкрин (1823—1844 гг.). Минфин вобрал функции упраздненного министерства коммерции, создал департамент по заведованию внешней торговлей, включил из МВД в 1819 г. Департамент мануфактур и внутренней торговли, учредил при нем Мануфактурный (1828 г.) и Коммерческий (1829 г.) советы по просьбам промышленников и купцов [44]. В состав Минфина вошло Государственное казначейство, на его базе создан соответствующий департамент, учреждено Главное казначейство для приема, хранения, выдачи денежных средств. В ведении министерства находились: Ассигнационный, Заемный и учрежденный в 1847 г. Государственный коммерческий банки, чтобы «дать купечеству вящие способы к увеличению и расширению коммерческого оборота». Министерство финансов имело тесную связь с Межведомственными финансовым комитетом (1806 г.), учрежденным для сокращения государственного долга, изыскания средств по погашению бюджетного дефицита, и Советом государственных кредитных установлений (1818 г.), учрежденным для высшего надзора и контроля за кредитными операциями и оборотами банков.
Возросла роль Минфина в разработке бюджета, составлении единой росписи доходов и расходов на основании представлявшихся министрами смет не позднее 15 ноября.
Это же министерство содействовало открытию высших технических учебных заведений с разночинским составом студенчества — Горного и Технологического институтов, где готовились инженерно-технические кадры. Ими занимался непосредственно Ученый комитет министерства.
Вновь созданное Министерство
государственных имуществ (1837 г.) имело
целью умножение
Министерство осуществляло
«благожелательное
«Общим учреждением
Основную работу организовало Главное правление училищ, актив которого состоял из назначенных императором чиновников и попечителей учебных округов.
Расширена сеть университетов (срок обучения — три года), которые открыты в Вильно, Харькове, Казани, Дерпте, затем в Петербурге (1819 г.) и Киеве (1834 г.) [46]. Согласно своим уставам университетский совет из профессоров имел широкие административные, учебные, научные, судебные права (университетский суд), избирал ректора, деканов отделений, правление для хозяйственных дел, инспектора, в чем воплотилась автономия университетского управления. На университеты были возложены функции управления учебными заведениями [47] округа, что ограничило административную деятельность попечителя. Университетский совет избирал окружного директора училищ, он заведовал наряду с попе чителем 4-классными гимназиями, 2-классными уездными училищами, одногодичными приходскими училищами, между которыми была установлена преемственность вплоть до университета.
Устав императорских университетов (26 июля 1835 г.) ограничил их права функциями только учебных и научных заведений, увеличил в округе и университете роль попечителя. Уставом учрежденного Киевского университета ограничивалась выборность деканов факультетов, вводилось назначение профессоров министром просвещения. В 1848—1849 гг. ограничен приток разночинцев в университеты, закреплена дворянская сословность состава студентов.
Николай I усилил сословность средних учебных заведений, ограничил обучение в гимназиях детей лиц непривилегированных сословий, запретил обучение крепостных. Новый устав гимназий и училищ 1828 г. дал департаментам гимназий и училищ широкие права контроля и управления учебными заведениями губерний. Учреждена должность инспектора для надзора за преподаванием и «нравственной» частью в гимназиях.
При директорах гимназий созданы официальные советы. Дворянство избирало почетного попечителя гимназии на три года для наблюдения за направлением образования. В 1833 г. учреждена в округах должность инспектора частных учебных заведений с целью усиления административного надзора за ними. Создан в центре специальный комитет по устройству учебных заведений.
Министерство просвещения
не осуществило программу
Министерства военное, морское,
иностранных дел управляли
Военные министерства функционировали
на основе нового Устава об управлении
армией в военное и мирное время,
занимались военно-теоретической
Для управления растущим хозяйством императорской фамилии 22 августа 1826 г. создано Министерство императорского двора и уделов, многочисленные егермейстерские, конюшенные и другие дворцовые конторы которого и Департамент уделов заведовали землями, предприятиями, крестьянами, различным имуществом, обслуживали императора и членов его фамилии.
Информация о работе История государственного управления в России