История государственного управления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:13, контрольная работа

Описание

Экономическая основа - рост производительных сил в первобытном обществе и появление прибавочного продукта, что привело к образованию двух основных общественных институтов - власти и собственности. Их взаимосвязь привела к образованию государства. В качестве объекта собственности выступают средства производства.
Государство - это организация публичной политической власти, распространяющейся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на меры принуждения.

Работа состоит из  1 файл

История Гос.управления.docx

— 340.32 Кб (Скачать документ)

Сохранив в руках  князей власть в их княжествах, ханы ограничились контролем за ними, посылая  в русские земли своих специальных  представителей -- баскаков. Функции баскаков заключались в активном контроле за действиями князей. По доносам баскаков «провинившихся» в чем-либо перед ханом князей вызывали в Орду или же посылали на русские земли карательную рать.

В 1257 г. монгольские  писцы (численники), опираясь на помощь великокняжеской администрации  и содействие светских и духовных феодалов, произвели перепись (запись в «число») населения русских  земель для обложения данью и  повинностями. Оказывая ордынским численникам  содействие в проведении переписи, русские феодалы стремились переложить всю тяжесть «дани неминучей» на плечи трудящихся масс. Ежегодно отправляемая в Орду дань («выход», «десятина») была наибольшей тягостью ордынского ига. Вначале она собиралась натурой, но затем была переведена на деньги («серебро»). Единицей обложения  служило каждое городское и сельское хозяйство. Тяжесть постоянной дани усугублялась частыми требованиями ханов присылать им дополнительные крупные суммы (так называемые запросы). В пользу хана шли также отчисления с торговых пошлин. Тяжелым бременем на крестьян легли ямская и подводная  повинности, обязанность давать «корм» проезжавшим ордынским чинам  и их свите. Сбор дани был отдан  ханами на откуп мусульманским купцам (бесерменам), которые облагали население  дополнительными произвольными  поборами, кабалили крестьян и продавали  несостоятельных должников в  рабство на восточных невольничьих рынках.

После бегства князя  Андрея Ярославича за рубеж великим  князем владимирским стал Александр  Ярославич Невский (1252--1263), который  в отношениях с ханами стремился  исходить из реального соотношения  сил Руси и Орды в тот период. Основной задачей Руси Александр  Невский считал борьбу против агрессии крестоносцев с запада. Несмотря на всю тяжесть ордынского ига, Русь сохранила свою государственность.

Александр стремился  поддерживать с ханами мирные отношения, не давать поводов для новых вторжений  и набегов и, восстанавливая подорванные  производительные силы и хозяйство  страны, исподволь копить силы для  будущей освободительной борьбы. Этот курс Невского в отношениях с Ордой надолго стал определяющим для владимирских, а затем московских князей. Он отвечал и интересам основной массы русских феодалов, предпочитавших войти в соглашение с завоевателями, поступиться в их пользу частью доходов, но сохранить княжения и вотчины, власть над народом. К соглашению с Ордой призывала и церковь, получившая от ханов охранные грамоты на церковное имущество и освобождение от дани.

После смерти Александра Невского титул великого князя владимирского  стал объектом борьбы между удельными  князьями, для которых обладание  им связывалось прежде всего с получением доходов от управления территорией, составлявшей «владимирский удел», и сюзеренитета над богатейшими городами Северо-Западной Руси -- Новгородом и Псковом.

Превратив выдачу ярлыков в объект соперничества  и торга между князьями, в орудие политического давления на них, ханы намеренно нарушали сложившийся  на Руси порядок наследования «столов» и вмешивались в княжеские  усобицы, используя их в качестве предлогов для грабительских  вторжений на Русь. Нередко и сами князья «наводили» на Русь в борьбе со своими соперниками татарские  рати, как ранее они «наводили» половцев.

Сложившийся в XI--XIII вв. политический строй русских княжеств не претерпел в течение XIV--XV вв. каких-либо существенных изменений. Удельным князьям, как верховным собственникам  всей земли в княжествах, принадлежала высшая судебная и административная власть. В делах управления князья опирались на поддержку своих  вассалов, виднейшие из которых составляли особый совещательный орган при  князьях -- боярскую думу. «Думцами» князя были также представители местной высшей церковной иерархии и должностные лица из системы дворцового управления. Влиятельнейшим среди «думцев» был тысяцкий, возглавлявший городское ополчение. Городами и волостями управляли на принципах «кормления» наместники и волостели, наделенные судебными и административными правами в отношении «черного» тяглого населения городов и волостей. Население феодальных вотчин было подсудно землевладельцам, обладавшим иммунитетными правами. Полнота иммунитетных прав зависела от положения землевладельцев в системе феодальной иерархии. Общим в политике князей (особенно в период государственной централизации) было стремление к ограничению иммунитетных прав. Суд по делам о «душегубстве», «разбое», и «татьбе» (воровство) из иммунитетных прав исключался, его вершили сам князь или его ближайшее доверенное лицо. Князь обычно разбирал и все дела, связанные с правами на владение землей.

Наиболее развитым было управление дворцовыми землями  и хозяйством. Во главе дворцовой  администрации стоял дворецкий (дворский), в ведении которого были дворцовые  слуги (слуги под дворским), управлявшие  «путями» -- отдельными отраслями княжеского хозяйства (конюшие, стольники, чашничие, ловчие, сокольничие). Княжеской казной и архивом ведали казначеи и печатник. С возрастанием роли письменной документации в суде, дипломатии, хозяйстве и т. д. при дворах князей начал складываться штат дьяков и подьячих, занимавшихся делопроизводством и составивших впоследствии основу приказной бюрократии. Характерной чертой управления в княжествах в XIII--XV вв. было соединение дворцового управления с государственным.

4) Становление российской  государственности (конец XV- XVI вв.).

Во 2 пол. XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в.

В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных  отношений: дворяне получали землю  от великого князя (из его домена) за службу и на срок службы. Это ставило  их в зависимость от князя и  укрепляло его власть.

Говоря о централизации, следует иметь в виду 2 процесса:

объединение русских земель вокруг нового центра - Москвы; и создание централизованного государственного аппарата.

Способы присоединения русских  земель к Москве были разнообразны:

1) удельные князья подчинялись  великому князю по договору, оставаясь  хозяевами в своих уделах и  как вассалы обязуясь служить Москве;

2) многочисленными были  случаи покупки уделов великим  князем, при этом удельный князь  становился пользователем своей  бывшей вотчины и выполнял  различные служебные функции  в пользу Москвы;

3) существовал также порядок,  напоминавший западноевропейский  средневековый «оммаж»: владелец  вотчины, удельный князь отказывался  от нее в пользу великого  князя и тут же получал ее  обратно в виде пожалования. 

Великие князья оказались  во главе целой иерархии, состоявшей из удельных князей и бояр. Взаимоотношения  с ними определялись сложной системой договоров и жалованных грамот.

Боярство было верхним  слоем формировавшейся правящей элиты Московского государства. В конце XV в. реальную социальную опору власти великого князя составили также новые общественные группы, складывающиеся в этот период: дворянство, ратные люди (профессиональные военные), казачество и др.

Формируется сословие дворян, имеющее давнее происхождение. Первой служилой категорией, из которой позже  выросло дворянство, были «отроки» (младшие дружинники князя). Потом  появляются княжьи «дворные» слуги, в состав которых входили как  вольные люди, так и холопы. Все  эти категории объединялись в  группу «детей боярских», так и не доросших до бояр, но составивших социальную базу дворянства.

В состав формирующегося дворянского  сословия вошло и большое число  дворцовых слуг (тиунов, дьяков, подьячих, конюхов, писарей и т.д.), приказные  и ремесленные люди князей и бояр.

Централизация привела к  существенным изменениям в государственном  аппарате и государственной идеологии. Великий князь стал называться царем  по аналогии с ордынским ханом  или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозною символика Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолют^^ю независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия византийского патриарха (к этому времени Византийская империя пала).

Формирование государственного аппарата осуществлялось по принципу местничества.

Местничество - система феодальной иерархии в России в XV - ХУД вв официально регулировавшая отношения между членами служилых фамилий па военной и статской службах и при дворе.

Местничество, основанное на критериях знатности происхождения (чем выше происхождение претендента, тем более высокий пост в государственной  иерархии он может занять), подменяло  общегосударственные интересы сословными.

При назначении служилых людей  на должности учитывались как  служебное значение фамилий, к которым  она принадлежали, т.е. служебная  знатность данного рода, так и  генеалогическое положение претендента  внутри своей фамилии. Этот условный и усложненный порядок основывался  на чиновных, служебных достижениях  не отдельного лица, а всего рода, т.е. на отечестве.

Отечество устанавливалось  по 2-м линиям:

по родословцу (критерий - знатность происхождения рода и  самого лица); по разрядам (записям, хранившимся  в Разрядном приказе, в которых  указывались росписи назначений на высшие государственные должности  за определенный период прошедшего времени - 80-100 лет).

При назначении на должность  использовался прецедент, ситуация, заимствованная из прошлых лет (по записям  разрядов), в которой предки претендента  на должность занимали то или иное служебное положение. Если факт этого был установлен, то и претендент мог требовать своего назначения именно на эту (или аналогичную) должность.

Местничество выделяло бояр в особую группу, назначением которой  было участие в верховном управлении государством. Олицетворением этого  аристократического порядка властвования стала Боярская Дума.

Боярская Дума - высший орган  власти в Русском государстве, состоявший из светских и духовных феодалов, действовавший  постоянно на основе принципа местничества и опиравшийся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. В XV - начале XVI вв. Дума существовала как совещательное и законодательное учреждение.

В компетенцию Думы входило  формирование законодательства, управление и судебная деятельность. Решение  этих вопросов осуществлялось не на правовой основе, а по почину верховной власти. Особую группу в Думе в XV в. составляли удельные князья. Как верховный орган управления Дума смыкалась с приказами.

Приказы - органы центрального управления, существовавшие с кон. XV до XVIII вв. В различное время было около 100 приказов.

В отличие от дворцовых  ведомств, приказы - более бюрократические, технические по характеру органы.

Рабочим аппаратом в приказной  «избе» были «товарищи», возглавляемые, как правило» думным боярином Техническое  обслуживание овеществляли подьячие подчиненные  думном дьяк работавшем в приказе.

Развитие приказной системы  прошло несколько этапов:

1) произошло расширение  функций дворцовых ведомств, которые  превратились в органы общегосударственного  управления (XV - начало XVI в.).

2) внутри дворцовых ведомств  появились самостоятельные учреждения, возглавляемые дьяками, получившими  специальное поручение («изба»  или «приказ»).

3) приказное управление  окончательно превратилось в  систему центрального государственного  управления (с сер. XVI в.).

С этого времени приказы  становятся монопольными органами центрального управления (Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и др.), совмещавшими административные и судебные функции и состоявшими  из боярина (глава приказа), приказных  дьяков и писцов. На местах находились специальные уполномоченные. Наряду с отраслевыми приказами позже  возникли территориальные, ведавшие делами отдельных регионов.

5) Разрушение российской государственности в период смутного времени (к.16- нач.17 вв.)

Введение

смутное время романов царь

На рубеже 16 и 17вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в положении  центральных областей государства.

С открытием для  русской колонизации обширных юго-восточных  пространств среднего и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государева и помещичьего "тягла", и эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давило государственное помещичье тягло на оставшихся. Рост поместного землевладения отдавал все большее количество крестьян под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности и стремиться всеми способами закрепить за собой наличное крестянское население своих имений. Положение холопов "полных" и "кабальных" всегда было достаточно тяжелым, а в конце 16в. число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода.

Во 2-ой половине 16в. особые обстоятельства, внешние и  внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Тяжелая Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет и кончившаяся полной неудачей, потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными  средствами. Татарское нашествие  и разгром Москвы в 1571г. значительно  увеличили жертвы и потери. Опричнина  царя Ивана Грозного, потрясшая и  расшатавшая старый уклад жизни  и привычные отношения, усиливала  общий разлад и деморализацию; в  царствование Грозного "водворилась  страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего" (Соловьев).

Информация о работе История государственного управления в России