История государственного управления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:13, контрольная работа

Описание

Экономическая основа - рост производительных сил в первобытном обществе и появление прибавочного продукта, что привело к образованию двух основных общественных институтов - власти и собственности. Их взаимосвязь привела к образованию государства. В качестве объекта собственности выступают средства производства.
Государство - это организация публичной политической власти, распространяющейся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на меры принуждения.

Работа состоит из  1 файл

История Гос.управления.docx

— 340.32 Кб (Скачать документ)

Утверждение новой династии в России совпала с восстановлением сословно-представительной монархией. В первые годы своего правления Михаил Федорович опирался на Земские соборы, заседавшие почти непрерывно. Соборы занимались законадательством, изысканием средств для пополнения казны церковными и внешнеполитическими делами. В 1620-х гг. государственная власть, окрепла и Земские соборы стали сказываться реже. В 1630-х ГГ. они, обсуждали в основном внешнеполитические вопросы и принимали решения, а дополнительных налогах, необходимых для ведения войн.

Российскую монархию 17 в. часто называют «самодержавием с  Боярской думой». Дума по-прежнему оставалась верховным, органом по вопросам законодательства, управления и суда, однако состав ее претерпел значительные изменения. Она пополнилась родственниками и приближенными царя, в ее ряды влилась большее количество думных дворян, выдвенушихся благодаря различным заслугам; особенно резко выросла число думных дьяков. Для 17 века характерна тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли, обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломатической службе и т.д, Во второй половине ХУП в. значение Земских соборов и Боярской думы начинает падать.

В правление Алексея Михайловича (1645-1676) четко обозначается новая  тенденция в развитии политического  строя страны - постепенный переход, от сословно-представительной монархии к абсолютной. В январе 1649г. на Земском соборе было принято Соборное уложение, где главное внимание уделялась судопроизводству и уголовному праву. В нем также были сделаны попытки, определить статус монарха, и регламентированы полажение различных сословий в государстве, порядок несения службы, вопросы государственного управления в центре и на местах. Тем самым был сделан важный шаг в направлении к абсолютизму - форме правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху, власть достигает высшей степени централизации.

Во второй половине 18 в. перестают  созываться Земские соборы. Цари теперь ограничиваются проведением государственных совещаний по различным вопросам. Но 1680-х г.г. и эти совещания перестают созываться. Таким образом, отмирает важнейший сословно представительной орган Российского государства.

В конце 17 в. Изменяется и  положение боярской думы. К этому  моменту боярской она оставалась только по названию. Половина её членов было выходцами из дворян или представителями  других сословий. Ранее постоянно  действующий государственный орган  Боярская дума превращается вне государственное  функционирующие учреждение. Её место заняла так называемая ближняя дума, состоявшая из небольшого количества людей ближних к царю.

После принятия Соборного  уложения в законодательной практике стали применятся именные указы- правовые акты изданные от имени государя без участия Боярской думы, сам факт их наличия говорил о том, что самодержавное управление стало укрепляться.

В 1682 г., в правление Федора Алексеевича было. Ликвидировано  местничество. Отмена местничества нанесла  сильный удар по бояро-княжеской  аристократии в государственном  управлении.

Особую актуальность во второй половине 17 в. Приобрёл вопрос о взаимоотношениях государства и церкви. В 1652 г. патриархом стал Никон. Реформы Никона были поддержаны государственной властью, но привели  к расколу в Русской православной церкви. Теократические замашки Никона имели конфликт с царём. Падение  патриарха положило начало процессу подчинения церкви государству.

На 17 в. приходится, рассвет  приказной системы управления. Первую, самую большую группу приказов как  органов центрального государственного управления образовали приказы общегосударственного значения, подразделившиеся на административные. Судебно-полицейские, областные, военные и финансовые. Они находились в непосредственном ведении Боярской думы. Вторую группу составляли дворцовые приказы, которые подчинялись царю и управляли принадлежащими ему землями. К третьем относились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а так же вершившие суд по преступления против веры.

Особое место в системе  государственного управления nринадлежало Приказу тайных дел. Фактически его, возглавлял сам Алексей Михайлович. Приказ являлся личной канцелярией царя, где разрешались важнейшие государственные вопросы в обход Боярской думы. Он контролировал деятельность других приказов. Приказ тайных дел ведал также политическим сыском. Упразднен он был после смерти Алексея Михайловича.

Характерными особенностями  приказной системы управления являлись пестрота и неопределенность функций приказов. За все время ее существования так и не был подготовлен акт, который бы регламентировал организацию и порядок деятельности приказов в обще государственном масштабе.

Во главе приказа стоял  начальник, именовавшийся, как правило, судьей. Иногда возглавлявшее приказ лицо носило специальное наименование - казначей, печатник, дворецкий, оружничный и т.д. Судьи приказов назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Широкое распространение получила практика, когда одно и тоже лицо одновременно возглавляло несколько приказов. 

Развитие приказной системы  породило обширное, бумажное делопроизводство, которое востребовало людей с опытом

канцелярской работы. Поскольку  судьи приказов такого опыта порой  не имели, в помощники им назначались  дьяки. Дьяки комплектовались из родового дворянства, верхушки посада и даже из лиц духовного звания. Они фактически вершили дела в приказах и за свою службу награждались поместным окладом, и получали денежное вознаграждение Дьякам подчинялись канцелярские служители - подьячие.

В крупных приказах складывалась разветвленная, внутренняя структура. Приказы подразделялись на столы, а  столы – на повытья. Стол возглавлялся дьяком, повытье старшим подьячим. Некоторые приказы делились только на повытья, которые чаще всего образовывались по территориальному признаку, имели порядковый номер или носили название по имени, возглавлявшего их подьячего.

В приказах сложилась особая система управления большинство дел рассматривалось судьями или заменявшими их дьяками единолично, а спорные дела подлежали коллегиальному обсуждению. Крайней степени достигла централизация управления в приказах решались не только важные, но и второстепенные дела. К концу 17 в. громоздкая и неповоротливая система приказов начала приходить в несоответствие с потребностями формировавшегося абсолютистского государства.

В 17 в. продолжали функционировать  губные, и земские учреждения. Однако теперь они были подчинены назначенным из центра воеводам, которые стали основным звеном местного управления. Воеводы назначались из числа бояр, дворян и детей боярских Разрядных приказом и утверждались в должности царем и Боярской думой. При воеводе находилась приказная, или съезжая, изба. Делопроизводство вел дьяк. В штат приказной избы входили подьячие. Иногда приказная изба имела структурные подразделения – столы, возглавляющие подьячими. Воевода исполнял, распоряжения центральной власти, следил за соблюдением порядка, ведал городским и дорожным делом, отвечал за сбор налогов набирал на государственную службу служилых людей, надзирал за деятельностью губных и земских старост. В разной степени подчинения у него находился ряд должностных лиц: осадные, объезжие, острожные, засечные, казачьи, ямские, пушкарские, таможенные и кабацкие головы. Система воеводского управления, позволившая усилить государственную власть на местах сразу после Смуты, к концу 17 в. нуждалась в существенном обновлении.

В 17 в. территория Российского  государства значительно увеличилась за счет включения в него Левобережной Украины (с Киевом) и Сибири. Украина в составе единого Российского, государства обладала значительной автономией, имела особые управление, войско, суд, налоговую систему и т.д. Главой Украины считался гетман, избиравшийся на Казачьим раде и утверждавшийся царем. Гетман осуществлял верховное управление и суд. Совещательным органом при гетмане была Генеральная старшина, состоявшая из казацкой верхушки. Территория Украины в административном отношении делилась на полки во главе с выборными или назначенными гетманом полковыми. Полки делились на сотни. В полковых и сотенных городах население избирало городовых атаманов. В городах с преобладанием не казачьего торгово-ремесленного населения было, оставлено самоуправление.

Центрами русской административной и военной власти на территории Сибири становились укрепленные города-остроги (Енисейский, Красноярский, Илимский, Якутский, Нерчинский и др.). В 1637 г. для управления Сибирью был создан специальный Сибирский приказ. Местное управление осуществлялось воеводами с их аппаратом в каждом городе. В Сибири формировались крупные территориальные административные округа - разряды, воеводы которых контролировали деятельность воевод небольших городов. Главной функцией воевод была организация сбора натуральной дани пушниной - ясака. Взыскивались также воеводские поминки - дополнительное обложение. Во внутреннюю организацию сибирских народов воеводы, как правило, не вмешивались.

7) Политические реформы Петра 1.

С 90-х годов XVII в. начинается новая эпоха, связанная  с преобразованиями Петра I, затронувшими все стороны жизни российского  общества.

Реформы коснулись  буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести  следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

Всю государственную  деятельность Петра I условно можно  разделить на два периода: 1696 -1715 годы и 1715 - 1725 годы. [9, c.148]

2.1 Первый период  государственной деятельности

Говоря о первых преобразованиях Петра, необходимо помнить, что их корни находились в уходящем XVII веке. Уже тогда  были введены, полки нового строя (солдатские, рейтарские, драгунские), основаны первые крупные железоделательные производства. В том же XVII в. обозначились и сдвиги в области быта и культуры: при  Федоре, в 1681 г., было приказано являться при дворе в коротких кафтанах, а не в традиционных охабнях и  однорядках, появились немецкое платье, первые бритобородые щеголи; основана Славяно-греко-латинская академия и  т.д.

Преобразования  Петра начались со строительства  азовского флота с помощью  натуральной государственной повинности и чрезвычайных поборов - способах, типичных для деспотического крепостнического государства. Организация постройки возлагалась на сформированные усилиями самих дворян, духовных чинов и горожан специальные кумпанства.

Кумпанство - товарищество, добровольно составленное из землевладельцев  для отбывания повинности постройки  кораблей. Помимо постройки кораблей кумпанствам вменялось их полное снаряжение. Всего их было создано  белее 30.

Строительство велось на Дону, в воронежских лесах. Лес  заготовляли в соседних с Воронежем  уездах. Срок работ по указу царя был чудовищно малым - 2 года. Столь  стремительные темны работ обеспечивались огромной массой насильно согнанных работных людей. Из-за рубежа были наняты за огромные деньга специалисты, но далеко не все из них оказались подлинными мастерами. В работе активно участвовали сам царь.

Одновременно со строительством, и даже чуть раньше, Петр обеспокоился о кадрах морских  офицеров: для их подготовки было отправлено учиться за рубеж пятьдесят комнатных  стольников и спальников.

В итоге, если не весь задуманный, флот, то целая эскадра  была все-таки построена в срок. В  марте 1699г. уже готовились к предполагаемому  Керченскому походу, ибо Петр считал, что, не владея Керчью, флоту нельзя было войти в Черное море.

Эскадра уже в  конце апреля вышла из Воронежа и  через месяц была у Азова. Летом  же, 18 августа 1699 г. 22 российских корабля  при громе пушечного салюта бросили  якорь близ Керчи. В истории России это было великое событие, удивившее  и озадачившее, в частности, и  османского султана и крымского  хана. [12, c.46]

Преобразования  затронули также и армию. В  ноябре 1699 г. появились указы о  комплектовании профессиональной армии  путем насильственного набора “даточных  людей” (будущих рекрутов). Почти  одновременно началось формирование полков из наемных вольных людей. Платили  им в год до 2 руб., т.е. почти вдвое  больше, чем стрельцам. В феврале 1700 г. было обнародовано устное разрешение царя отпускать на волю холопов и крестьян, с тем, чтобы они шли на службу в солдаты.

В итоге первых шагов по созданию новой армии  было сформировано 29 пехотных и два  драгунских полка. Наряду с бывшими  потешными полками (Преображенским, Семеновским, Лефортовым полками) они  составили костяк новой армии.

Одновременно в  новые земли Приазовья и в  Азов отправляли всякого рода несостоятельных  должников, а также осужденных разбойников  и грабителей (кроме убийц) на поселение  и заведение хозяйства в тех  краях. Введены были в Азове и  каторжные работы для строительства  необходимых сооружений. [13, c.344]

В области государственного управления важнейшей и первоочередной мерой стала, реформа суда и налогообложения  городского населения. Это была попытка  введения своеобразного городского самоуправления. Прекрасно понимая  крепостническую суть статуса посадского человека (и купца, и ремесленника), которого нещадно давила законными  и незаконными поборами архаичная  машина государственного управления, Петр решил изъять города из-под  воеводского и приказного управления в собственное, царское, подчинение, рассчитывая при этом получить от налогов в бюджет больше денег, чем  раньше. И эта была главная задача. 30 января 1699 г. Петр издал указ о самоуправлении городов и выборах бурмистров. Избранники образовывали собой бурмистерские  палаты или ратуши, отныне ведавшие сбором доходов и управлением  в городах. Главная Бурмистерская  палата (Ратуша) в Москве ведала всеми  выборными людьми в городах России, а ее члены с докладом, прежде всего о денежных поступлениях входили прямо к государю.

Информация о работе История государственного управления в России