Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:13, контрольная работа
Экономическая основа - рост производительных сил в первобытном обществе и появление прибавочного продукта, что привело к образованию двух основных общественных институтов - власти и собственности. Их взаимосвязь привела к образованию государства. В качестве объекта собственности выступают средства производства.
Государство - это организация публичной политической власти, распространяющейся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на меры принуждения.
Утверждение новой династии в России совпала с восстановлением сословно-представительной монархией. В первые годы своего правления Михаил Федорович опирался на Земские соборы, заседавшие почти непрерывно. Соборы занимались законадательством, изысканием средств для пополнения казны церковными и внешнеполитическими делами. В 1620-х гг. государственная власть, окрепла и Земские соборы стали сказываться реже. В 1630-х ГГ. они, обсуждали в основном внешнеполитические вопросы и принимали решения, а дополнительных налогах, необходимых для ведения войн.
Российскую монархию 17 в. часто называют «самодержавием с Боярской думой». Дума по-прежнему оставалась верховным, органом по вопросам законодательства, управления и суда, однако состав ее претерпел значительные изменения. Она пополнилась родственниками и приближенными царя, в ее ряды влилась большее количество думных дворян, выдвенушихся благодаря различным заслугам; особенно резко выросла число думных дьяков. Для 17 века характерна тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли, обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломатической службе и т.д, Во второй половине ХУП в. значение Земских соборов и Боярской думы начинает падать.
В правление Алексея Михайловича (1645-1676) четко обозначается новая тенденция в развитии политического строя страны - постепенный переход, от сословно-представительной монархии к абсолютной. В январе 1649г. на Земском соборе было принято Соборное уложение, где главное внимание уделялась судопроизводству и уголовному праву. В нем также были сделаны попытки, определить статус монарха, и регламентированы полажение различных сословий в государстве, порядок несения службы, вопросы государственного управления в центре и на местах. Тем самым был сделан важный шаг в направлении к абсолютизму - форме правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху, власть достигает высшей степени централизации.
Во второй половине 18 в. перестают созываться Земские соборы. Цари теперь ограничиваются проведением государственных совещаний по различным вопросам. Но 1680-х г.г. и эти совещания перестают созываться. Таким образом, отмирает важнейший сословно представительной орган Российского государства.
В конце 17 в. Изменяется и
положение боярской думы. К этому
моменту боярской она оставалась
только по названию. Половина её членов
было выходцами из дворян или представителями
других сословий. Ранее постоянно
действующий государственный
После принятия Соборного уложения в законодательной практике стали применятся именные указы- правовые акты изданные от имени государя без участия Боярской думы, сам факт их наличия говорил о том, что самодержавное управление стало укрепляться.
В 1682 г., в правление Федора Алексеевича было. Ликвидировано местничество. Отмена местничества нанесла сильный удар по бояро-княжеской аристократии в государственном управлении.
Особую актуальность во второй
половине 17 в. Приобрёл вопрос о взаимоотношениях
государства и церкви. В 1652 г. патриархом
стал Никон. Реформы Никона были поддержаны
государственной властью, но привели
к расколу в Русской
На 17 в. приходится, рассвет приказной системы управления. Первую, самую большую группу приказов как органов центрального государственного управления образовали приказы общегосударственного значения, подразделившиеся на административные. Судебно-полицейские, областные, военные и финансовые. Они находились в непосредственном ведении Боярской думы. Вторую группу составляли дворцовые приказы, которые подчинялись царю и управляли принадлежащими ему землями. К третьем относились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а так же вершившие суд по преступления против веры.
Особое место в системе государственного управления nринадлежало Приказу тайных дел. Фактически его, возглавлял сам Алексей Михайлович. Приказ являлся личной канцелярией царя, где разрешались важнейшие государственные вопросы в обход Боярской думы. Он контролировал деятельность других приказов. Приказ тайных дел ведал также политическим сыском. Упразднен он был после смерти Алексея Михайловича.
Характерными особенностями приказной системы управления являлись пестрота и неопределенность функций приказов. За все время ее существования так и не был подготовлен акт, который бы регламентировал организацию и порядок деятельности приказов в обще государственном масштабе.
Во главе приказа стоял начальник, именовавшийся, как правило, судьей. Иногда возглавлявшее приказ лицо носило специальное наименование - казначей, печатник, дворецкий, оружничный и т.д. Судьи приказов назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Широкое распространение получила практика, когда одно и тоже лицо одновременно возглавляло несколько приказов.
Развитие приказной системы породило обширное, бумажное делопроизводство, которое востребовало людей с опытом
канцелярской работы. Поскольку судьи приказов такого опыта порой не имели, в помощники им назначались дьяки. Дьяки комплектовались из родового дворянства, верхушки посада и даже из лиц духовного звания. Они фактически вершили дела в приказах и за свою службу награждались поместным окладом, и получали денежное вознаграждение Дьякам подчинялись канцелярские служители - подьячие.
В крупных приказах складывалась разветвленная, внутренняя структура. Приказы подразделялись на столы, а столы – на повытья. Стол возглавлялся дьяком, повытье старшим подьячим. Некоторые приказы делились только на повытья, которые чаще всего образовывались по территориальному признаку, имели порядковый номер или носили название по имени, возглавлявшего их подьячего.
В приказах сложилась особая система управления большинство дел рассматривалось судьями или заменявшими их дьяками единолично, а спорные дела подлежали коллегиальному обсуждению. Крайней степени достигла централизация управления в приказах решались не только важные, но и второстепенные дела. К концу 17 в. громоздкая и неповоротливая система приказов начала приходить в несоответствие с потребностями формировавшегося абсолютистского государства.
В 17 в. продолжали функционировать губные, и земские учреждения. Однако теперь они были подчинены назначенным из центра воеводам, которые стали основным звеном местного управления. Воеводы назначались из числа бояр, дворян и детей боярских Разрядных приказом и утверждались в должности царем и Боярской думой. При воеводе находилась приказная, или съезжая, изба. Делопроизводство вел дьяк. В штат приказной избы входили подьячие. Иногда приказная изба имела структурные подразделения – столы, возглавляющие подьячими. Воевода исполнял, распоряжения центральной власти, следил за соблюдением порядка, ведал городским и дорожным делом, отвечал за сбор налогов набирал на государственную службу служилых людей, надзирал за деятельностью губных и земских старост. В разной степени подчинения у него находился ряд должностных лиц: осадные, объезжие, острожные, засечные, казачьи, ямские, пушкарские, таможенные и кабацкие головы. Система воеводского управления, позволившая усилить государственную власть на местах сразу после Смуты, к концу 17 в. нуждалась в существенном обновлении.
В 17 в. территория Российского
государства значительно
Центрами русской
7) Политические реформы Петра 1.
С 90-х годов XVII в. начинается новая эпоха, связанная с преобразованиями Петра I, затронувшими все стороны жизни российского общества.
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.
Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.
Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696 -1715 годы и 1715 - 1725 годы. [9, c.148]
2.1 Первый период государственной деятельности
Говоря о первых
преобразованиях Петра, необходимо
помнить, что их корни находились
в уходящем XVII веке. Уже тогда
были введены, полки нового строя (солдатские,
рейтарские, драгунские), основаны первые
крупные железоделательные
Преобразования
Петра начались со строительства
азовского флота с помощью
натуральной государственной
Кумпанство - товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для отбывания повинности постройки кораблей. Помимо постройки кораблей кумпанствам вменялось их полное снаряжение. Всего их было создано белее 30.
Строительство велось на Дону, в воронежских лесах. Лес заготовляли в соседних с Воронежем уездах. Срок работ по указу царя был чудовищно малым - 2 года. Столь стремительные темны работ обеспечивались огромной массой насильно согнанных работных людей. Из-за рубежа были наняты за огромные деньга специалисты, но далеко не все из них оказались подлинными мастерами. В работе активно участвовали сам царь.
Одновременно со строительством, и даже чуть раньше, Петр обеспокоился о кадрах морских офицеров: для их подготовки было отправлено учиться за рубеж пятьдесят комнатных стольников и спальников.
В итоге, если не весь задуманный, флот, то целая эскадра была все-таки построена в срок. В марте 1699г. уже готовились к предполагаемому Керченскому походу, ибо Петр считал, что, не владея Керчью, флоту нельзя было войти в Черное море.
Эскадра уже в конце апреля вышла из Воронежа и через месяц была у Азова. Летом же, 18 августа 1699 г. 22 российских корабля при громе пушечного салюта бросили якорь близ Керчи. В истории России это было великое событие, удивившее и озадачившее, в частности, и османского султана и крымского хана. [12, c.46]
Преобразования затронули также и армию. В ноябре 1699 г. появились указы о комплектовании профессиональной армии путем насильственного набора “даточных людей” (будущих рекрутов). Почти одновременно началось формирование полков из наемных вольных людей. Платили им в год до 2 руб., т.е. почти вдвое больше, чем стрельцам. В феврале 1700 г. было обнародовано устное разрешение царя отпускать на волю холопов и крестьян, с тем, чтобы они шли на службу в солдаты.
В итоге первых шагов по созданию новой армии было сформировано 29 пехотных и два драгунских полка. Наряду с бывшими потешными полками (Преображенским, Семеновским, Лефортовым полками) они составили костяк новой армии.
Одновременно в новые земли Приазовья и в Азов отправляли всякого рода несостоятельных должников, а также осужденных разбойников и грабителей (кроме убийц) на поселение и заведение хозяйства в тех краях. Введены были в Азове и каторжные работы для строительства необходимых сооружений. [13, c.344]
В области государственного управления важнейшей и первоочередной мерой стала, реформа суда и налогообложения городского населения. Это была попытка введения своеобразного городского самоуправления. Прекрасно понимая крепостническую суть статуса посадского человека (и купца, и ремесленника), которого нещадно давила законными и незаконными поборами архаичная машина государственного управления, Петр решил изъять города из-под воеводского и приказного управления в собственное, царское, подчинение, рассчитывая при этом получить от налогов в бюджет больше денег, чем раньше. И эта была главная задача. 30 января 1699 г. Петр издал указ о самоуправлении городов и выборах бурмистров. Избранники образовывали собой бурмистерские палаты или ратуши, отныне ведавшие сбором доходов и управлением в городах. Главная Бурмистерская палата (Ратуша) в Москве ведала всеми выборными людьми в городах России, а ее члены с докладом, прежде всего о денежных поступлениях входили прямо к государю.
Информация о работе История государственного управления в России