История государственного управления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:13, контрольная работа

Описание

Экономическая основа - рост производительных сил в первобытном обществе и появление прибавочного продукта, что привело к образованию двух основных общественных институтов - власти и собственности. Их взаимосвязь привела к образованию государства. В качестве объекта собственности выступают средства производства.
Государство - это организация публичной политической власти, распространяющейся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на меры принуждения.

Работа состоит из  1 файл

История Гос.управления.docx

— 340.32 Кб (Скачать документ)

Пока на Московском престоле были государи старой привычной  династии, прямые потомки Рюрика и  Владимира Святого, население в  огромном большинстве своем безропотно и бесприкословно подчинялось своим "природным государям". Но когда  династии прекратились и государство оказалось "ничьим", земля растерялась и пришла в брожение.

Высший слой московского  населения, боярство, экономически ослабленное  и морально приниженное политикой  Грозного, начало смуту борьбой за власть в стране, ставшей "безгосударственной".

Не теряет своей  актуальности тема смутного времени  и в наши дни. И целью данной работы является рассмотреть ход  событий, их причины и последствия.

Глава 1

1.1 Смутное время  (историческая справка)

Смутным временем, принято называть период в истории  России с 1598 года по 1612 год. Это были лихие годы, годы стихийных бедствий: голода, кризиса государственной  и экономической системы, интервенции  инородцев. Годом начала «смуты»  является 1598 год, когда пресеклась династия Рюриковичей, и не стало законного  царя на Руси. В ходе борьбы и интриг, власть в свои руки взял Борис Годунов, восседавший на троне до 1605 года.

Самыми лихими годами на время правления Бориса Годунова являются 1601 - 1603 годы. Люди, нуждавшиеся  в еде, начинали промышлять разбоем  и грабежами. Такой ход событий  вводил страну во все больший системный  кризис. Нуждавшиеся люди начали сбиваться  в стаи. Численность таких отрядов  была от нескольких человек до нескольких сот. Апогеем голода, стало восстание  Хлопка. Масло в огонь добавляли  слухи, о том, что царевич Дмитрий, скорее всего убитый Борисом Годуновым, жив.

Лжедмитрий I, заявил о своем царском происхождение, добился поддержки поляков, пообещав шляхте золотые горы, русские земли  и другие блага. В разгар войны  с самозванцем, от болезни погибает Борис Годунов. Его сына Федорова вместе с семьей убивают заговорщики, поверившие Лжедмитрию I. Не долго восседал Лжедмитрий I на русском престоле. Народ был недоволен его правлением, а оппозиционно настроенные бояре воспользовались сложившимся положением и убили самозванца. На царство был помазан Василий Шуйский.

Василию Шуйскому пришлось взойти на престол в непростое  для страны время. Не успел Шуйский  освоиться, как вспыхнуло восстание  Ивана Болотникова, и объявился  новый самозванец Лжедмитрий II. Шуйский  заключает военный договор со Швецией. Договор обернулся еще  одной проблемой для Руси. Поляки перешли в открытую интервенцию, а Шведы предали Шуйского. В 1610 году Шуйского сместили с престола, в ходе заговора. Заговорщики еще  будут долго править в Москве, время их правления назовут Семибоярщиной. Москва присягнула польскому королевичу Владиславу. Вскоре польские войска вступили в столицу. С каждым днем положение  становилось все хуже. Поляки промышляли грабежом и насилием, так же насаждали  католическую веру.

Под предводительством  Ляпунова собиралось первое ополчение. Вследствие внутренних дрязг, Ляпунов был убит, а поход первого ополчения с треском провалился. У России на тот момент были все возможности, для того, чтобы прекратить своё существование на карте Европы. Но как говорят, Смутное время рождает героев. Нашлись на русской земле люди, которые смогли объединить народ вокруг себя, которые смогли сподвигнуть его на самопожертвование во благо земли русской и веры православной. Новгородцы Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, раз и навсегда, золотыми буквами вписали свои имена в историю России. Именно благодаря деятельности этих двух людей и героизму русского народу, нашим предкам удалось сохранить страну. 1 ноября 1612 года, второе ополчение Минина и Пожарского с боем взяли Китай - город, чуть позже поляки подписали капитуляцию. После изгнания ляхов из Москвы, состоялся Земской Собор, в результате которого на царство был помазан Михаил Федорович Романов.

Последствия смутного времени очень печальны. Русь потеряла множество исконно русских территорий, хозяйство было в жутком упадке, сократилось численность населения  страны. Смутное время было суровым  испытание для России и русского народа. Еще не одно такое испытание  постигнет русский народ, но он выстоит, благодаря своей стойкости, и  заветам предкам. Кто с мечом  к нам придет, тот от меча и  погибнет, на том стояла, и будет  стоять Земля русская. Слова, сказанные  Александром Невским много веков  назад, не теряют актуальности и в  наши дни!

1.2 Причины смуты.  Влияние на время событий XVI века.

Важнейшей предпосылкой смутного времени стал хозяйственный  кризис конца ХVI в., убыль тяглового населения, т.е. несущего «тягло» - налоги в пользу государства, увеличение налогового и феодального бремени. Тенденция к закрепощению крестьян, ухудшение жизни холопов создавали взрывоопасную общественную ситуацию. Многие из них, особенно «боевые холопы», оказались в условиях голода начала ХVII в. выброшенными своими хозяевами на улицу. Не имея навыков производительного труда, они объединялись в отряды «воровских людей», терроризировавшие мирное население, а со временем превратившиеся в угрозу власти (например, отряд Хлопка). Из них рекрутировались руководители отрядов вождей «Смуты». В связи с дефицитом рабочей крестьянской силы обострились отношения между различными группировками служилого сословия. Так, дворяне юга, вынужденные подчас сами браться за плуг, пытались привлечь в свои хозяйства беглых крестьян, создавали им льготные условия, тогда как дворяне центральных уездов, опираясь на указ 1597г., старались не только удержать своих крестьян, но и вернуть ушедших. Кроме того, сохранялись различия между крупным вотчинным землевладением, куда также уходили беглые крестьяне, переманиваемые различного рода послаблениями, предоставляемыми богатыми боярами, и условным держанием служилых людей. Смута проявлялась, прежде всего, в умах и душах людей. Страшный голод начала XVII в. добил привычные моральные ценности. Голод выкосил сотни тысяч человеческих жизней. Историк А. П. Щапов писал: «... люди, терзаемые голодом, валялись на улицах, подобно скотине, летом щипали траву, а зимой ели сено. Отцы и матери душили, резали и варили своих детей, дети - своих родителей, хозяева - гостей, мясо человеческое продавалось на рынках за говяжье; путешественники страшились оставаться в гостиницах...». Каждая из группировок в условиях кризиса власти пыталась поддержать своего претендента на престол и влиять на курс правительства. Служилые люди «по прибору» пытались стабилизировать или даже улучшить свое материальное положение, поднять свой социальный статус до уровня служилых «по отечеству» .Казачество, численность которого значительно возросла, было недовольно политикой центральной власти (Борис Годунов запретил казакам из-за их своеволия появляться в русских порубежных городах и вести там торговлю), что также приводило к обострению социально-политических противоречий в стране. Кроме того, часть казаков надеялась на повышение своего социального статуса, получение земельных пожалований от царя, оказавшегося на престоле благодаря ее поддержке.

После смерти Ивана  Грозного и, особенно, пресечения династии в 1598г., когда Федор Иванович умер, не оставив детей, обострился политический кризис, вызванный борьбой различных  боярских кланов за власть. Пресечение династии вслед за опричниной обострило и духовный кризис общества. Царь в православном сознании выступал как хранитель природного и общественного порядка. Его власть воспринималась как идущая от Бога. Отсутствие законного, «природного» царя - защитника от внешних врагов, природных и социальных бед, в случае реальных потрясений могло осознаваться как страшная угроза всему русскому народу и стране. Это приводило к социальной нестабильности, появлению самозванцев, в которых народ видел спасителей, готовых восстановить «Правду» (т.е. социальную справедливость) и порядок.

Помимо внутренних причин смуты огромное влияние на развитие обстановки в обществе оказали  и внешние факторы. «Нестроением»  русской земли пытались воспользоваться  соседи, вмешивавшиеся в ее внутренние дела, что также ухудшало экономическую  обстановку, обостряло социально-политические противоречия.

Глава 2

2.1 Разрушение русской  государственности в период смуты

1 период смуты:

Личность человека, бежавшего в 1602г. из России в Польшу и выдавшего себя за царевича Дмитрия, до сих пор остается загадкой. Согласно официальной версии им был беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев. Он происходил из обедневшего дворянского  рода, был холопом Федора Никитича Романова - двоюродного брата царя Федора Ивановича (по материнской линии). После расправы Бориса Годунова над  семьей Романовых, ложно обвиненной в заговоре, Отрепьев сумел скрыться, постригся в монахи и даже устроился  личным секретарем патриарха Иова. Это свидетельствует о таланте  и способностях будущего самозванца. Не исключено, что к этой роли его  подготовили Романовы, прекрасно  знавшие жизнь царского двора  и детали трагедии в Угличе. Показателен  и тот факт, что придя к власти, Лжедмитрий I отблагодарил своего старого  хозяина, насильно постриженного в  монахи под именем Филарет, назначив его ростовским митрополитом. Оказавшись в Речи Посполитой и хорошо зная, что творится на родине, Григорий Отрепьев в 1603г. решил открыть свою «тайну». Он объявил себя младшим сыном  Ивана IV и, обещая территориальные уступки  и денежные вознаграждения, сумел  заручиться поддержкой польской шляхты. Кроме того, он обручился с дочерью  сандомирского воеводы Мариной  Мнишек и, по некоторым данным, принял католичество.

В октябре 1604г. с  небольшим отрядом (4 тыс. человек, из которых 1 тыс. составляли поляки) Лжедмитрий перешел русскую границу около  Чернигова и оказался на юго-западной окраине, куда стекались холопы, беглые крестьяне, где бурлила служилая мелкота и казачество. В январе 1605г. у Добрыничей царские войска нанесли сокрушительное поражение  отрядам самозванца. Поляки его покинули, да и сам он собирался уже бежать в Польшу, но здесь свою роль сыграло  настроение народа. Считая самозванца законным наследником престола, а  значит, и своим спасителем, население  юго-западных окраин заставило его  продолжить борьбу. Бесспорно, что низы общества надеялись получить от него и вознаграждение, а служилые люди, казачество - льготы и привилегии. Учитывая эти настроения, проникавшие в  центральные районы и в войска, заколебались царские воеводы, а  после неожиданной смерти Бориса Годунова в апреле 1605г. часть их перешла  на сторону Лжедмитрия. В Москве был свергнут и убит наследник  Бориса, образованный и хорошо подготовленный к выполнению своих царских обязанностей 16-летний Федор . А после того, как Мария Нагая «узнала» своего «сына», что окончательно убедило москвичей в подлинности царя, Лжедмитрий въехал в столицу и 30 июня 1605г. венчался на царство. Поддержка народа, казалось, должна была упрочить его положение на троне. Однако положение в стране оказалось настолько сложным, что при всех своих способностях и благих намерениях, новый царь не смог распутать клубок противоречий. Духовенство и боярство настораживали его простота и элементы «западничества» во взглядах и поведении. В итоге, самозванец так и не нашел опоры в политической элите русского общества.

Не получили ожидаемого многие служилые люди. Правда, Лжедмитрий раздавал земли и деньги дворянам юга и освободил эту территорию от налогов на 10 лет, но его «милости»  тяжелым бременем ложились на население  центра и монастыри. Кроме того, весной 1606г. он объявил призыв на службу и  стал готовиться к походу на Крым, что  вызвало недовольство многих служилых людей. Рост казачества за счет выходцев из разных слоев общества, его нежелание  возвращаться к производительному  труду, жизнь за счет грабежей и стремление получить статус привилегированного служилого  сословия, заставили Лжедмитрия вывести  казачьи отряды из Москвы, что ослабило его позиции. Не улучшилось положение  низов общества: сохранялось крепостничество, тяжелые налоги. Кроме того, простых  людей постепенно отталкивали не только колебания политики «доброго царя», но и его личное поведение. Своей неординарностью, нарушением традиционных норм поведения «земного бога» (например, он не выполнял полагавшиеся церковные ритуалы, запросто общался  с людьми на улице), «царь» шокировал  москвичей. Вместе с тем, отказавшись  выполнять обещания, данные польскому  королю и католической церкви, самозванец потерял поддержку внешних сил. Все это предопределило легкость совершенного в мае 1606г. переворота. Поводом к нему послужила свадьба  Лжедмитрия с Мариной Мнишек и  поведение сопровождающих ее поляков. Бояре стимулировали народное недовольство, направив его на царя и ближнее  окружение. В результате боярского  заговора Лжедмитрий был убит, а  царем на импровизированном Земском  соборе провозглашен В.И. Шуйский.

2 период смуты

При воцарении В. Шуйского (1606-1610) ему пришлось дать «крестоцеловальную запись», ограничивающую произвол царской  власти. Он обязался не казнить без  суда и не отнимать имущества у  родственников осужденных. Некоторые  ученые видят в этом акте первый договор царя с подданными, по сути своей означающий шаг к правовому  государству, т.е. альтернативу самодержавию. Но в силу сложившихся обстоятельств, а также ничтожности личности нового царя, его лицемерия, она осталась только исторической возможностью, скорее теоретической, чем практической.

Несмотря на все  старания Шуйского (например, по его  приказу останки царевича Дмитрия  перевезли в Архангельский собор, канонизировали, что превращало сторонников  самозванца в еретиков), слухи о  новом чудесном спасении царя Дмитрия  Ивановича распространяются по стране. Противники Шуйского собирались вновь  на юго-западе страны. В июне 1606г. в  г.Путивле под руководством воеводы Г. Шаховского и бывшего служилого холопа И.И. Болотникова поднялся мятеж против центральной власти. Болотников, который возглавил движение в качестве «большого воеводы царя Дмитрия», двигался к Москве, уничтожая по дороге бояр и воевод, в чем ярко проявилась возросшая ненависть низов общества к его верхам. Нанеся ряд поражений войскам Шуйского, армия восставших, насчитывавшая до ста тысяч человек, осенью осадила Москву, к которой подошли также отряды рязанских и тульских дворян, возглавлявшиеся П.Ляпуновым и И.Пашковым. В решающий момент отряды Ляпунова и Пашкова перешли на сторону правительства, что предопределило поражение восставших. В этом переходе сыграли свою роль как необузданность основной массы повстанцев, так и проклятия в их адрес со стороны патриарха Гермогена. Вначале Болотников отступил к Калуге, а потом к Туле, соединившись там с казачьими отрядами другого самозванца - «царевича Петра Федоровича» (за несуществующего сына царя Федора себя выдавал терской казак Илейка Муромец). После длительной осады в сентябре 1607г. Тула была взята, а руководители восстания, сдавшиеся на милость победителя и поверившие его обещаниям, взяты под стражу и позже казнены.

Социальный состав движения был очень противоречив и разнообразен. Практически он почти  не отличался от состава сил, поддержавших Лжедмитрия I дворяне, прежде всего  с юго-запада страны, посадские люди, холопы, казаки, крестьяне, участие  которых, правда, стало более заметным. Притом в движение втягивались и  владельческие крестьяне центральных  уездов. В то же время, значительно  реже в войске Болотникова можно  было встретить аристократов: князей и бояр. Увеличилась роль казаков, представлявших собой главную военную  силу движения.

Восстание Болотникова  продолжало гражданскую войну в  России. В нём проявился противоречивый характер всего народного движения. Его главный лозунг, звучавший  примерно так: «бей бояр, бери их земли, чины, имущества и жен», по сути своей  означал не свержение существующих общественных порядков, а замену одних  обладателей власти и имущества  другими. Болотников раздавал своим  сторонникам вотчины приближенных Шуйского. Правда, в определенной степени, участие крестьян в движении на этом этапе придавало ему черты  и крестьянской войны. Но, вступая  в борьбу, крестьяне зачастую теряли связь с землей, надеялись изменить свой социальный статус и имущественное  положение, стать служилыми людьми или казаками, а главное, и не помышляли  об изменении существующих социальных порядков.

3 период смуты.

Хотя восстание  было подавлено, но «Смута» на этом не прекратилась, так как основные противоречия не были разрешены. Летом 1607г. на юге страны объявился Лжедмитрий II . Его поддержали отряды польской шляхты, спасающейся от Сигизмунда III после подавления антикоролевского выступления, и примкнувшие остатки  болотниковских войск. Подойдя к  столице, Лжедмитрий II укрепился в с. Тушино под Москвой (отсюда его прозвище «тушинский вор»). Началась осада столицы. Часть столичной знати переметнулась от царя Василия Шуйского к новому претенденту на русский трон, в Тушино начала действовать своя Боярская дума, свои приказы. Захватив в октябре 1608г. Ростов, польские отряды взяли в плен митрополита Филарета Романова и, привезя его в Тушино, провозгласили патриархом.

Отпущенная из Москвы в июле 1608г. по условиям перемирия  с поляками Марина Мнишек вместе с  отцом также оказалась в Тушино и «признала» в новом самозванце своего мужа.

В этот период в  стране установился фактически режим  безвластия. Отряды тушинцев контролировали значительную территорию Российского  государства, грабя и разоряя  население. В самом Тушинском  лагере самозванцем полностью управляли  предводители польских отрядов. Их разбойные  действия вызывали вооруженный отпор  окрестных крестьян и горожан. 16 месяцев (с сентября 1608г. по январь 1610г.) польско-литовские отряды Яна Сапеги осаждали Троице-Сергиев монастырь, но его защитники отбили все приступы врага.

Информация о работе История государственного управления в России