Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:56, дипломная работа
Целью данной работы является изучение государственной политики по отношению к культурной жизни Татарстана, и развитие различных видов искусства в 1985-2005 гг. (на примере города Казани).
В связи с поставленной целью выявляются следующие задачи:
1. Проанализировать особенности государственной политики по отношению к культуре и управление культурной жизнью Казани в постперестроечный период.
2. Изучить особенности языковой и религиозной политики в Республике Татарстан в указанный период.
Введение
Глава 1. Управление культурной жизнью Казани в конце ХХ – начале ХХI вв.
§ 1 Деятельность Министерства культуры Республики Татарстан в 1985-2005 гг.
§ 2 Государственная поддержка кинематографии.
§ 3 Языковая политика в 1985-2005гг.
§ 4 Религиозная политика
Глава 2. Зрелищные виды искусства в конце XX начале XXI вв. (на примере города Казани)
§ 1 Развитие театрального искусства 1985-2005 гг.
§ 2 Музыка
§ 3 Праздники и развлечения
§ 4 Музеи и выставки
Заключение
увеличилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием на татарском языке и на языках представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан;
началось внедрение татарского языка в систему среднего и высшего профессионального образования;
активизировалось изучение языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан, в общеобразовательных учреждениях и сети воскресных школ, расширилось применение этих языков в средствах массовой информации;
проведены работы по включению республики в мировой интеграционный процесс в области информационных технологий, созданию условий для базовой национальной локализации компьютерных систем, решению задач компьютерной лингвистики и татарской локализации компьютерных технологий;
развернута работа по разностороннему словарному описанию и исследованию татарского языка с точки зрения его грамматической, топонимической, терминологической и стилистической систем;
начат научный анализ двуязычия, продолжено изучение взаимодействия государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан;
проведены научные исследования по вопросам восстановления татарского алфавита на основе латинской графики, принят Закон Республики Татарстан «О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики», осуществлена работа по подготовке соответствующей научно-методической и материально-технической базы, а также кадров для образовательных учреждений;
проведен эксперимент по адаптации учащихся к татарскому алфавиту на основе латинской графики.
Вместе с тем, несмотря на провозглашение равноправного статуса татарского и русского языков как государственных, на практике сферы и объем функционирования татарского языка остаются ограниченными. В настоящее время еще не сложилась реальная практика применения татарского языка в процессе законотворчества, не определены принципы организации документооборота в условиях двуязычия в органах власти и государственных учреждениях. При этом очевидно, что только придание татарскому языку статуса государственного позволило реально начать работу по расширению его использования.
Работа по реализации Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан в период с 1994 года позволила определить факторы, препятствующие осуществлению поставленных целей, выявила новые проблемы, обеспечила более глубокое понимание прежних.25
§ 4 Религиозная политика
«Исламский» фактор в общественно-политической жизни Татарстана наиболее значимым явлением стал в конце 1980-х гг. Это первоначально было связано не с непосредственно возрождением самого ислама, а с появлением национальных общественно-политических организаций, рассматривающих исламский фактор как важнейший компонент национального самосознания и необходимый атрибут в борьбе за суверенитет Татарстана. Появление первых религиозных институтов в республике стало результатом деятельности этих организаций. В 1992 г. было создано самостоятельное Духовное управление мусульман РТ (ДУМ РТ), с одной стороны, как одно из проявлений национального движения татар, а с другой — как вполне неизбежная в тех условиях децентрализация управления мусульманскими общинами. Этот период стал первым этапом возвращения исламских ценностей в татарстанское общество и поэтому 1988–1992 гг. можно условно назвать периодом легализации.
Дальнейшее
распространение и
1992–1998 гг. — период институционализации ислама, для него стали характерными такие явления, как:
а) становление мусульманских общин. Этот процесс, начавшийся раньше, именно в данный период достиг своего апогея. Так, если в 1988 г. было 18 мусульманских общин, то к 1992 г. их стало более 700. Правда, и в дальнейшем процесс роста количества общин продолжался, но темпы их увеличения были заметно снижены. В 2000 г. их стало около 950, а в 2001 г. около 1000. К началу 2003 г. эти показатели уже практически не изменились;
б) появление
первых мусульманских учебных
в) возрождение института мусульманского духовенства. В основном этот процесс шел по пути превращения неофициальных и необразованных сельских мулл в официально зарегистрированное духовенство. В этот период духовенство формировалось как особая социальная прослойка, хотя говорить об особых, отличных от других, мировоззренческих установках и поведенческих стереотипах духовенства было еще рано, поскольку оно было довольно разношерстным. Те молодые люди, которые обучались в мусульманских странах, в первую очередь в Саудовской Аравии (к началу 90-х гг. XX в. их количество превысило 100 человек) в среде мусульманского духовенства не делали погоду;
г) появление основных элементов структуры управления мусульманскими общинами (махалля — мухтасибат — ДУМ РТ).
Но для этого периода характерно бессистемное возникновение многочисленных мусульманских институтов. Между собой они были связаны довольно условно, и, в основном, функционировали самостоятельно.
Следующий этап охватывает период между февральскими съездами 1998 и 2002 гг., его можно обозначить как период структуриализации.
Для данного этапа характерно формирование действующей системы управления мусульманскими общинами и другими институтами ислама. ДУМ РТ стало единственным высшим органом мусульман республики, имея во всех 45 районах Татарстана свои структурные подразделения — мухтасибаты, которые занимались организацией деятельности 1 000 мусульманских общин на местах.
В этот период все мусульманские учебные заведения стали структурными подразделениями ДУМ РТ, которое, в свою очередь, выработало для них образовательные стандарты, применение которых привело к сокращению количества стихийно возникших учебных заведений. Сегодня в республике действуют восемь учебных заведений, что вполне достаточно для удовлетворения потребностей мусульманских общин в имамах. В них обучаются очно и заочно (не включая слушателей воскресных школ) 1 000 шакирдов.26
Духовное управление мусульман РТ. Возникновение ДУМ РТ в 1992 г. было обусловлено многими факторами. Во-первых, процессы «демократизации и суверенизации», а также распад СССР (декабрь 1991 г.) во многом способствовали кардинальным изменениям, произошедшим в рамках официальных религиозных институтов в бывшем СССР и России. Во-вторых, в татарском национальном движении, особенно после принятия Декларации о государственном суверенитете республики 30 августа 1990 г., Духовное управление рассматривалось как необходимый атрибут государственности. В контексте нашей проблемы это свидетельствует о том, что изначально ДУМ РТ было нацелено на выполнение иных, чем формирование полноценной конфессиональной политики задач. Оно как атрибут национального движения должно было служить единению татарской нации. Поскольку национальное движение пыталось использовать религиозный фактор для решения своей стратегической задачи, вновь возникшие Духовные управления должны были играть свою роль только в националистическо-политическом поле. Как считает один из идеологов татарского национального движения конца 1980-х и 90-х гг. Д. Исхаков, «духовное управление мусульман Татарстана, хотя и было самостоятельной организацией, развивалось как одна из фракций национального движения». Это не отрицают и сами религиозные деятели. Так, первый заместитель муфтия ДУМ РТ Валиулла Якупов обратил внимание, что «мы сами выросли из них (общественных организаций — Р.М.)». Действительно, при первом муфтии ДУМ РТ Габдулле-хазрате Галиулле до 1995 г. эта организация была больше политической, чем конфессиональной. Она находилась в оппозиции к властям, организационно и структурно была очень рыхлой. Но Духовному управлению, не имеющему ни периодических изданий, ни учебных заведений для подготовки кадров, ни структуры, способной работать на местах, ни постоянных источников финансирования, довольно сложно было найти и свою политическую нишу, и рассчитывать на понимание рядовых верующих. Возможно, поэтому многие процессы, связанные с возрождением ислама в Татарстане, развивались независимо от деятельности ДУМ РТ. В такой ситуации эта организация не просто не предпринимала разумных попыток формирования конфессиональной политики, она практически самоотстранилась и от оперативного управления этими процессами.
На рубеже столетий наше общество испытывает глобальные изменения. Последние, к сожалению, сопровождаются серьезными конфликтами, террористическими актами, вооруженными столкновениями. Мир стал весьма уязвим. В этих тревожных событиях религия, межконфессиональные отношения оказались в центре внимания. Вот почему многократно возрастает ответственность политиков, религиозных деятелей, журналистов за любое высказанное в этой сфере слово или действие, впрочем, как и бездействие. Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев неустанно повторяет - в частности, это прозвучало и в обращении по случаю 10-й годовщины Конституции республики, - что межнациональный и межконфессиональный мир и согласие являются нашим драгоценным достоянием. Они имеют испытанную историческую основу и подкрепляются целенаправленной политической деятельностью.27
Соблюдение баланса интересов
двух крупных конфессий и
Новые общественно-политические
реалии получили отражение в принятом
в 1997 году Законе Российской Федерации
"О свободе совести и
Обсуждение путей
и методов реализации социально-духовного
и миротворческого потенциала ислама
и христианства продолжается. Оно протекает
на двух уровнях - как среди религиозных,
научных и государственных деятелей, так
и в среде рядовых верующих. Казань постепенно
превращается в общероссийский центр
такого диалога. Традиционными стали встречи,
"круглые столы", высокие межрелигиозные
форумы. Весьма продуктивными оказались
проведенные здесь международные научно-практические
конференции "Исламо-христианское пограничье"
(1994 г.), "Религия в современном обществе:
история, проблемы, тенденции" (1997 г.),
"Ислам и христианство в диалоге культур
на рубеже тысячелетий" (2000 г.). 28
По мере
развития религиозных структур и поворота
общественного сознания к ценностям религии
возрастают внутренние ресурсы саморегуляции
и самообеспечения религиозной жизни.
Нередко строить культовые здания в районах
республики помогают частные лица, что
порой приводит, на первый взгляд, к количественному
дисбалансу мусульманских и православных
храмов и становится поводом для обвинения
в этом государства. Участились случаи,
когда вопреки закону некоторые лидеры
религиозных организаций настойчиво пытаются
возложить свои обязанности по содержанию
и ремонту культовых зданий, строительству
новых, оплате коммунальных услуг, обеспечению
транспортом, а иногда даже оплату своего
труда на органы государственной власти.
Но надо понимать, что влияние государства
здесь должно быть акцентировано, прежде
всего, на реставрации и охране памятников
культового назначения, вопросов религиозного
образования.
В последнее десятилетие
благодаря демократическим преобразованиям
татары, как и многие другие народы России,
переживают процесс духовного возрождения,
который был бы невозможен без возрастания
роли ислама. Перед мусульманским сообществом
Татарстана ныне во весь рост встали вопросы
нового осмысления исламских ценностей
в меняющемся мире, наращивания собственного
теологического потенциала, развертывания
системы религиозного образования. Особое
значение приобретает проблема консолидации
мусульманских общин, усиления роли конфессии
в социополитических процессах, выработке
"иммунитета" от проникновения радикальных
течений.
. Религиозная
обстановка в
Наверное,
трудно найти в России регион с
таким разнообразием мирно
В последние годы в республике идет интенсивный процесс возвращения культовых зданий верующим, в чем видится восстановление исторической справедливости. Начиная с 1988 года религиозным мусульманским и православным организациям передано более 50 культовых зданий - памятников истории и культуры: Азимовская, Соборная, Султановская, Закабанная, Апанаевская, Бурнаевская, Ново-Слободская "Иске-Таш" мечети в городе Казани, мечети в Аксубаевском, Арском, Кукморском и других районах республики; Петропавловский собор, Софийская надвратная церковь Богородицкого монастыря, Варваринская, Тихвинская, Богоявленская, Старообрядческие церкви, Ивановский монастырь в Казани, церкви и монастыри в Зеленодольском, Елабужском, Чистопольском и других районах. Только в 1996 году в столице республики верующим были переданы следующие культовые здания (помимо упомянутых): синагога, лютеранская кирха, католическая часовня. Органы государственной власти и управления в столице республики и на местах положительно решают вопросы передачи культовых зданий религиозным организациям с соблюдением установленного порядка. В настоящее время в большинстве городов и районов республики этот вопрос решен практически полностью. 29