Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:35, реферат

Описание

Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.

Работа состоит из  1 файл

Noveyshaya_istoria_Azii_i_Afriki_posle_45_gg.docx

— 463.48 Кб (Скачать документ)

 

НОВЕЙШАЯИСТОРИЯСТРАНАЗИИИАФРИКИПОСЛЕ 1945 ГОДА

1.Распад  колониальной системы и образование  новых государств после Второй  мировой войны

Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы  перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался  как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками  сохранить политическую зависимость  колоний в новых юридических  формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами  Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией  и "старыми" доминионами могли  теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества  продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и  вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом  было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые  приняли республиканские конституции  в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие  в совещаниях по вопросам обороны. В  результате этого единая система  обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее  время объединяет почти 50 государств.

Внешние изменения в структуре  французской колониальной империи  получили отражение в Конституции  Франции 1946 г. В ней провозглашалось  образование Французского союза. В  этот союз входили, с одной стороны, сама метрополия, ее "заморские департаменты" и "заморские территории", а  с другой стороны, "присоединившиеся территории и государства". "Заморские  департаменты" (3 департамента Алжира, Реюньон, Гвиана, Гваделупа, Мартиника) формально управлялись аналогично департаментам самой метрополии, однако префекты здесь имели еще  более широкие полномочия. Управление "заморскими территориями" (Французская  Западная Африка, Новая Каледония, Мадагаскар и др.) сосредоточивалось в руках  назначаемого французским правительством губернатора, который имел право  досрочного роспуска местной ассамблеи (совета) и право вето в отношении  ее решений. "Присоединившимися территориями и государствами" являлись французские  протектораты.

Конституция Франции 1958 г. предусматривала  новый вариант объединения - так  называемое Сообщество, куда вошли 17 африканских  колоний, получивших местную автономию. Остальные территории сохранили  прежний статус. Статья 77 Конституции  провозглашала самоуправление и "свободное  распоряжение собственными делами" государств, входящих в Сообщество. Вместе с тем, согласно ст. 78, из компетенции  отдельных членов Сообщества были изъяты внешняя политика, оборона, денежная система и некоторые другие важнейшие  области государственной жизни. Президент Франции, являвшийся и  президентом Сообщества, был представлен  в каждом государстве Сообщества верховным комиссаром, наблюдавшим  за деятельностью местной администрации. В Конституции предусматривалась  возможность изменения статуса  государства - члена Сообщества на основании  решения законодательного собрания этого государства с последующим  подтверждением такого решения на местном  референдуме. С соблюдением этих условий государство - член Сообщества могло стать независимым и  выйти из объединения. Однако в 1958 г. только в Гвинее удалось на референдуме  добиться отклонения Конституции 1958 г. и завоевания независимости мирным путем.

На протяжении двух десятилетий после второй мировой  войны распад колониальных империй  в основном завершился. В конце 40-х гг. завоевали независимость крупнейшие колонии Южной и Юго-Восточной Азии, в 50-х гг. - большинство стран Среднего Востока. В конце 50-х - начале 60-х гг. произошел распад колониальной системы в Африке. Последние крупные колонии в Африке, принадлежавшие Португалии, освободились в 70-х гг. XX в., а в 1990 г. был реализован план ООН по предоставлению независимости Намибии.

 

2. Гражданская  война в Китае и создание  КНР

Возобновление гражданской войны в Китае.Причины нового этапа противостояния между КПК и Гоминьданом. Менялась и ситуация в мире — уже набирала обороты «холодная война», и ведущие державы стремились использовать любую возможность для взаимного ослабления. США и СССР уже не проявляли прежней заинтересованности в сохранении перемирия в Китае. Тем временем взаимоотношения между КПК и Гоминьданом быстро ухудшались. В 1946 г. КПК проводит в «освобожденных районах» аграрные преобразования, фактически — передел земли: 3 мая 1946 г. ЦК КПК принимает специальное решение по этому вопросу. В свою очередь, в марте 1946 г. Пленум ЦК Гоминьдана отверг решения о перемирии, согласованные в ходе работы Политической консультативной конференции, и начал стягивать войска к районам, находившимся под контролем коммунистов.

Начало гражданской  войны. 1 июля 1946 г. войска Чан Кайши начинают наступление на контролируемые коммунистами территории. Соотношение сил было явно в пользу Гоминьдана: его армия превосходила силы КПК в численном отношении в 2—3 раза, а по количеству боевых машин в авиации — в 6,5 раз. Удалось захватить ряд городов и значительные территории, однако командующий войсками коммунистов Чжу Дэ сумел сохранить основные части, умело уклоняясь от ударов. Второе наступление, предпринятое в ноябре 1946 г. в Шаньдуне и Цзянсу, позволило еще больше расширить зону контроля правительственных сил. 4 ноября 1946 г. был заключен договор с США «О дружбе, торговле и мореплавании» — американцы увеличивали размеры поддержки. Чан Кайши уже праздновал победу. 18 ноября 1946 г. он созывает Национальное собрание (парламент) без участия КПК и других политических партий. В результате третьего наступления, начатого в марте 1947 г., даже пала Яньань, долгое время бывшая неприступной столицей КПК. Но это были последние успехи Гоминьдана в гражданской войне.

Социально-экономическая  ситуация в районах, контролируемых правительством, беспрерывно ухудшалась, несмотря на американскую экономическую и финансовую помощь. Экономика в условиях длительной войны попросту деградировала, росла безработица, люди имели все основания проявлять недовольство. Волнения происходили в национальных районах: Внутренняя Монголия, Сикан, Синцзян. Невиданных масштабов достигла инфляция, правительство вынуждено было печатать все новые деньги, но они быстро обесценивались. Солдаты и чиновники администрации по нескольку месяцев не получали жалованье и стремились «отыграться» на местном населении. Коррупция приняла чудовищные размеры. Слабость администрации Гоминьдана давно уже была известна американским советникам — США всерьез задумывались о целесообразности оказания дальнейшей помощи этому режиму. К тому времени они уже отозвали из Китая свои подразделения, но не были полностью уверены, следует ли им отказаться от всех форм поддержки. Генерал Альберт Ведемейер, посланный США в Китай в июле 1947 г., в сентябре рекомендовал расширить американскую помощь, исходя из того, что Гоминьдан должен провести под руководством американцев широкие реформы.

Огромная поддержка была оказана коммунистическим районам  со стороны СССР. После территориальных  потерь главной базой коммунистов становится Маньчжурия. Благодаря советской помощи и поставкам оружия были сформированы новые подразделения Народно-освободительной армии. Это позволило вскоре кардинально изменить ход войны.

Победа коммунистов  и провозглашение КНР в октябре 1949 г. Завершение гражданской войны и судьба Чан Кайши. С июля 1947 г. Народно-освободительная армия Китая переходит в наступление. В результате серии операций, проведенных в Северном и Центральном Китае, образовались обширные территории под контролем коммунистов. В начале 1948 г. началась полная деморализация Гоминьдана: солдаты, не получавшие жалованья, разбегались, десятками тысяч сдавались в плен. В руководстве вспыхнули распри, многие лидеры окончательно пали духом и подумывали о бегстве из страны. Тяжелые бои с переменным успехом продолжались до осени 1948 г. В сентябре 1948 г. была полностью очищена от гоминьдановцев провинция Шаньдун. И хотя под ружьем у Гоминьдана находилось в то время больше бойцов, боевой дух противостоящих армий был несопоставим. Режим Гоминьдана находился уже на краю полного экономического и финансового краха. США предприняли попытку его спасти: в апреле 1948 г. был принят закон об оказании чрезвычайной помощи правительству Чан Кайши, а вскоре заключено американо-китайское соглашение о предоставлении такой помощи. Лидеры Гоминьдана лихорадочно искали выход из создавшегося положения, но было уже поздно.К ноябрю 1948 г. вся Маньчжурия оказалась в руках коммунистов, в декабре началось наступление на Пекин и Тяньцзинь; одновременно силы Чан Кайши были разгромлены под Сюйчжоу. 21 января 1949 г. Чан Кайши отказался от президентской власти и уехал на родину (там он находился до апреля того же года). Оставшееся руководство Гоминьдана безуспешно просило о посредничестве правительства СССР, США, Англии и Франции. Но КПК больше не была заинтересована ни в каких компромиссах.В апреле 1949 г. началось форсирование Янцзы, 23 апреля взяты Нанкин и Шанхай, в мае — Ухань, в августе — Чанша. В большинстве случаев войска просто разбегались при приближении коммунистов или сдавались в плен; уже сотни тысяч перебегали на сторону Народно-освободительной армии. В сентябре 1949 г. ее войска вышли к южно-китайской провинции Гуандун.

21 сентября 1949 г. в Пекине  открылась Национальная политическая консультативная конференция (НПКК), на которой и была провозглашена 1 октября 1949 г. Китайская Народная Республика (КНР). В тот же день гражданская война вступила в завершающую фазу — началось наступление на юге. 14 октября 1949 г. был взят Гуанчжоу.Администрация и войска Гоминьдана спешно эвакуировались на остров Тайвань и на территорию соседнего Вьетнама. В течение ноября 1949 г. завершились операции в провинциях Гуйчжоу и Сычуа-ни; 30 ноября коммунистами был взят Чунцин, в декабре — Сикан, Синцзян и Юньнань. Весной 1950 г. под контроль войск КНР перешел китайский остров Хайнань. 23 мая 1951 г. было достигнуто соглашение об освобождении Тибета.

 

3.Китай  в период «новой демократии».  Переход к социалистическому  строительству

Китайская Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 г. по решению  пленарной сессии Народного политического  консультативного совета Китая (НПКСК), принявшей на себя функции Всекитайского  собрания народных представителей (ВСНП) и сыгравшей роль Учредительного собрания республики. Сессия приняла  Общую (совместную) программу НПКСК, его Организационный статут, Закон  об организации Центрального народного  правительства, постановления о  государственном флаге, гимне, новом  летосчислении и перенесении  столицы государства в Пекин  с возвращением ему старого названия. Общая программа считалась временной  конституцией страны. Она провозгласила КНР "государством новой демократии". В качестве основы экономического развития страны программой провозглашался государственный сектор хозяйства. Вместе с тем определялись пути развития кооперативного, мелкотоварного, государственно-капиталистического и частнокапиталистического секторов. Прямо о переходе к социализму в Общей программе не говорилось. Основными принципами организации и деятельности государственных органов провозглашались демократический централизм и участие в управлении делами государства широких народных масс, представляющих все национальности страны, и пр. Принцип национального самоопределения населяющих Китай народов в программе отсутствовал. Решение национального вопроса было осуществлено в форме создания территориальных автономий. Общая программа являлась отправным пунктом законодательства КНР в период до принятия Конституции 1954 г. Все законы того времени издавались со ссылкой на эту программу. В соответствии со ст. 17 Общей программы все прежнее китайское законодательство отменялось. Сессия ВСНП избрала Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который был в восстановительный период высшим органом власти. Он представлял КНР вовне, а внутри страны осуществлял все полномочия высшего органа государственной власти (законодательство, ратификация международных договоров, утверждение бюджета и отчета о его исполнении, назначение высших должностных лиц государства, решение вопросов войны и мира и т. д.). Пленарная сессия НПКСК, взявшая на себя функции ВСНП, никогда уже не созывалась, а избранный ею Всекитайский комитет НПКСК никакими государственными полномочиями наделен не был. Функции главы государства выполнял ЦНПС, реализовывались же они в основном через деятельность председателя Центрального народного правительства (ЦНП). Законодательство и политическая практика предконституционного периода 1949-1954 гг. (до 1952 г. включительно это был восстановительный период) создали председателю ЦНП особое положение в государственной структуре - выше обычной роли главы коллегиального органа власти. Председателем ЦНП стал Председатель ЦК Компартии Мао Цзэдун. Он же занял должность председателя Народно-революционного военного совета. ЦНПС образовал ряд высших государственных органов, вместе составлявших ЦНП. В их число вошли Административный совет - высший орган государственного управления, Народно-революционный военный совет - орган руководства всеми вооруженными силами, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура. Административный совет в общем занимал в государственной структуре КНР положение правительства, однако он отличался от обычных органов такого рода по составу и компетенции. В него входили не все министры КНР, не было в нем и военного ведомства. Административный совет фактически осуществлял наряду с ЦНПС законодательную власть (например, в 1951 г. им был принят Временный закон о таможнях). В перерывах между сессиями ЦНПС Административный совет был ответственен перед председателем ЦНП.

В организации местных  народных правительств была обобщена практика строительства органов  власти в освобожденных районах. В качестве принципа устанавливалось, что народные правительства являются органами власти наряду с собраниями народных представителей. Однако, поскольку  последние не созывались, народные правительства либо были единственными  органами власти на местах, либо делили власть с конференциями представителей всех слоев народа, принявшими на себя функции собраний народных представителей. В течение всего восстановительного периода, а иногда и после его  окончания на местах продолжали существовать военно-контрольные комитеты НОАК.

Первоначально представительные органы формировались ВКК и местными народными правительствами, которые  в свою очередь назначались сверху. Затем они постепенно становились  выборными органами. Характерной  чертой юстиции восстановительного периода было обилие различных видов  чрезвычайных судов. Кроме военных  трибуналов ВКК с 1950 г. стали создаваться  народные трибуналы в районах  проведения земельной реформы. В  их компетенцию входили не только дела, связанные с проведением  земельной реформы, но также и  все дела о контрреволюционных преступлениях  и бандитизме. В марте 1952 г. Административным советом были учреждены народные трибуналы на период массовой кампании "сань фань" ("против трех зол" - коррупции, расточительства и бюрократизма). Эти трибуналы создавались во всех учреждениях, от окружных управлений и выше, и в воинских частях и  соединениях, от полка и выше. Они  могли приговаривать к любым  мерам наказания, включая смертную казнь, с последующим утверждением вышестоящими правительственными или  военными инстанциями. Народные трибуналы  в городах создавались городскими народными правительствами и  во время проведения в 1952-1953 гг. массовой кампании "у фань" ("против пяти зол" - подкупа работников госаппарата, хищений, уклонения от уплаты налогов, махинаций с государственными заказами, выкрадывания секретной государственной  экономической информации). Победа Мао Цзэдуна во внутрипартийной  борьбе, отказ от «новодемократической»  ориентации страны, изменение социальной ориентации правящей партии означали, естественно, начало нового периода  в истории КНР.

В декабре 1952 г. Политбюро  ЦК КПК приняло решение «о генеральной линии в строительстве социализма», что предполагало решение следующих трех задач: индустриализация— это имело экономическое и политическое значение, так как предусматривалось расширение политической опоры режима — «диктатуры пролетариата»; преобразование производственных отношений— в промышленности это означало национализацию, в сельском хозяйстве — кооперирование; развитие политической демократии — предполагалось превращение Собраний народных представителей в реальные органы власти, чтобы противопоставить их негативным тенденциям в среде ганьбу. Все эти задачи были рассчитаны на длительную перспективу. Как уточнялось впоследствии — на 15 лет (три пятилетки).

Информация о работе Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в