Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:35, реферат
Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.
Завершение «культурной революции» (1970—1976). Несмотря на победные реляции, звучавшие на IX съезде КПК, стало ясно, что Китай постигла огромных масштабов катастрофа. Скрыть ее было невозможно. Самое важное следствие — массовое разочарование людей. Коммунистическая власть потеряла свой престиж; она не сумела гарантировать того, что от нее ожидали: надежности, стабильности, отсутствия потрясений. В годы «культурной революции» десятки миллионов людей подверглись насилию. То, что кампания велась руками молодежи, затронуло традиционные ценности Китая, где почитание старших было основой отношений. Был скомпрометирован и принцип «потери лица», значение которого для поддержания морали в обществе было всегда исключительно велико.Кроме того, «культурная революция» позволила еще раз убедиться в несбыточности идей коммунизма, в невозможности изменить природу человека, даже если воздействовать на его психику массовыми митингами-судилищами, принуждать к публичному покаянию и т. п.Да, государственный аппарат был разрушен, его институты расформированы, чиновники напуганы и даже повергнуты в шок. Но необходимость административных функций в обществе сохранилась, а для этого были необходимы профессиональные кадры. Они появились и в новых органах власти — ревкомах; очень скоро их работники уже ничем не отличались от прежних ганьбу.Разочарование в результатах «культурной революции» было повсеместным. Оно затронуло и некоторых здравомыслящих руководителей. Мао Цзэдун, как полагают многие исследователи, после этих событий испытал глубокое разочарование. Фактически, он стал свидетелем крушения собственной мечты; неслучайно после 1969 г. Мао не предпринимал никаких инициатив, довольствуясь ролью стороннего наблюдателя и лишь изредка вмешиваясь в ход событий. Правда, и среди лидеров КПК, и среди ее активистов было еще немало радикалов, упорно придерживавшихся прежних взглядов.Но люди в массе своей осознали иллюзорность пути, на который их подвигли коммунисты; они были готовы поддержать любые изменения, даже стратегического характера.Сразу после IX съезда КПК инициатива перешла к «прагматикам». Их лидер — премьер Госсовета Чжоу Эньлай — сохранил свой пост и не подвергся репрессиям. По его инициативе началось восстановление прежних государственных структур. С февраля 1970 г. по составленным им спискам началась реабилитация репрессированных, постепенно возобновили работу парткомы в провинциях и на предприятиях. Примерно 45% руководящих органов партии было составлено из выдвиженцев «культурной революции»; постепенно их стали отстранять от власти.Уже 16 ноября 1970 г. последовал «Указ об антипартийной деятельности Чень Бода». На него навесили убийственные ярлыки: интриган, карьерист, лжемарксист, антипартийный элемент. Затем исчез сам наследник — Линь Бяо и еще 6 членов Политбюро. Официально об исчезновении Линь Бяо сообщили лишь 13 сентября 1971 г.: якобы он участвовал в заговоре против Мао Цзэдуна, бежал, погиб в авиационной катастрофе на территории Монгольской Народной Республики.Последовали чистки в армии: были сняты со своих постов десятки тысяч офицеров, в их числе начальник Генерального штаба, командующие всеми родами вооруженных сил. Заменены также 23 руководителя провинциальных парткомов. Для расследования «преступлений Линь Бяо» была создана группа, возглавлявшаяся будущим руководителем государства — Хуа Гофэном.Остававшиеся в руководстве КПК радикалы пытались противодействовать усилению «прагматиков»: призывали к новым идеологическим кампаниям, возобновлению «культурной революции», пропагандировали опыт Дачжая и Дацина. В феврале 1973 г. был реабилитирован и возвращен на пост первого заместителя премьера Дэн Сяопин. Он и возглавил фактическое руководство правительством — сам Чжоу Энь-лай был уже смертельно болен, находился в госпитале.В августе 1973 г. состоялся X съезд КПК. Он подтвердил реабилитацию репрессированных в прежние годы, но и выдвиженцы «культурной революции» сохранили свои позиции в руководстве. Вскоре после съезда они пытались развернуть новую кампанию «Критики Конфуция», но в феврале 1974 г. она была пресечена специальным указанием ЦК КПК. В течение 1974 г. радикалы предпринимали попытки предотвратить дальнейшее укрепление прагматиков, Ван Хунвэнь разъезжал по всей стране с призывами возобновить «культурную революцию», но тщетно. В январе 1975 г. Дэн Сяопин был назначен начальником генштаба китайской армии и избран на пост заместителя председателя КПК.Однако радикалы еще оказывали сопротивление: на сессии ВСНП в начале 1975 г. с докладом выступил член Политбюро Чжан Чунцяо. Он призывал к «борьбе с контрреволюцией», а главной задачей считал продолжение «культурной революции».И вот настал 1976 год, по китайскому календарю — год дракона; по поверьям — это время больших несчастий, и они в самом деле постигли страну. В январе 1976 г. умер премьер Госсовета Чжоу Эиьлай. Но радикалы воспротивились назначению на этот пост Дэн Сяопина. Преемником стал Хуа Гофэн, человек малоизвестный в столице, партийный руководитель из родной провинции Мао Цзэдуна — Хунань. Были надежды, что он станет послушной игрушкой в руках радикалов, поскольку не имеет связей в руководстве партии.5 апреля 1976 г. в столице, на площади Тяньаньмэнь, произошли массовые демонстрации населения, в ходе которых звучали антиправительственные лозунги. Радикалы обвинили в их организации Дэн Сяопина, и он вторично попал в опалу. В июле 1976 г. произошло сильнейшее землетрясение в Северном Китае: погибли 700 тыс. человек. Лишь в одном городе Таньшань жертвами стали 100 тыс. жителей, были разрушены современные металлургические заводы. 9 сентября 1976 г. умер Мао Цзэдун. Его преемником стал Хуа Гофэн. «Культурная революция» официально завершилась.
6. Приход к власти в Китае маоистов – прагматиков
Шаг за шагом в партии верх брали так называемые «прагматики», настаивающие на отказе от неоправданных, с их точки зрения, забеганий вперёд, коммунизму, и на сосредоточении усилий на практической работе по выводу Китая в число передовых стран. Лидером «прагматиков» был Дян Сяопин, дважды репрессированный в 1966 и в1976 годах. В истории Китая началась новая полоса. Приход «прагматиков» к власти положил начало кардинальных перемен во внутренней политике. «Культурная революция», а вместе с ней и частично идеи Мао Цзэдуна были подвергнуты критике. Все пострадавшие в эти годы, а их по официальным данным не менее 100 миллионов человек, реабилитированы. Восстанавливалась нормальная работа государственных и общественных организаций. «Прагматики» призвали изучать опыт западных стран, десятки тысяч студентов поехали учиться за границу. Страна стала более открытой.
Был взят курс на
введение элементов рыночной
экономики. Государственные
Всё это способствовало ускорению
темпов развития страны. Китай вошёл
в конце 80-х годов на первое место
в мире по добыче угля, производству
телевизоров, хлопчатобумажных тканей,
цемента, смог добиться рекордных урожаев
и ликвидировать угрозу голода. Быстрыми
темпами рос и жизненный
Новая полоса исторического
развития Китая, которая
7.Экономические реформы в Китае в 1980-х гг.
Отправным этапом китайских
реформ стал 1978 год, а конкретно -- III
Пленум ЦК КПК 11-го созыва, прошедший
в декабре этого года. Кроме
серьезных идеологических сдвигов,
как то мощная критика левацкой
идеологии, в буквальном смысле взаимное
переименование многих принципов социализма
и "отступлений от принципов социализма",
реабилитация некоторых опальных и
репрессированных политических, научных
деятелей, его результатом стало
принятие постановления о развитии
системы производственной ответственности
в деревне, которая, как оказалось
потом, стала отправной точкой китайской
экономической реформы. Еще более
важным результатом этого пленума
стали потенциальные
1) Удвоение на первом
этапе (до 1990 года) валовой продукции
промышленности и сельского
плюс решение проблемы обеспечения населения страны продовольствием и одеждой.
2) Утроение на втором этапе (1991-2000) валового национального продукта, что, согласно расчетам,
должно создать в КНР общество "среднего достатка".
3) Достижение на третьем
этапе (до 2050 года) национальным валовым
продуктом мирового уровня
Теоретической основой экономической реформы в КНР служит переход китайского общества на рельсы социалистической плановой товарной экономики. Смысл этой концепции состоит в товарной сути социалистического способа производства, а также в признании необходимости сохранения товарно-денежных отношений на переходный период, как средства взаиморасчетов между отдельными товаропроизводителями при сохраняющихся главенствующем положением общественной формы собственности на основные средства производства и приоритетном значении централизованного макропланирования.
РЕФОРМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В КИТАЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ. Реформа хозяйственной системы в китайской деревне была объявлена самой первой, началась и закончилась, в целом, раньше других, создала предпосылки для начала и определения направлений реформ в других сферах социально-экономической структуры КНР. Она же, возможно, определила и хозяйственно-производственную радикальность, дух китайских реформ. Заложенный в эту реформу в качестве основы экономической рентабельности сельскохозяйственного производства принцип личной заинтересованности отдельного производителя в конечном результате своего труда. Это была реформа, в частности, сельскохозяйственного производства не на технологическом уровне, а на уровне принципов товарного социалистического производства. На практике эта система имеет два типа подряда и большое, постоянно увеличивающееся число организационных производственных единиц, действующих согласно государственному договору на тот или другой тип подряда. Это и придает, с одной стороны, гибкость системе семейной подрядной ответственности, особенно важную в условиях весьма значительных региональных, климатических, исторических, структурно-хозяйственных, экономических и других различий; с другой стороны, это дает некоторым западным экономистам сомнительную возможность заявлять о незавершенности аграрной реформы в КНР. Дадим определение самой СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОЙ ПОДРЯДНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Эта система представляет собой общественное хозяйство, ведущееся крестьянскими дворами на условиях подряда при увязывании вознаграждения с результатом производства. Подряд на объем производства. Он подразумевает под собой форму хозяйствования, при котором дворподрядчик (семья-- низший "разряд" производителя) заключает с производственной бригадой (основной хозрасчетной единицей, выполняющей также роль посредника во взаиморасчетах между государством и единоличным сельхозпроизводителем) договор на выполнение конкретного производственного задания. Когда подряд на объем производства осуществляется в растениеводстве, то основная хозрасчетная единица - производственная бригада -- выделяет двору необходимые ему землю, рабочий скот, орудия труда, семенной фонд и т.п. ; в скотоводстве, соответственно -- корма, пастбища, выгоны, орудия производства, услуги по переработке продукции.Перечисленное может служить как средством расчета после выполнения производственного задания, соответствующего договору на объем производства, или же, наоборот, предоставляться производственной бригадой в ходе производственного процесса в счет будущего вознаграждения за выполнение договора. Для расчета с семьей-подрядчиком используется все та же система трудодней. Существуют различные тарифные сетки распределения вознаграждения по трудодням, которые можно не очень строго разделить на системы распределения вознаграждения за продукцию, произведенную по договору на объем производства, и за продукцию произведенную сверх этого запланированного по подряду объема.
РЕФОРМА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ. В Китае система управления промышленностью, необходимость реформации которой возникла на рубеже 70х-80х годов, в основном сложилась в начале 50х годов и имела своим прототипом соответствующую советскую систему. Кроме таких недостатков как чрезмерная централизация управления, слияние хозяйственных и административных функций у руководства производства, частая несогласованность подходов ко многим вопросам территориального и ведомственного руководств, ее реформа была вызвана и приходом существовавших принципов управления промышленностью в полное несоответствие с уровнем производственных отношений на селе и нуждами аграрной реформы, которое проявилось уже в первой половине 80х годов. После III Пленума ЦК КПК 11-го созыва начался большой эксперимент в государственном масштабе по проверке жизнеспособности и эффективности новых методов управления промышленностью по принятым Госсоветом КНР годом позже -- в июле 1979 года -пяти документам (Временные положения о расширении хозяйственной самостоятельности государственных промышленных предприятий, Положение о делении прибылей на государственных предприятиях, Временные положения на введение налога на основные фонды на государственных промышленных предприятиях, Положения относительно нормы амортизации на государственных промышленных предприятиях и усовершенствования методов использования амортизационных средств, Временные положения о кредитовании оборотных средств на государственных промышленных предприятиях). Для этого эксперимента каждое ведомство и административно- территориальная единица обязаны были выделить определенное число "подопытных" предприятий. Несмотря на не слишком охотное выполнение этого решения местными властями, к августу 1980 года число участвующих в эксперименте предприятий возросло до более чем 6000, что составило около 16% общего количества государственных промышленных предприятий и соответственно 60 и 70% в стоимости валовой продукции и промышленной прибыли. Для стимулирования реформы на этих предприятиях и для вовлечения в нее новых промышленных единиц госсектора в одобренном в сентябре 1980 года Госсоветом КНР докладе Государственного экономического комитета "О положении и перспективах в области расширения хозяйственной самостоятельности предприятий" указывалось на допустимость использования различных форм деления прибыли между госбюджетом и различными фондами предприятий. С 1981 года эти права были значительно расширены также в сферах внутрикадровой политики, финансовой деятельности, самообеспечения материальными ресурсами, модернизации производственного процесса, закупки исходного сырья и сбыта продукции. Завершилась эта практическая проверка новых методов хозяйственного управления в промышленности к концу 1983 года экспериментами по расширению прав на увеличение спектра выпускаемой продукции, на либерализацию использования формируемых из доли прибыли фондов предприятий, права на распоряжение частью валютной выручки. В 1984 году изданы Временные положения о дальнейшем расширении хозяйственной самостоятельности государственных предприятий. Согласно этим положениям к уже ранее полученным, государственные предприятия наделялись широким спектром дополнительных прав, в том числе на планирование производства, реализацию продукции, установление цен на выпускаемую продукцию, на выбор поставщика материальных ресурсов, на использование собственных фондов, на распоряжение своим имуществом, на организационные перестройки, на управление рабочей силой, на начисление заработной платы и премий, на кооперацию с другими предприятиями.
РЕФОРМА ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМЫ. Реформа финансовой системы
была проведена в Китае к середине 80х годов.
Первые три года были экспериментально-
Информация о работе Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в