Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:34, контрольная работа
Основные положения теории "русского социализма" разработал Александр Иванович Герцен (1812—1870). Главным для Герцена был поиск форм и методов соединения абстрактных идей социализма с реальными общественными отношениями, способов воплощения в жизнь теоретических ("книжных") принципов социализма. Подавление буржуазией восстания парижского пролетариата в июне 1848 г. Герцен глубоко переживал как поражение социализма вообще: "Запад гниет", "мещанство торжествует".
Об устройстве
власти, которая заменит свергнутое
самодержавие, бегло говорилось в
приписываемой Чернышевскому
В "Современнике" Чернышевский доказывал, что политические формы важны "только по своему отношению к экономической стороне дела, как средство помочь экономическим реформам или задержать их". В то же время он отмечал, что "никакая важная новость не может утвердиться в обществе без предварительной теории и без содействия общественной власти: нужно же объяснить потребности времени, признать законность нового и дать ему юридическое ограждение". Предполагалось, очевидно, существование ответственной перед народом власти, обеспечивающей переход к социализму и коммунизму.
Необходимость государства, по мнению Чернышевского, порождена конфликтами, обусловленными несоответствием между уровнем производства и потребностями людей. В результате роста производства и перехода к распределению по потребностям (принцип Луи Блана) исчезнут конфликты между людьми, а тем самым и надобность в государстве. После длительного переходного периода (не менее 25—30 лет) будущее общество сложится в федерацию основанных на самоуправлении союзов земледельческих общин, промышленно-земледельческих объединений, фабрик и заводов, перешедших в собственность работников. В статье "Экономическая деятельность и законодательство" Чернышевский, порицая теорию буржуазного либерализма, доказывал, что невмешательство государства в экономическую деятельность обеспечивается только заменой частнособственнического строя общинным владением, которое "совершенно чуждо и противно бюрократическому устройству".
В "Современнике"
критиковались
Негативное отношение теоретиков "русского социализма" к формальному равенству, к парламентаризму впоследствии немало способствовало принципиально отрицательному отношению народников (до 1879 г.) к политической борьбе, к конституционным правам и свободам.
После отмены крепостного права наступил спад в распространении и развитии идей "русского социализма". О десятилетии 1863— 1873 гг. Лавров (см. далее) писал, что это было "время глухое, томительное и безжизненное".
В 1873 г. началось и в следующем году приняло массовый размах "хождение в народ" сотен и тысяч пропагандистов, звавших крестьян к низвержению царя, чиновников и урядников, к общинному устройству и управлению. В эмиграции увеличилось издание русской литературы социально-революционного направления. К 1876 году сложилась народническая организация "Земля и Воля". Идейной основой народничества была теория "русского социализма". В процессе осуществления этой теории внутри народничества определились разные направления, имеющие своих идеологов.
Признанным
идеологом народничества
Написанное Бакуниным и опубликованное в 1873 г. "Прибавление А" к книге "Государственность и анархия" стало программой хождения в народ пропагандистов всенародного бунта.
Бакунин отмечал,
что в русском народе существуют
"необходимые условия
Исходя из основных положений теории "русского социализма", Бакунин считал, что в основании русского народного идеала лежат три главные черты: во-первых, принадлежность земли народу; во-вторых, право на пользование ею не лицом, а целой общиной, миром; в-третьих (не менее важно, чем две предыдущие черты), "общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству".
Вместе с
тем, предупреждал Бакунин, русскому народному
идеалу присущи и затемняющие
черты, замедляющие его осуществление:
1) патриархальность, 2) поглощение лица
миром, 3) вера в царя. В виде четвертой
черты можно прибавить
Всеобщему народному
восстанию в России препятствуют
замкнутость общин, уединение и
разъединение крестьянских местных
миров, писал Бакунин. Нужно, соблюдая
самую педантичную
Призывая
образованную молодежь к пропаганде,
подготовке и организации всенародного
бунта, Бакунин подчеркивал
Последователи
Бакунина в народническом движении
назывались "бунтари". Они начали
хождение в народ, стремясь прояснить
сознание народа и побудить его к
стихийному бунту. Неудача этих попыток
привела к тому, что бакунистов-бунтарей
потеснили (но не вытеснили) "пропагандисты",
или "лавристы", ставившие задачей
не подталкивание народа к революции,
а систематическую
Петр Лаврович Лавров (1823—1900) с 1873 г. в эмиграции издавал журнал "Вперед!". Им написан ряд работ, пропагандировавших теорию "русского социализма". Лавров высоко ценил науку и стремился обосновать теорию социализма новейшими достижениями политэкономии, социологии и естественных наук. "Лишь успехи биологии и психологии, — утверждал Лавров, — подготовили в нашем веке правильную постановку вопросов научного социализма". Теорию Маркса он оценивал как "великую теорию фатального экономического процесса", особенно за критику западноевропейского капитализма, отвечающую стремлениям русских социалистов миновать в России эту стадию развития.
Известным вкладом в теорию "русского социализма" была выведенная Лавровым "формула прогресса": "Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении; воплощение в общественных формах истины, и справедливости".
Социализм в
России, писал Лавров, подготовлен
ее экономическим строем (общинное
землепользование) и будет достигнут
в результате повсеместной народной
революции, которая создаст "народную
федерацию русских
В отличие от Бакунина Лавров считал государство злом, которое нельзя уничтожить сразу, а можно только довести "до минимума несравненно меньшего, чем те минимумы, которые представляла предшествующая история". Государство будет сведено к "минимальному минимуму" по мере нравственного воспитания общества, утверждения солидарности (чем меньше в обществе солидарности, тем могущественнее государственный элемент).
Главные положения ("боевой крик") рабочего социализма Лавров определял следующим образом: "Прекращение эксплуатации человека человеком.
Прекращение управления человека человеком.
В последней формуле, конечно, слово "управление" должно быть понято не в смысле добровольного подчинения одной личности в данном случае руководству другой, — пояснял Лавров, — но в смысле принудительной власти одной личности над другою".
Полемизируя с "якобинской теорией" Ткачева (см. далее), Лавров писал, что "всякая диктатура портит самых лучших людей... Диктатуру вырывает из рук диктаторов лишь новая революция". И все же для построения социализма, по Лаврову, необходима государственная власть как форма руководства коллективной деятельностью и применения насилия к внутренним врагам нового строя.
Существенные
разногласия Лаврова и Бакунина
сводились к тому, что если первый
считал государство только средством
для достижения социальных целей, то
второй замечал склонность государства
становиться самоцелью; возражения
Бакунина, как отмечено, вызывало также
намерение Лаврова строить
Теоретиком народничества был также Петр Никитич Ткачев (1844—1885). С 1875 г. он издавал (в Женеве) журнал "Набат" с эпиграфом: "Теперь, или очень нескоро, быть может — никогда!"
В отличие
от других народников Ткачев утверждал,
что в России уже нарождаются
формы буржуазной жизни, разрушающие
"принцип общины". Сегодня государство
— фикция, не имеющая корней в
народной жизни, писал Ткачев, но завтра
оно станет конституционным и
получит могучую поддержку
Задача революционеров,
по мнению Ткачева, в том, чтобы ускорить
процесс общественного
Партия умственно
и нравственно развитых людей, т.е.
меньшинство, должна получить материальную
силу путем насильственного
Необходимость
революционного государства, руководимого
партией меньшинства, Ткачев объяснял
тем, что коммунизм не является народным
идеалом крестьянства в России. Исторически
сложившийся строй крестьянской
общины создает лишь предпосылки
коммунизма, но путь к коммунизму неизвестен
и чужд народному идеалу. Этот путь
знает только партия меньшинства, которая
при помощи государства должна исправить
отсталые представления крестьянства
о народном идеале и повести его
по дороге к коммунизму. "Народ
не в состоянии построить на развалинах
старого мира такой новый мир,
который был бы способен прогрессировать,
развиваться в направлении
Ткачев оспаривал распространенное среди народников мнение о развращающем влиянии власти на государственных деятелей: Робеспьер, Дантон, Кромвель, Вашингтон, обладая властью, не стали от этого хуже; что касается наполеонов и цезарей, то они были испорчены задолго до их прихода к власти. Достаточной гарантией служения благу народа, по мнению Ткачева, станут коммунистические убеждения членов правящей партии.
При помощи революционного
государства правящая партия будет
подавлять свергнутые классы, перевоспитывать
консервативное большинство в коммунистическом
духе и проводить реформы в
области экономических, политических,
юридических отношений ("революция
сверху"). В числе этих реформ Ткачев
называл постепенное
Информация о работе Политико-правовая идеология "русского социализма"