Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:34, контрольная работа
Основные положения теории "русского социализма" разработал Александр Иванович Герцен (1812—1870). Главным для Герцена был поиск форм и методов соединения абстрактных идей социализма с реальными общественными отношениями, способов воплощения в жизнь теоретических ("книжных") принципов социализма. Подавление буржуазией восстания парижского пролетариата в июне 1848 г. Герцен глубоко переживал как поражение социализма вообще: "Запад гниет", "мещанство торжествует".
Организованная
в 1876 г. социально-революционная партия
"Земля и Воля" принципиально
отрицала борьбу за политические права
и свободы, за конституцию. Народник
Степняк-Кравчинский писал (в 1878 г.),
что социалисты-революционеры
Организованное
и неустанное преследование правительством
социалистов, ссылки, высылки, судебные
процессы по делам "о революционной
пропаганде в империи" вынудили народников
поставить вопрос о необходимости
завоевания сначала политических свобод,
дающих возможность вести
Теория "русского
социализма" и народничество имели
общеевропейскую известность. Ряд
народников состоял в Женевской
секции I Интернационала (преимущественно
"лавристы") и поддерживал борьбу
Маркса против Бакунина и бакунистов.
Неприязненные отношения между
Герценом и Марксом, а затем соперничество
Маркса и Бакунина за преобладание
в I Интернационале наложили отпечаток
на ряд суждений Маркса о народничестве
как о стремлении "одним махом
перескочить в анархистско-
Народнические идеи лежали в основе программы партии социалистов-революционеров ("эсеры", 1901—1923 гг.). Партия ставила задачу свержения царского правительства и одним из главных средств борьбы с ним считала вооруженное восстание и террористические действия, т.е. убийства и покушения на жизнь ответственных представителей этого правительства.
Программными требованиями партии социалистов-революционеров были установление демократической республики, широкой автономии для отдельных областей страны, федеративное устройство государства, право национальностей на свободу развития и культурную автономию. Программа предусматривала всеобщее избирательное право, выборность должностных лиц на известный срок и право их "сменения" народом, полное гражданское равноправие, отделение церкви от государства, всеобщее равное и обязательное образование за государственный счет, замену постоянной армии народной милицией. Для осуществления этой программы партия требовала созыва Учредительного собрания, которое от имени народа должно установить новый государственный строй.
В общественно-экономической
области социалисты-
Признавая непримиримую
противоположность классовых
Партия социалистов-
Девизом партии социалистов-революционеров были слова: "В борьбе обретешь ты право свое!"*
* См.: Антология мировой
В 1917 г. социалисты-революционеры
активно содействовали созданию
и развитию Советов. Расколы в
партии эсеров, закрытие большевиками
в январе 1918 г. Учредительного собрания,
в котором эсеры имели
К содержанию книги: История политических и правовых учений
Смотрите также:
Котляревский. Герцен. Розанов Василий Васильевич
Герцен был последним могиканом слова,
«довлеющего себе». ... Герцен был к ней не способен, даже
литературно. С пером в руках, он не мог
стать ничему ... |
дата: 2012-04-24 09:44:11 , рубрика: статьи
В рамках публикации докладов, сделанных на молодёжной научно-практической конференции 15 апреля, представляем вниманию наших читателей доклад редактора сайта КПРФ-Иркутск.рф Павла Петухова, посвящённый идейному наследию Александра Ивановича Герцена.
6 апреля нынешнего
года мы отметили 200 лет со дня
рождения А.И. Герцена (1812-
Русский аристократ по отцу, немец по матери, носящий немецкую фамилию (пусть и придуманную отцом специально для него), воспитанный на стыке двух культур (как, впрочем, и всё русское образованное общество того времени), прошедший «школу» западничества, школу Гегеля, Фейербаха, французских социалистов, после личного знакомства с реальным Западом он обратил свой взор к России, поверил в великое будущее русского народа, его самостоятельный, независимый исторический путь.
Личность Герцена
складывалась в «пушкинскую» эпоху
30-х годов XIX века, когда на смену
разгромленному движению декабристов
пришло новое поколение общественных
деятелей. Как и на его ровесников,
однокашников по Московскому университету,
на него оказала влияние философия
Гегеля. В то же время Герцен был
в числе первых в России последователей
французских социалистов-
Впрочем, Герцен никогда
не был бездумным последователем
концепций французских
В 1834 г. молодёжный кружок, созданный Герценом и Огарёвым, был разгромлен, его организаторы оказались в ссылке. Сам Герцен попал в 1835 г. в Вятку, где служил в губернаторской канцелярии, познакомился с жизнью края и опубликовал ряд статей. Через три года он был переведён во Владимир, а в 1840 г. получил возможность поселиться в Петербурге. Вскоре последовала новая ссылка – в Новгород, а с 1842 г. и до отъезда за границу в 1847 г. Герцен жил в Москве, находясь в центре русского общества, его философских, исторических и политических (насколько это было возможно при Николае I) споров.
Как известно, в этот период оформились две основные интеллектуальные «партии» – славянофилы и западники. Герцен и Огарёв (как и В.Г. Белинский) в противостоянии со славянофилами приняли сторону западников, но занимали среди них совершенно особое положение, образуя «крайне левое» крыло. В отличие от либералов-западников, к которым относились Грановский, Боткин, Корш, позже – Кавелин, Чичерин и многие другие, Герцен и его круг не были поклонниками того пути развития, по которому шла буржуазная Европа. Как отмечал П.В. Анненков, «русская интеллигенция любила не современную, действительную Францию, а Францию идеальную, воображаемую, фантастическую». Их идеей был социализм, воспринятый с Запада, но они оценивали реальное положение дел на Западе не менее критически, чем русские славянофилы. Герцен специально отмечал, что славянофильская критика Запада в значительной мере заимствована именно из этих источников.
Изучение философии Гегеля и выстраивание на её основе собственных концепций было характерно в 1830-40-х гг. и для западников, и для славянофилов (последние, впрочем, отдавали предпочтение не Гегелю, а Шеллингу). Белинского (и его друга – будущего теоретика и практика анархизма М.А. Бакунина) слишком буквально понятый гегелевский тезис о «разумности всего действительного» (как воплощения Абсолютного Духа) привёл о конце 1830-х гг. на непродолжительное время к «примирению» с николаевским царствованием и разрыву с оппозицией. Герцен не мог согласиться с этой точкой зрения и резонно замечал, что если «разумна» существующая система, то не менее «разумна» и борьба против неё, раз уж она существует в реальности.
Существенное влияние оказала на Герцена и философия Фейербаха. Таким образом, его мировоззрение можно охарактеризовать как синтез взглядов французских социалистов и немецких философов с русской революционной традицией.
Новый толчок к развитию взглядов Герцена дала его эмиграция из России в 1847 г. Разочарование в Западной Европе после личного знакомства с ней, поиск новых путей для воплощения социалистического идеала – вот та «духовная драма», которую пережил Герцен после того, как покинул Россию. «Начавши с крика радости при переезде через границу, я окончил моим духовным возвращением на родину, – писал он десять лет спустя. – Вера в Россию спасла меня на краю нравственной гибели».
Европа в 1848 г. переживала критический момент своей истории, революционное движение охватило весь континент. Герцен лично наблюдал революции в Италии и Франции, даже в какой-то степени принимал в них участие, хотя, в отличие от Бакунина, не посвящал себя всецело европейским делам, а ориентировался на пропагандистскую работу для России. Итог французской революции 1848 г. – поражение пролетариата в ходе Июньского восстания и утверждение буржуазной республики – поверг его в уныние и лишил надежды на революционный потенциал стран Запада. Впрочем, эти настроения чувствовались в его работах и раньше, сразу после отъезда за границу, в упомянутых «Письмах из Франции и Италии».
Главная характеристика Запада, данная Герценом, – это «мещанство». Именно он стал употреблять это слово не в сословном значении, а в значении этическом и эстетическом. По его словам, «мещанство – последнее слово цивилизации, основанной на безудержном самодержавии собственности», мещанином в этом смысле оказывается немецкий крестьянин, а «работник всех стран», то есть пролетарий, – будущим мещанином». Для мещанства характерны преобладание чисто материальных интересов и стремлений, творческое бесплодие, всеобщая нивелировка.
Такой яркий представитель консервативно-монархического лагеря, как К.Н. Леонтьев, очень высоко ценил Герцена, считая его своим предшественником в эстетической критике современной Европы: «Как скоро Герцен увидел, что и сам рабочий французский, которого он сначала так жалел и на которого так надеялся (для возбуждения новых эстетических веяний в истории) – ничего большего не желает, как стать поскорее по-прудоновски самому мелким буржуа, что в душе этого рабочего загадочного нет уж ровно ничего и что в представлениях её ничего нет оригинального и действительно нового, так Герцен остыл и к рабочему и отвернулся от него, как и ото всей Европы, и стал верить больше после этого в Россию и её оригинальное, не европейское и не буржуазное будущее».
Леонтьев отдавал
предпочтение Герцену перед славянофилами,
казалось бы, более близкими ему
идейно, именно потому, что их критика
«среднего европейца» и в целом
Запада не была такой острой и эстетически
отточенной, как у мыслителя-социалиста.
Здесь мы не касаемся вопроса о
Леонтьеве как теоретике «
Влияние Герцена
прослеживается и у Ф.М. Достоевского,
также представлявшего
Герцена, Огарёва, Бакунина и их единомышленников легко узнать в следующих словах Достоевского из «Дневника писателя»: «именно самые ярые-то западники наши, именно борцы-то за реформу и становились в то же время отрицателями Европы, становились в ряды крайней левой… И что же: вышло так, что тем самым сами и обозначили себя самыми ревностными русскими, борцами за Русь и за русский дух».
Информация о работе Политико-правовая идеология "русского социализма"