Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:17, дипломная работа
Цель и задачи работы
Исходя из анализа литературы, цель нашей работы: охарактеризовать представления о складывании на территории Сибири особого «европейско-сибирского» типа русского народа, русских публицистов второй половины XIX в., соотнести их с представлениями наших современников по данному вопросу, а также предложить вариант изучения дискуссионного вопроса данного современной школе.
Для достижения этих целей ставили задачи:
Рассмотреть идеи областников о формировании регионального варианта русской народности Сибири.
Проанализировать материалы дискуссии по интересующему нас вопросу развернутых на страницах русской прессы второй половины XIX века.
Выявить и охарактеризовать мнения наших современников об особенностях психологии сибиряков на примере изучения материала журнальной публицистики и научно-популярных изданий по истории Сибири, а также на материалах опроса проведенного нами среди жителей Новосибирской области.
Проанализировать, как на уроках истории в современной школе изучаются дискуссионные вопросы исторической науки.
Описать образ сибиряка, представленный в школьных учебниках «История Сибири».
Предложить вариант урока с элементами дискуссии по теме «Мир сибирской деревни».
Введение……………………………………..…………………………………….3
Глава 1. Дискуссия о существовании особого «европейско-сибирского» типа русского народа во второй половине XIX века
§1. Сибирские областники о формировании особого «европейско-сибирского» типа русского народа…………….14
§2. Представления о культурном и социально-психологическом типе сибиряка-старожила в публицистике 1880-1890 гг. ……………………………………………22
Глава 2. Представления об идентификации сибиряков в конце ХХ века
§1. Эволюция взглядов о «европейско-сибирском» типе русского народа в отечественной науке и публицистике в конце ХХ века………………………………………………29
§2. Представления жителей Новосибирской области в конце ХХ века о сибиряках и о сибирском характере…..42
Глава 3. Изучение дискуссии об особом «европейско-сибирском» типе русского народа в школе
§1. Использование элементов дискуссии на уроках истории: теория и практика…………………………………….46
§2. Образ сибиряка в учебниках «История Сибири»…….63
§3. Вариант урока с элементами дискуссии по теме «Мир сибирской деревни»………………………………………..72
Заключение……………………………………………………………………….79
Примечания………………………………………………………………………83
Список используемой литературы и источников……………………………...90
Домашнее задание (по выбору)
ВЫВОД: предложенный урок с элементами дискуссии по теме «Сибирская народность» показал, что учащиеся обладают соответствующей базой знаний и умений по этой теме. Учащиеся показали прочные знания о жизни сибиряков, у них формируется интерес к истории Сибири, у них появилось чувство заботы, гордости за судьбу людей, чувство уважения и любви к своей малой Родине. В результате дискуссии дети научились обобщать конкретный фактологический материал, выделять главное, видеть истоки и причины того или иного явления; развивать умение обращаться друг к другу, воспитывать понимание друг друга, воспитывать, что люди разных культур могут и должны уважать друг друга, приучать детей к постоянной, кропотливой и добросовестной работе.
Заключение
Рассмотрев представления о
существовании особого «
Подводя итог анализу
представлений сибирских
Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин вывели несколько идеализированный тип крестьянина-старожила, их нравы менее испорчены, они более независимы и энергичны, развиты в умственном отношении, у них сохранилось много старины в нравах и обычаях. Их идеи получили продолжение в работах С. С. Шашкова и активно обсуждались в публицистике конца XIX – начала ХХ вв.
Не поддержали мнение о едином «особом типе» русских сибиряков экономист и статистик А.А. Кауфман, этнограф А.А. Макаренко, историк А.Н. Пыпин, С.П. Швецов, И. Овсянкин и другие исследователи. Они раскрывали единство основных характеристик русского крестьянства Сибири и европейской России при наличии немалых особенностей у локально-территориальных, историко-этнографических и сословных групп
Много откликов у современников вызвали публицистические очерки Н.М. Астырева, посвященные описанию русских старожилов Сибири. В отличие от Кауфмана и его сторонников, Астырев, также как Кирьяков и Овсянкин, признавал наличие особых социально-психологических черт, присущих сибирякам-старожилам в большей степени, чем русским из европейской части страны.
Более позитивно оценивал психологические особенности сибиряков уже упомянутый нами С.Я. Елпатьевский, который писал, что сибиряк менее сложен, чем русский, но он цельнее, структурнее. В нем мало русской тоски, русской мечты, русского раздумья, русского сердоболья, он знает, чего хочет, и он крепкий, жилистый и умеет хотеть и может мочь.
Ученые 1970-1990 гг., изучавшие теоретическое наследие областников, солидарны в том, что для обоснования своих выводов представителям областничества не хватило конкретного сравнительного антропологического и этнографического материала.
В начале 1990-х годов со своей позицией по данному поводу выступил на страницах журнала «Земля – Сибирь» барнаульский историк А.В. Старцев. Исследуя труды историков XIX и начала XX вв., он делает вывод о влиянии физико-географических особенностей Сибири на жизнь живущих здесь людей.
Заслуга А.В. Старцева состоит в том, что он актуализировал и популяризировал на новом историческом этапе идеи сибирских областников, соотнес их с современными представлениями о психологическом облике сибиряков, ввел в научный оборот малоизвестные исторические источники (воспоминания С.Я. Елпатьевского, А.А. Бестужева-Марлинского и др.).
Проблемам психологии сибиряков-старожилов второй половины XIX – начала XX веков, особенностям их отношения к власти и к национальным взаимоотношениям посвящена статья известного новосибирского историка Д.Я. Резуна, опубликованная в 1994г на страницах журнала «Земля Сибирь» по мнению историка, потомки вольных смелых людей, уходивших от склоки, связанности, от скудной русской жизни искать долю в жизни в беспредельной Сибири – сибиряки никогда не чувствовали нежности к русскому правительству и не благоговели, не трепетали, как раньше русские перед царской властью.
В последние годы выводы
областников о русско-
Омский историк К.А.
Чуркин в своей работе «Природа и
крестьянство Сибири» анализирует
влияние природно-
Результаты проведённого нами анкетирования жителей Новосибирской области позволяют утверждать, что подавляющее большинство опрошенных называют Сибирь родиной, испытывают за нее гордость, считают кладовой богатств природы. Большая часть наших респондентов рассматривает Сибирь как Родину выдающихся личностей, давшую миру писателей, художников, ученых; - это современные города с театрами, музеями, художественными выставками, университетами, поднявшими общественно-культурное сознание сибиряка на высокий уровень.
Опираясь на методику этих педагогов, мы поставили цель при изучении темы «Мир сибирской деревни» сформировать у учащихся конкретный образ жизни сибиряков, развивать у учащихся умение анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить правильное решение, отстаивать собственную точку зрения.
Нами был проведен анализ учебного пособия «История Сибири» (ч. II,III). Интересующая нас тема рассматривается в четырех параграфах. Именно на этих уроках мы и сочли целесообразным применять элементы дискуссии. На уроке по теме «Мир сибирской деревни» к дискуссии выступали разные оценки историками А.А. Кауфманом, В.В. Кирьяковым, И. Овсянкиным самоуправления.
На уроке «Крестьянская семья, усадьба и жилище» говоря о явлениях противоречия между разными описаниями характеризуется жилищное убранство в земледельческой полосе Сибири второй половины XIX – XX в. также может быть предложена дискуссия по теме: «Образ жизни крестьянской семьи глазами историков»
В теме «Духовная культура русских сибиряков» фрагмент дискуссии о культуре сибирского населения можно построить на высказываниях А.П. Щапова и А.А. Макаренко по теме: «Мир сибирской деревни», а также диспут по теме: «Сибиряки бывают разные».
В результате проведенных уроков мы обнаружили, что учащиеся показали прочные знания о жизни сибиряков, у них формируется интерес к истории Сибири, появляется чувство гордости за судьбу людей, чувство уважения и любви к своей малой Родине. В результате дискуссии на уроках учащиеся научились обобщать фактический материал, выделять главное, видеть истоки и причины того или иного явления.
Примечания к введению
Примечания к главе I
Горюшкин Л.М., Миненко Н.А. Историография Сибири дооктябрьского периода (конец XVI – начало XX вв.) Новосибирск, 1984. с. 17. Горюшкин Л.М. Историография Сибири (период капитализма) Новосибирск, 1979
Примечания к главе III