Представления об особом «европейско-сибирском» типе русского народа во второй половине XIX и в конце XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:17, дипломная работа

Описание

Цель и задачи работы
Исходя из анализа литературы, цель нашей работы: охарактеризовать представления о складывании на территории Сибири особого «европейско-сибирского» типа русского народа, русских публицистов второй половины XIX в., соотнести их с представлениями наших современников по данному вопросу, а также предложить вариант изучения дискуссионного вопроса данного современной школе.
Для достижения этих целей ставили задачи:
Рассмотреть идеи областников о формировании регионального варианта русской народности Сибири.
Проанализировать материалы дискуссии по интересующему нас вопросу развернутых на страницах русской прессы второй половины XIX века.
Выявить и охарактеризовать мнения наших современников об особенностях психологии сибиряков на примере изучения материала журнальной публицистики и научно-популярных изданий по истории Сибири, а также на материалах опроса проведенного нами среди жителей Новосибирской области.
Проанализировать, как на уроках истории в современной школе изучаются дискуссионные вопросы исторической науки.
Описать образ сибиряка, представленный в школьных учебниках «История Сибири».
Предложить вариант урока с элементами дискуссии по теме «Мир сибирской деревни».

Содержание

Введение……………………………………..…………………………………….3
Глава 1. Дискуссия о существовании особого «европейско-сибирского» типа русского народа во второй половине XIX века
§1. Сибирские областники о формировании особого «европейско-сибирского» типа русского народа…………….14
§2. Представления о культурном и социально-психологическом типе сибиряка-старожила в публицистике 1880-1890 гг. ……………………………………………22
Глава 2. Представления об идентификации сибиряков в конце ХХ века
§1. Эволюция взглядов о «европейско-сибирском» типе русского народа в отечественной науке и публицистике в конце ХХ века………………………………………………29
§2. Представления жителей Новосибирской области в конце ХХ века о сибиряках и о сибирском характере…..42
Глава 3. Изучение дискуссии об особом «европейско-сибирском» типе русского народа в школе
§1. Использование элементов дискуссии на уроках истории: теория и практика…………………………………….46
§2. Образ сибиряка в учебниках «История Сибири»…….63
§3. Вариант урока с элементами дискуссии по теме «Мир сибирской деревни»………………………………………..72
Заключение……………………………………………………………………….79
Примечания………………………………………………………………………83
Список используемой литературы и источников……………………………...90

Работа состоит из  1 файл

Диплом Ворошиловой.doc

— 373.00 Кб (Скачать документ)

Домашнее задание (по выбору)

    1. Написать мини-реферат: «Цена успехов и достижений сельского хозяйства и деревни»
    2. Какую религию исповедовали семьи ваших предков? Расспросите ваших родственников о роли религии в то время?
    3. Какие крестьянские порядки и приемы хозяйствования наносили ущерб природной среде?
    4. Выясните, какие органы местного самоуправления действуют в вашем поселке. В чем их отличие от крестьянского самоуправления досоветской эпохи? Имеются ли общие черты?
    5. Попробуйте нарисовать костюм или жилище сибиряка.

 

ВЫВОД: предложенный урок с элементами дискуссии по теме «Сибирская народность» показал, что учащиеся обладают соответствующей базой знаний и умений по этой теме. Учащиеся показали прочные знания о жизни сибиряков, у них формируется интерес к истории Сибири, у них появилось чувство заботы, гордости за судьбу людей, чувство уважения и любви к своей малой Родине. В результате дискуссии дети научились обобщать конкретный фактологический материал, выделять главное, видеть истоки и причины того или иного явления; развивать умение обращаться друг к другу, воспитывать понимание друг друга, воспитывать, что люди разных культур могут и должны уважать друг друга, приучать детей к постоянной, кропотливой и добросовестной работе.            

 

Заключение

Рассмотрев представления о  существовании особого «европейско-сибирского» типа русского народа, существовавшие в русской публицистике второй половины XIX и в публицистической, и в научной литературе конца ХХ века, а также изучив особенности отображения образа сибиряка в сознании современных жителей Новосибирской области нами были сделаны следующие выводы.

Подводя итог анализу  представлений сибирских областников  о формировании особого европейско-сибирского типа русской народности  мы подтверждаем выводы новосибирского историка  В.А Зверева о том, что А.П. Щапов стал основателем историографической линии, отмечали преобладание личного и семейно-родового эгоизма над общественными интересами, отсутствие культурных потребностей и «высших человеческих чувств у сибиряков, в том числе в крестьянстве – отрицательные черты, свидетельствующие о генетическом и социокультурном отрыве от метрополии, вплоть до утраты принесенных предками с родины культурных традиций и ценностей.

Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин  вывели несколько идеализированный тип крестьянина-старожила, их нравы  менее испорчены, они более независимы и энергичны, развиты в умственном отношении, у них сохранилось много старины в нравах и обычаях. Их идеи получили продолжение в работах С. С. Шашкова и активно обсуждались в публицистике конца XIX – начала ХХ вв.

Не поддержали мнение о едином «особом типе» русских сибиряков экономист и статистик А.А. Кауфман, этнограф А.А. Макаренко, историк А.Н.  Пыпин, С.П. Швецов, И. Овсянкин и другие исследователи. Они раскрывали единство основных характеристик русского крестьянства Сибири и европейской России при наличии немалых особенностей у локально-территориальных, историко-этнографических и сословных групп

Много откликов у современников  вызвали публицистические очерки Н.М. Астырева, посвященные описанию русских  старожилов Сибири. В отличие от Кауфмана и его сторонников, Астырев, также как Кирьяков и Овсянкин, признавал наличие особых социально-психологических черт, присущих сибирякам-старожилам в большей степени, чем русским из европейской части страны.

Более позитивно оценивал психологические особенности сибиряков уже упомянутый нами С.Я. Елпатьевский, который писал, что сибиряк менее сложен, чем русский, но он цельнее, структурнее. В нем мало русской тоски, русской мечты, русского раздумья, русского сердоболья, он знает, чего хочет, и он крепкий, жилистый и умеет хотеть и может мочь.

Ученые 1970-1990 гг., изучавшие  теоретическое наследие областников, солидарны в том, что для обоснования  своих выводов представителям областничества не хватило конкретного сравнительного антропологического и этнографического материала.

В начале 1990-х годов  со своей позицией по данному поводу выступил на страницах журнала «Земля – Сибирь» барнаульский историк  А.В. Старцев. Исследуя труды историков XIX  и начала XX вв., он делает вывод о влиянии физико-географических особенностей Сибири на жизнь живущих здесь людей.

Заслуга А.В. Старцева состоит  в том, что он актуализировал и  популяризировал на новом историческом этапе идеи сибирских областников, соотнес их с современными представлениями о психологическом облике сибиряков, ввел в научный оборот малоизвестные исторические источники (воспоминания С.Я. Елпатьевского, А.А. Бестужева-Марлинского и др.).

Проблемам психологии сибиряков-старожилов второй половины XIX – начала XX веков, особенностям их отношения к власти и к национальным взаимоотношениям посвящена статья известного новосибирского историка Д.Я. Резуна, опубликованная в 1994г на страницах журнала «Земля Сибирь» по мнению историка, потомки вольных смелых людей, уходивших от склоки, связанности, от скудной русской жизни искать долю в жизни в беспредельной Сибири – сибиряки никогда не чувствовали нежности к русскому правительству и не благоговели, не трепетали, как раньше русские перед царской властью.

В последние годы выводы областников о русско-сибирской  народности обсуждаются и переосмысливаются не только в публицистической, но и в научной литературе.

Омский историк К.А. Чуркин в своей работе «Природа и  крестьянство Сибири» анализирует  влияние природно-климатических  и естественно-географических условий на психологию и образ жизни русских сибиряков во второй половине XIX в. Он отмечает, что переселение крестьян сыграло решающую роль в формировании переселения Сибири, сближения Сибири и России.

Результаты проведённого нами анкетирования  жителей Новосибирской области  позволяют утверждать, что подавляющее большинство опрошенных называют Сибирь родиной, испытывают за нее гордость, считают кладовой богатств природы. Большая часть наших респондентов рассматривает Сибирь как Родину выдающихся личностей, давшую миру писателей, художников, ученых; - это современные города с театрами, музеями, художественными выставками, университетами, поднявшими общественно-культурное сознание сибиряка на высокий уровень.

Опираясь на методику этих педагогов, мы поставили цель при изучении темы «Мир сибирской деревни» сформировать у учащихся конкретный образ жизни сибиряков, развивать у учащихся умение анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить правильное решение, отстаивать собственную точку зрения.

Нами был проведен анализ учебного пособия «История Сибири» (ч. II,III). Интересующая нас тема рассматривается в четырех параграфах. Именно на этих уроках мы и сочли целесообразным применять элементы дискуссии. На уроке по теме «Мир сибирской деревни» к дискуссии выступали разные оценки историками А.А. Кауфманом, В.В. Кирьяковым, И. Овсянкиным самоуправления.

На уроке «Крестьянская семья, усадьба и жилище» говоря о  явлениях противоречия между разными  описаниями характеризуется жилищное убранство в земледельческой полосе Сибири второй половины XIX – XX в. также может быть предложена дискуссия по теме: «Образ жизни крестьянской семьи глазами историков»

В теме «Духовная культура русских  сибиряков» фрагмент дискуссии о  культуре сибирского населения можно  построить на высказываниях  А.П. Щапова и А.А. Макаренко по теме: «Мир сибирской деревни», а также диспут по теме: «Сибиряки бывают разные».

В результате проведенных уроков мы обнаружили, что учащиеся показали прочные знания о жизни сибиряков, у них формируется интерес к истории Сибири, появляется чувство гордости за судьбу людей, чувство уважения и любви к своей малой Родине. В результате дискуссии на уроках учащиеся научились обобщать фактический материал, выделять главное, видеть истоки и причины того или иного явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания к введению

  1. Александров В.А. Этнография русского крестьянства Сибири XVII – середина XIX в. М., 1981 с.3
  2. Пынин А.Н. Русская народность в Сибири // Вестник Европы, 1982, №1 с.76
  3. Горюшкин Л.М. Историография Сибири // период капитализма// Новосибирск, 1979 с.8-9
  4. Шейфельд М.Б. Историография Сибири (конца XIX – начало XX в.) Красноярск, 1973 с.285
  5. Мирзаев В.Г. Историграфия Сибири (доширксистский период) М., 1970; Шиловский М.В. Сибирские областники 60-80-х-годах XIX в. о переселениях // Историография и источники изучения историографического опыта освоения Сибири. Новосибирск, 1988 Вып. I
  6. Зверев В.А. Дети – отцам замена. Воспроизводство сельского населения Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. Новосибирск, 1993 с.12
  7. Александров В.А. Этнография русского крестьянства Сибири XVII середины XIX в. М., 1981 с.6
  8. Бунак В.В. Русские старожилы Сибири М., 1973 с.174
  9. Шиловский М.В. Общественно-политическое движение в Сибири второй половины XIX – начала ХХ века
  10. И.Я. Лерненр Вопросы активизации познавательной деятельности; Лазукова Н.Н. «Альтернативные ситуации» на уроках истории // Преподавание истории в школе, 1994 №6; Троицкий Ю.Л. // Преподавание истории в школе 1999 №1
  11. Щапов А.П. Историко-этнографическая организация русского народонаселения Русское – слово 1865. Иркутск, 1937; Потанин Г.Н. Полгода в Алтае // Русское слово. 1989 № 9-10; Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1882; Шашков С.С. Очерки русских нравов в старинной Сибири., 1973.
  12. Горюшкин Л.М. Историография Сибири (период капитализма) Новосибирск, 1979 с.24-36
  13. См. Шашков С.С. Собрание сочинений Т. II с. 632-652
  14. Шашков С.С. Очерки русских нравов в старинной Сибири., 1973; Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1882.
  15. Астырев Н.А. Очерки жизни народов Восточной Сибири // Вестник Европы, 1892 №2; Овсянкин И. Колонизация и переселенческое дело. Томск, 1890; Кирьяков В.В. Очерки по истории переселенческого движения в Сибири // Северный Вестник, 1891; Лурье Ф.М., Елпатьевский С.Я. В Сибири // Былое – неизданные номера журнала Кн. I. Л., 1991.
  16. Резин Д.Я. «Потомки народов многих» //Земля Сибирь, 1992 №1; Старцев А.Н. //Земля Сибирь, 1992 №5-6; Чуркин Н.А. Природа и крестьянство Сибири второй половины XIX – XX века. Омск., Изд. ОмГПУ 1992.

 

 

Примечания к главе I

  1. Шиловский М.В. Общественно-политическое движение в Сибири второй половины XIX – начало XX века Областники. Новосибирск, 1995. с.2
  2. Шиловский М.В. Там же с. 24-26.
  3. Русские старожилы Сибири М., 1973 с. 166.
  4. Пынин А.Н. Русская народность в Сибири // Вестник Европы, 1982 №3 с. 47-48.
  5. Там же с. 47-48
  6. Там же с. 48-50
  7. Щапов А.П. Историко-этнографическая организация русского народонаселения Русское – слово 1865. Иркутск, 1937 с. 129.
  8. Горюшкин Л.М., Миненко Н.А. Историография Сибири дооктябрьского периода конца XVI – начало ХХ века. Новосибирск, 1984, с. 74.
  9. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1882 с. 130-156.
  10. Ядринцев Н.Н. Там же с. 146.
  11. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. с. 133.
  12. Ядринцев Н.М. Там же с. 136
  13. Потанин Г.Н. Полгода в Алтае // Русское слово. 1989 № 9-10.
  14. Мирзов В.Г. Историко-графия Сибирь п. Домарксистский период. М.. 1970. С.86.
  15. Мирзов В.Г. Там же с. 92.
  16. Шашков С.С. Очерки русских нравов в старинной Сибири., 1973. с. 162.
  17. Шиловский М.В. Общественно-политическое движение в Сибири второй половины XIX – начало XX века. Областники. Н., 1995. с. 4.
  18. Зверев В.А. Дети – отцам замена: Воспроизводство сельского населения Сибири во второй половине XIX – начало XX вв. Н., 1993. с. 17
  19. Зверев В.А. Там же Н.. 1993. с. 18
  20. Кауфман А.А. Влияние переселенческого элемента на развитие сельского хозяйства и общественной жизни в Западной Сибири // Северный Вестник, 1891, №4 с. 128.
  21. Лурье Ф.М., Елпатьевский С.Я. В Сибири // Былое – неизданные номера журнала Кн. I. Л., 1991 с. 56-58.
  22. Кауфман А.А. Влияние переселенческого элемента на развитие сельского хозяйства и общественной жизни в Западной Сибири.
  23. Кауфман А.А. Переселение и колонизация СПб, 1905 с. 227.
  24. Кирьяков В.В. Очерки по истории переселенческого движения в Сибири // Северный Вестник, 1891
  25. Овсянкин И. Алтай – историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа. Томск, 1890 с. 178.
  26. Овсянкин И. Колонизация и переселенческое дело. Томск, 1890 с. 24
  27. Лурье Ф.М., Елпатьевский С.Я. В Сибири // Былое – неизданные номера журнала Кн. I. Л., 1991 с. 58-60.
  28. Пынин А.Н. Русская народность в Сибири // Вестник Европы 1892 №6
  29. Астырев Н.А. Очерки жизни народов Восточной Сибири // Вестник Европы, 1892 №2 с. 227

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

Примечания к  главе II

  1. См.: Зверев В.А. Дети – отцам замена: Воспроизводство сельского населения Сибири во второй половине XIX – начале XX вв. Новосибирск, 1993 с. 18

Горюшкин Л.М., Миненко  Н.А. Историография Сибири дооктябрьского периода (конец XVI – начало XX вв.) Новосибирск, 1984. с. 17. Горюшкин Л.М. Историография  Сибири (период капитализма) Новосибирск, 1979

  1. Суриков В.М. Материалы по истории сельского хозяйства СССР М.. 1968.
  2. Александров В.А. Русское население Сибири в XVII – начало XVIII /Енисейский край/ М., 1964 с. 10
  3. Шашков С.С. Очерки нравов старинной Сибири Н., 1867 с.112
  4. Александров В.А. Этнография русского крестьянства Сибири XVII – середина XIX вв. Изд. Наука. М., 1981 с. 10
  5. Бунаков В.В. Русские старожилы смешанного типа М., 1981 с. 15
  6. Селищев А.М. Диалектологический очерк Сибири М., 1921 с.2
  7. Черных П.Я. Сибирские говоры. Иркутск, 1953 С.15
  8. Бунак В.В. Приспособленческая изменчивость старожилов М., 1969 с. 10.
  9. Бунак В.В. Климато-зональные этнические различия. Адаптация человека. М., 1972 с. 24
  10. Старцев А.Н. //Земля Сибирь, 1992 №5-6 с. 60
  11. Старцев А.Н. Там же с. 61-62
  12. Старцев А.Н. Там же с. 62-66
  13. Резин Д.Я. «Потомки народов многих» //Земля Сибирь, 1992 №1 с. 46
  14. Там же с. 47
  15. Чуркин Н.А. Природа и крестьянство Сибири второй половины XIX – XX века. Омск., Изд. ОмГПУ 1992 с. 30-35.
  16. Чуркин М.К. Взаимоотношение переселенцев и старожилов западной Сибири в конце XIX – начало XX века. Омск, 2000 с. 4-6.

 

Примечания  к главе III

  1. Косова Г.Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР М., 1981 с.17
  2. Лернер И.Я. Изучение истории СССР в IX классе М., 1963 с. 138-144
  3. Косова Г.Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР М., 1981 с.18
  4. Диспуты старшеклассников. Методическое рекомендации Л., 1986 с.23
  5. Старобинская Г.И. Использование элементов дискуссии на уроках истории. //Преподавание истории в школе, 1990 №1 с.87
  6. Лернер И.Я. Задания для самостоятельных работ по истории СССР VIII кл. М., 1988 с. 89.
  7. Лазукова Н.Н. «Альтернативные ситуации» на уроках истории // Преподавание в школе, 1990 №6
  8. См. Иван Грозный М., 1975 С. 33

Информация о работе Представления об особом «европейско-сибирском» типе русского народа во второй половине XIX и в конце XX веков