Представления об особом «европейско-сибирском» типе русского народа во второй половине XIX и в конце XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:17, дипломная работа

Описание

Цель и задачи работы
Исходя из анализа литературы, цель нашей работы: охарактеризовать представления о складывании на территории Сибири особого «европейско-сибирского» типа русского народа, русских публицистов второй половины XIX в., соотнести их с представлениями наших современников по данному вопросу, а также предложить вариант изучения дискуссионного вопроса данного современной школе.
Для достижения этих целей ставили задачи:
Рассмотреть идеи областников о формировании регионального варианта русской народности Сибири.
Проанализировать материалы дискуссии по интересующему нас вопросу развернутых на страницах русской прессы второй половины XIX века.
Выявить и охарактеризовать мнения наших современников об особенностях психологии сибиряков на примере изучения материала журнальной публицистики и научно-популярных изданий по истории Сибири, а также на материалах опроса проведенного нами среди жителей Новосибирской области.
Проанализировать, как на уроках истории в современной школе изучаются дискуссионные вопросы исторической науки.
Описать образ сибиряка, представленный в школьных учебниках «История Сибири».
Предложить вариант урока с элементами дискуссии по теме «Мир сибирской деревни».

Содержание

Введение……………………………………..…………………………………….3
Глава 1. Дискуссия о существовании особого «европейско-сибирского» типа русского народа во второй половине XIX века
§1. Сибирские областники о формировании особого «европейско-сибирского» типа русского народа…………….14
§2. Представления о культурном и социально-психологическом типе сибиряка-старожила в публицистике 1880-1890 гг. ……………………………………………22
Глава 2. Представления об идентификации сибиряков в конце ХХ века
§1. Эволюция взглядов о «европейско-сибирском» типе русского народа в отечественной науке и публицистике в конце ХХ века………………………………………………29
§2. Представления жителей Новосибирской области в конце ХХ века о сибиряках и о сибирском характере…..42
Глава 3. Изучение дискуссии об особом «европейско-сибирском» типе русского народа в школе
§1. Использование элементов дискуссии на уроках истории: теория и практика…………………………………….46
§2. Образ сибиряка в учебниках «История Сибири»…….63
§3. Вариант урока с элементами дискуссии по теме «Мир сибирской деревни»………………………………………..72
Заключение……………………………………………………………………….79
Примечания………………………………………………………………………83
Список используемой литературы и источников……………………………...90

Работа состоит из  1 файл

Диплом Ворошиловой.doc

— 373.00 Кб (Скачать документ)

 

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

5

6

7

 

14

Крестьянская семья, усадьба и жилище

1. Сколько у человека родственников

2. Уклад семейной жизни

3. В селении и крестьянской  усадьбе

4. Как строили крестьянский  дом

5. Красна ли изба углами

Схема родства и свойства у русских (стр. 201)

Письмо Анисии Поседовой (стр. 202)

План села Камышлово Тобольской губернии XIX век (стр. 206)

План усадьбы в Тобольской губернии. Вторая половина XIX века (стр. 208)

Документы

Описание... (стр. 215)

Этнографическое описание

Путевые заметки (стр. 216)

Обзор медицинского состояния селений…

Материалы обследования селений (стр. 217)

1. Русская крестьянская  свадьба. Художник Е.М. Корнеев  стр. 204

2. Крытый хозяйственный  двор. Конец XIX века стр. 209

3. Обстановка в доме торгующего крестьянина. Конец XIX века стр. 210

4. Хозяйственные постройки  на усадьбе стр. 211

5. Предметы домашнего  хозяйства крестьян. Конец XIX –  начало ХХ века стр. 213

1. Пользуясь схемой  родства и свойства (стр. 201), определите, кто такие свекор, свекровь, тесть, теща, зять, свояк, деверь, золовка, шурин. Как вы думаете, почему в своих песнях молодые женщины пели «Лучше деверя четыре чем золовушка одна»?

2. Является ли большинство  родительских семей у учеников вашего класса нераздельными или малыми? Сравнить порядки в современных семьях с порядками в традиционной семье.

3. В документах, помещенных  в конце параграфа, найдите  и объясните слова: мазанка малоросса, крестьянин средней руки, образа, особа императорской фамилии, шило, веретено, эпидемия.

4.  По тем же документам  напишите сочинение: «Не красна изба углами, а красна пирогами». стр.  218


 

Продолжение табл. 1

 

1

2

3

4

5

6

7

 

15

Духовная культура русских сибиряков

1. Сибирский народный календарь

2. Общинные и семейные  праздники

3. Фольклор – чистый  голос народа

4. Сибиряки бывают разные

 

Народные резные календари  из Тобольской губернии и Забайкалья стр. 221

Святой Иннокентий Иркутский  стр. 222

Чикойский монастырь  в Забайкалье стр. 224

Отправление в школу  стр. 226

Старообрядческий лубок стр. 232

 Бурятская часовня  стр. 233

1. Какие исторические  формы календаря вы знаете? Чем традиционный русский народный календарь отличается от того, по которому мы живем сейчас?

2. Выделите общесибирские  и местные особенности русского народного календаря и системы праздников. Определите причины возникновения этих особенностей.

3. Почему русские люди  в старину отмечали не день своего рождения, а день святого-покровителя? Знаете ли вы день своих именин?

4. Какие пословицы,  поговорки и загадки вы слышали от своих родителей и пожилых родственников?

5. Внимательно рассмотрите  карту «Население Сибири на рубеже XIX –ХХ веков». Определите и объясните особенности расселения в Сибири казачества, историко-этнографических групп старожилов, всего русского населения Сибири.


 

 

 

Таблица 2

Анализ учебного пособия «История Сибири» III часть 9 класс

 

№, Название главы

§

Тема 

Содержание 

Документы

Фото, иллюстрации

Вопросы и задания

1

2

3

4

5

6

7

Сибирь в начале века

2

Как жили сибиряки

1. Старожилы и новоселы

2. Доля бедняцкая

3. Новое в жизни крестьян

4. Крестьяне и кооперация

5. В памяти народной

Приложения 1, 2, 3, 4, 5 стр. 35-38

1. Дом крестьянина  Зырянова в селе Шушенском (стр. 17)

2. Семья переселенцев. Начало ХХ века

3. На отдыхе. Начало  ХХ века

1. Каково было значение  сибирской железнодорожной магистрали для экономического и социального развития Сибири?

2. Какова была роль  «столыпинского переселения для развития сельского хозяйства и крестьянства Сибири?

3. В чем были особенности  социального облика населения  Сибири  - соотношение основных общественных групп, их жизненный уровень?

4. Внимательно изучите  приложение. Какие выводы на основании  этих воспоминаний можно сделать  о мотивах крестьянского труда,  о взаимоотношениях различных  групп деревни?

5. Охарактеризуйте роль  кооперации в изменении социального облика сибирского крестьянства.

6. Обратившись к тексту  главы и приложению 3, опишите, как вы представляете материальный и нравственный облик дореволюционного сибирского крестьянства.


 

 

§3 Вариант урока с  элементами дискуссии по теме «Мир сибирской деревни»

ЦЕЛИ:

Образовательные - Познакомить учащихся с различными взглядами историков на «Сибирскую народность»; показать развитие Сибирской деревни на основе общины, ее самоуправления, развитии земледелия, агротехники, роли церкви для сибиряков, о двух формах исторической памяти – устной и письменной, накоплении опыта поколений.

Развивающие – развить умение вести дискуссию по заданной теме, умение высказывать свое мнение, уметь сравнивать различные источники и делать по ним выводы.

Воспитательная – воспитывать патриотические чувства, на основе изучения примет своего края, религии, истории возникновения родного села, уважения к прошлому, традициям и обычаям своих предков.

Оборудование: выставка книг

Иван Петров «По родному краю»

Николай Мейсак «Три открытия Сибири»

Мурад Аджиев «Сибирь: ХХ век»

А. Шипкарев «Сибирь: откуда она пошла  и куда она идет»

Н.А. Миненко «По старому Московскому  тракту»

К. Липинская «Далеко в заснеженной  Сибири»

А.П. Чехов «Из Сибири»

Копии документов из архива, дополнительная литература: работы областников Щапова, Потанина, Астафьева. Церковный журнал 1908г (из краеведческого музея).

Опережающее задание

Прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительную литературу:

Потанин Г.Н. «Нужды Сибири»

Ядринцев Н.М. «Общественная жизнь Сибири»

Ядринцев Н.М. «Сибирь как колония»

А.А. Бестужев-Марлинский «Отрывки из рассказов о Сибири»

Вопросы:

    1. Почему историки высказывают разное мнение по поводу местного самоуправления в Сибири? Выскажите свое мнение.
    2. Чья точка зрения Потанина, Ядринцева или Щапова кажется вам более убедительной.

План урока

I 1. Общественные сходы – их  роль

  2. Волостное и сельское общество

  3. Народная агрономия и экология

  4. Приходская жизнь

II ч. Дискуссия по теме: «Сибирская  народность»

Примерный ход урока

I Фронтальный опрос:

    1. Какую роль играли общественные сходы?
    2. Какие вопросы обсуждали на сходе?
    3. Действительно ли сход был самоуправляемым?
    4. Как принималось решение?

I I Дайте определение:

    1. Что такое крестьянское общество?
    2. Какие формы оно принимало в прошлом?
    3. Как регулировало повседневную жизнь сельчан?

 

На доске:

    1. Начертите схему местного управления государственными крестьянами в Сибири конца XIX – начала XX века
    2. Объясните деятельность каждого органа власти.

Работа с документом: Учебник (стр. 186-187) Игнатий Гаврилович Ростовцев описывает обязанности и деятельность местного самоуправления.

Вопросы к документу:

    1. Какие обязанности выполнял староста? Сельская полиция?
    2. Как собирались недоимки?

Индивидуальный рассказ:

    1. Какие крестьянские порядки и приемы хозяйствования наносили ущерб природной среде?
    2. Как крестьяне сохраняли природную среду?
    3. Объясните слова агронома Т.С. Мальцева: «Многому еще можно поучиться у старых земледельцев, и все, что для данных условий ценно, не гнушаясь, следует широко использовать».

Индивидуальный рассказ

    1. Какой отпечаток накладывала вера на отношения между людьми?
    2. Короткое сообщение ученика о жизни староверов в Сибири.
    3. Демонстрация старообрядческого церковного журнала.

 

I I  Дискуссия  по теме «Сибирская народность»

    1. Сибиряки-старожилы, сибиряки-новоселы, чем отличались?
    2. Житье-бытье старожилов-сибиряков.

Мир сибирской деревни рассматривали  и изучали многие историки. Заслушаем сообщения различных авторов, которые описывают жизнь сибиряков.

Учащимся предлагаются фрагменты  работ историков: Д. Резун, А. Старцев, Г.н. Потанин, Л.П. Блюммер, А.А. Кауфман.

Сообщения заранее приготовлены учащимися. Класс разбит на две группы. Поставлен  вопрос:

Почему историки высказывают разное мнение по поводу местного самоуправления в Сибири.

Выскажите свое мнение.

Чья точка зрения кажется вам  более убедительной.

Дмитрий Резун «Потомки народов многих»

«Сибирский русский этнос –  это сложный конгломерат различных  этнических групп с разной культурной традицией, но прошедшей горнило военного и хозяйственного освоения почти первобытной территории. И не так уж далеки от истины были сибирские областники, говорившие в прошлом веке о формировании особой русско-сибирской нации. В критические минуты истории русская нация смогла выйти за сугубо национальные свои рамки, чтобы возглавить некоторые общечеловеческие процессы. Как русская нация без общения с разными этносами не смогла бы подняться на новый уровень развития, так и коренные народы не смогли бы без русских пробиться к общему витку цивилизации.

Александр Старцев делает вывод, что физико-географические особенности Сибири влияли на жизнь сибиряков, что вся их жизнь протекала на виду у общины и под неусыпным контролем «мира», сибиряк больше полагался на самого себя, на собственные силы и опыт

Свой хлеб сибирский крестьянин добывал тяжелым трудом в борьбе с суровым климатом. Но сибирский крестьянин не ведал нужды в земле.

Г.Н. Потанин: «Пашут кто где хочет, на сенокос выезжают целой волостью в один день, и кто где скажет там и косит, нет скрупулезности деления земель, как России…»

Л.П. Блюммер: «У сибиряка много земли и леса, и он не жаден, - это, конечно, не означало, что старожилы-сибиряки наплевательски относятся к богатствам природы. Скорее, этим отличались переселенцы широким потоком хлынувшие за Урал в конце XIX – начало XX в. Считалось, что все к чему не был приложен труд, явилось «божьей» или «ничьей» вещью, пользоваться которой можно было по своему усмотрению».

В.А. Остафьев: «Сибиряк дальше сохи и плуга ничего не понимает, он неподвижен, дальше известной техники обработки, которой выучил его дед, он не идет…»

А.А. Кауфман: «Влияние переселенческого элемента в смысле поднятия общего уровня сельскохозяйственных познаний и приемов не может быть и речи ! Новоселы в том, что составляет сущность хозяйственного строя, не только не учат старожилов, а напротив – учатся у них».

Вопросы к  дискуссии:

    1. Чья точка зрения кажется вам наиболее убедительной?
    2. Как была связана жизнь, уклад, быт старожилов и переселенцев, кто на кого влияет?
    3. Каково было отношение к природе у тех и у других?

Из источников того времени мы узнаем как складывалась жизнь переселенца в деревне, их отношения со старожилами.

Журнал «Восточное обозрение» за 1887г  №4 «Труд громадный, но много ли переселенцам он принес пользы? В этом можно усомниться?»

Иван Овсянников:

«За небольшую плату, чаще за доли урожая переселенец, распахивая для  старожила целину, сеял, поил, жал, и  все это делал так умело, как  алтайский старожил не видывал. Старожилы принимают на постоянное место жительства лишь тех переселенцев, которые по своим средствам не могут устроить хозяйство и составляют необходимые рабочие руки во время сенокоса и уборки хлеба».

В отзывах волостных  правлений:

«Трудолюбие и умение переселенцев способствует скорому восстановлению хозяйства, а неспособность и беспечность к труду старожилов ни сколько не ставит их на степень развития своего хозяйства»

«Православные переселенцы отличаются от старожилов тем, что более религиозны, часто посещают церковь, менее проводят времени в праздности и даже во многие праздники после богослужения принимаются за работу».

Во многих деревнях обе половины отличаются даже местом поселения: старожилы  живут в одной стороне, новоселы строятся в другой. Новоселы даже церкви строят свои. Во всех волостях по-разному.

«Отношения весьма дружелюбные. Хотя в общественных нуждах отношения на стороне старожилов, потому голос переселенца на сельских сходах не имеет такого значения, как голос старожила».

«Старожилы считают, по причине  неустойчивости оседлости новоселы не совсем надежные члены общества по платежу податей и отбывании разных повинностей. Якобы они склонны к спорам и тяжбам, поэтому слишком мелочны в глазах старожилов».

«А между тем культурная роль и экономическое значение переселенцев для края огромны. Нет кустарных  и ремесленных производств которое не было бы улучшено переселенцами».

Вопросы к  дискуссии:

    1. Почему отношения между сибиряками-старожилами и переселенцами были натянутыми и складывались по-разному?
    2. Почему они по-разному относились к религии?, к праздникам?
    3. Какова была культурная роль и экономическое значение переселенцев?
    4. Выскажите свое мнение, как долго налаживались отношения в деревне между переселенцами и сибиряками и происходило ли слияние их в единую народность «Сибиряк»?

Информация о работе Представления об особом «европейско-сибирском» типе русского народа во второй половине XIX и в конце XX веков