Представления об особом «европейско-сибирском» типе русского народа во второй половине XIX и в конце XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:17, дипломная работа

Описание

Цель и задачи работы
Исходя из анализа литературы, цель нашей работы: охарактеризовать представления о складывании на территории Сибири особого «европейско-сибирского» типа русского народа, русских публицистов второй половины XIX в., соотнести их с представлениями наших современников по данному вопросу, а также предложить вариант изучения дискуссионного вопроса данного современной школе.
Для достижения этих целей ставили задачи:
Рассмотреть идеи областников о формировании регионального варианта русской народности Сибири.
Проанализировать материалы дискуссии по интересующему нас вопросу развернутых на страницах русской прессы второй половины XIX века.
Выявить и охарактеризовать мнения наших современников об особенностях психологии сибиряков на примере изучения материала журнальной публицистики и научно-популярных изданий по истории Сибири, а также на материалах опроса проведенного нами среди жителей Новосибирской области.
Проанализировать, как на уроках истории в современной школе изучаются дискуссионные вопросы исторической науки.
Описать образ сибиряка, представленный в школьных учебниках «История Сибири».
Предложить вариант урока с элементами дискуссии по теме «Мир сибирской деревни».

Содержание

Введение……………………………………..…………………………………….3
Глава 1. Дискуссия о существовании особого «европейско-сибирского» типа русского народа во второй половине XIX века
§1. Сибирские областники о формировании особого «европейско-сибирского» типа русского народа…………….14
§2. Представления о культурном и социально-психологическом типе сибиряка-старожила в публицистике 1880-1890 гг. ……………………………………………22
Глава 2. Представления об идентификации сибиряков в конце ХХ века
§1. Эволюция взглядов о «европейско-сибирском» типе русского народа в отечественной науке и публицистике в конце ХХ века………………………………………………29
§2. Представления жителей Новосибирской области в конце ХХ века о сибиряках и о сибирском характере…..42
Глава 3. Изучение дискуссии об особом «европейско-сибирском» типе русского народа в школе
§1. Использование элементов дискуссии на уроках истории: теория и практика…………………………………….46
§2. Образ сибиряка в учебниках «История Сибири»…….63
§3. Вариант урока с элементами дискуссии по теме «Мир сибирской деревни»………………………………………..72
Заключение……………………………………………………………………….79
Примечания………………………………………………………………………83
Список используемой литературы и источников……………………………...90

Работа состоит из  1 файл

Диплом Ворошиловой.doc

— 373.00 Кб (Скачать документ)

Лазукова Н.Н. отмечает, что практика показывает, что учащиеся не всегда критически относятся к источникам своих знаний, одинаково доверяя  как исследованиям ученых, так  и данным публицистической и художественной литературы. Необходимо формировать у школьников уважительное отношение прежде всего к знаниям, основывающимся на первоисточниках. На уроках преобладают однозначные оценки. Такой подход исключает всестороннее освещение вопроса, приучает к безапелляционности суждений.

Лазуковой Н.Н. в работе над познавательными  задачами предлагается такая последовательность действий учащихся:

    1. Сформулировать сущность каждой оценки исторических событий.
    2. Уяснить, какие критерии лежат в ее основе (экономические, политические, этнические и т.д.)
    3. Оценить источниковедческую базу авторов, объективность ее использования. Проанализировать аргументы авторов, логику доказательств.
    4. Сделать свой выбор между различными точками зрения (предложить свою оценку рассматриваемого вопроса). Подобрать аргументы в защиту своей позиции.

При изучении первого этапа освободительного движения в России учащимся предлагается сравнить традиционную оценку деятельности декабристов, данную М.В. Нечкиной, с оценкой Я.А. Гордина, который акцентирует внимание на реформаторской направленности устремлений декабристов (14).

Лазукова Н.Н. приходит к выводу, что анализ альтернативных оценок прошлого приводит школьников к пониманию  сложности исторического поиска, воспитывает уважение к различным точкам зрения, ориентирует на критический анализ источников информации, стимулирует формирование собственного подхода к истории.

Ю.Л. Троицкий предлагает, чтобы школьники  работали с документально-методическими комплексами (ДМК) и сами выдвигали те или иные версии исторических событий – другими словами, сами писали историю.

Смысл исторического образования  в школе автор видит в становлении  исторического мышления, под которым  понимает набор мыслительных стратегий, дающих школьнику возможность самостоятельно выстроить интерпретацию тех или иных событий.

ДМК составляется по определенным правилам и функционирует как квазипроизведение, т.е. целое поле разных, но равноправных интерпретаций и прочтений. Это  позволяет организовать в классе реальный учебный диалог, основным признаком которого является непредсказуемость каждого следующего шага в познавательной деятельности. Если ДМК составлен правильно, то могут возникнуть даже взаимоисключающие версии тех или иных событий. + правила составления ДМК.

Вместо объяснения или рассказа возникает беседа; особое значение приобретает реплика, иногда свернутая до междометия, иногда развернутая в пространственный монолог, который является ответом на чужую реплику и в самом себе содержит предвосхищение речевой реакции собеседника (15).

Задачи историка, утверждает Ю. Троицкий, состоит не столько в создании связных и непротиворечивых описаний, которые обретают читателей (особенно учащихся) на пассивную роль внимающих и соглашающихся, сколько в формировании пакетов документов, которые позволили бы исторических событий.

Тексты (ДМК). Данный раздел программы  обеспечивает учебный диалог в классе. Утверждает Ю. Троицкий. Основной принцип технологический – работа с подлинными пакетами изучаемой эпохи. Слово «текст» понимается не в узком лингвистическом, а в семиотическом смысле. Остатки жилищ и предметы быта, наскальная живопись – все это тексты. Только в работе с подлинными остатками прошлого может быть сформулирована проблема исторической истины (поставить эту проблему в связи с учебником в принципе невозможно).

По мнению Троицкого вопросы  к текстам ДМК организуются в  два уровня – репродуктивный когда  ответ лежит на поверхности документа, и творческий, когда школьник должен извлечь из текста скрытые факторы, датировать документ, определить круг возможных авторов. Вопросы первого уровня (репродуктивные) помогают ученику освоить текст, войти в него. творческий уровень работы с документом предполагает активное привлечение внетекстовой информации, учет формулярного этикетного, лингвистического, стилистического и прочих пластов изучения текста.

По выводам Ю. Троицкого смысл  работы с документально-методическим комплексом состоит в том, что  историческая действительность запечатлевает  себя в текстах сложным и опосредованным образом и что у историка нет другого способа познать прошлое, как вглядываться в него сквозь «замутневшее стекло» текстов.

По справедливому заключению Ю. Троицкого, этот раздел программы замещает известную формулу: знания, умения, навыки. Термин «стратегия» кажется  нам более точным, потому что соединяет в органический сплав предметно-содержательный, методический и редолексивный компоненты, делая условным само их различение.

Кроме того, знания, умения, навыки самим  своим статусом делают ребенка объектом, над которым совершаются некоторые действия: школьнику дают знания, у него формируются умения и навыки. Стратегии же в значительной степени формируются самими школьниками, благодаря тому что ДМК дает возможность реального выбора из некоторого набора вариантов объяснения и понимания исторических событий. Документальный пакет неизбежно ставит ребенка в ситуацию выбора, а значит, и поступка, а значит, и ответственности за сделанный выбор. Мыслительные и поведенческие стратегии – это, другими словами цепочка поступков школьника, которые он совершает самостоятельно.

Предметный потенциал рабочих  тетрадей, утверждает Троицкий, состоит в том, что впервые ученикам средней школы предлагается всерьез приобщиться к самой сути деятельности историка – добыванию фактов и складыванию из них внутренне непротиворечивого исторического описания.

Споры, полемика, диспуты, создание на уроках альтернативных ситауций – все это разновидность дискуссии. Они полезны, не только выражают активность учащихся, но представляют собой один из критериев возрастающей самостоятельности и зрелости школьников, в формировании качеств творчески мыслящей личности.

 И.Я. Лернер – выступает  за поощрение самостоятельной  мысли учащихся, это достигается путем споров, дискуссии, полемики.

Н.Н. Лазукова утверждает, что использование на уроках «альтернативных ситуаций» позволит самостоятельному анализу неоднозначных историко-политических публикаций.

Ю.Л. Троицкий отстаивает необходимость  использования на уроках исторических документов (ДМК), ученики сами выдвигают  те или иные версии исторических событий.

 

§ 2 Образ сибиряка в учебниках  «История Сибири»

Авторы: Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова  Ф.С. в учебном пособии для 8 класса Сибирь в составе Российской империи. Включает период от начала XVIII до начала XX в. – время окончательного превращения Сибири в органическую часть России. Рассказано об основных принципах правительственной политики в регионе, о важных изменениях, которые произошли под влиянием промышленного и сельскохозяйственного развития, золотодобычи, и строительства Транссибирской железной дороги; о быте и культуре русского и коренных народов Сибири, о формировании общественных движений и политических партий, о зарождении и развитии Сибирского областничества.

В исторической части дипломной  работы нами выделены вопросы  дискуссии об обмене существования особой сибирской народности.

Проведя анализ учебного пособия часть II, мы выделили, что интересующая нас тема рассматривается в IV главе в § 13 Мир сибирской деревни. Можно широко использовать для данного параграфа дополнительную литературу:

Анализ работ Чуркина «Природа и крестьянство Сибири». Обратить внимание только на те части текста, в которых говорится о влиянии природно-климатических условий на нравы и обычаи сибиряков.

А.А. Кауфман «Переселение и колонизация».

В.В. Кирьяков «Очерки по истории переселенческого движения в Сибири»

И. Овсянкин «Колонизация и переселенческое  дело»

Говоря о крестьянском обществе, как оно регулировало повседневную жизнь сельчан, можно применить  элемент дискуссии как историки по-разному оценивают самоуправление Сибири.

§14. Крестьянская семья, усадьба и  жилище

В данном параграфе можно использовать элемент дискуссии, говоря о явных  противоречиях между разными  описаниями характеризуется жилищное убранство в земледельческой полосе Сибири второй половины XIX начала XX в. Тема фрагмента дискуссии может быть «Образ жизни крестьянской семьи глазами историков».

Можно использовать дополнительную литературу:

Шелегина О.Н. «Образ жизни и  культура наших земляков: традиции и современность»

Александр Старцев Ж. «Земля Сибирь»

Теликов Н.Д. «Откуда пошла и  куда идет Сибирь»

§ 15 Духовная культура русских сибиряков

Фрагменты дискуссии о культуре сибирского населения можно построить на высказываниях А.П. Щапова и А.А. Макаренко.

А.П. Щапов – утверждал, что русские переселенцы «не принесли в Сибирь светильника искусства».

А.А. Макаренко, напротив, писал о  поэтической одаренности сибиряков.

Может быть использована дополнительная литература из журнала «Вестник Европы», «Русская народность Сибири», А.А. Макаренко «Сибирский народный календарь».

Сделав анализ учебного пособия  мы обратили внимание на то, что оно  содержит богатую историческую информацию о Сибири.

Исупов В.А., Кузнецов И.С. «История Сибири» Сибирь: ХХ век. В учебном  пособии для 9 класса.

Основное внимание уделяется положению Сибири в составе СССР. Трагические события гражданской войны. Установление советской власти. Превращение региона в основную зону ГУЛАГа.

Закрепление за Сибирью статуса  сырьевого придатка советской экономики.

Жизнь и быт сибиряков, их подвиг по освоению сибирских богатств. Развитие науки, культуры и образования – обо всех этих неоднозначных и противоречивых явлениях сибирской истории рассказывается в книге.

Анализ учебного пособия «История Сибири» часть III показал, что в  нем рассматривается только один вопрос из интересующей нас темы – это I глава Сибирь в начале века § 2 Как жили сибиряки. 9 класс.

На уроке можно применить  фрагмент дискуссии по теме: «Житье-бытье  сибиряков» (где речь идет о русских  старожилах-сибиряках об их нравах, особенностях внешнего облика, специфике их поведения).

Можно опереться на анализ автореферата М.К. Чуркина. На выводы Шелегина О.Н. из работы «Образ жизни и культура наших  земляков: традиции и современность».

Использовать дополнительную литературу:

А.П. Чехов «Из Сибири»

Г.Н. Ровинский – путешественник «Русские старожилы Сибири»

Н.Н. Бестужев-Марлинский «Отрывки из рассказов о Сибири»

В исторической науке по многим вопросам существуют разные представления. Идет расширение круга известных фактов, поэтому авторы учебных пособий дают возможность использовать дополнительную литературу, включать в урок фрагменты дискуссии, так как существуют разные точки зрения по проблеме существования особой сибирской народности.

Изучив материал по интересующей нас  теме мы проследили жизнь сибиряков от их возникновения до сегодняшнего дня.

Для закрепления знаний по этой теме, думаю не плохо было бы провести диспут по теме «Сибиряки бывают разные».

Предложить учащимся вопросы:

    1. Закончить фразу «Сибиряк – это…»
    2. Верите ли вы в существование особого сибирского характера?

         а) положительные  черты

         б) отрицательные

    1. В ком из героев произведений народного фольклора наиболее ярко воплощены черты сибиряка?
    2. В ком из современников наиболее ярко выявляется сибирский характер

Дополнительная литература:

С.С. Шашков «Очерки нравов в старинной  Сибири»

В.А. Александров «Руское население  Сибири»

Л. Шинкарев «Сибирь: откуда она пошла  и куда она идет»

Мурад Аджиев «Сибирь: ХХ век»

 

 

Таблица 1

Анализ учебного пособия «История Сибири» II часть

 

№, Название главы

§

Тема 

Содержание 

Документы

Фото, иллюстрации

Вопросы и задания

1

2

3

4

5

6

7

IV Народная культура и образ жизни сибиряков

13

Мир сибирской деревни

  1. О чем рассказывают общественные приговоры
  2. Волостное и сельское общество
  3. Народная агрономия и экология
  4. Приходская жизнь
  5. Коллективная память поколений

Документ стр. 180

Схема: Органы местного управления крестьянами в Сибири в конце XIX – начале XX века стр. 185

1. Страницы из книги  записей постановлений сельского схода 1911г (стр. 181)

2. Комната волостного  старшины в Шушенском волостном  правлении Енисейской губернии. Конец XIX века (стр. 182)

3. Нагрудные знаки  сотского станичного судьи (стр. 186)

4. Нагрудные знаки  сельского старосты, волостного судьи (стр. 188)

5. Привал путешественников у томских порогов.  Худ. Е.М. Корнеев (стр. 191)

6. Миропомазание перед  смертью.  Худ. Е.М. Корнеев (стр. 193)

7. Девушка-бурятка. Худ.  Е.М. Корнеев (стр. 194)

8. Деревенский крестный  ход в Томской губернии (стр. 195)

9. Группа ходоков-переселенцев (стр. 166)

1. Какие крестьянские  порядки и приемы хозяйствования  наносили ущерб природной среде?

2. Какую религию исповедовали  семьи ваших предков, какой  отпечаток накладывала вера на отношения между людьми? Что об этом известно вашим пожилым родственникам?

3. Бытуют ли в вашей  местности устные рассказы о  том, при каких обстоятельствах  появилось поселение, кем были его первые жители, как оно получило свое название? Запишите эти рассказы и сравните их с тем, что об этом известно из научной литературы, музейных материалов, рассказов учителя.

Информация о работе Представления об особом «европейско-сибирском» типе русского народа во второй половине XIX и в конце XX веков