Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:55, реферат
Советские наступательные операции явились первой фазой освобождения советской территории от оккупантов. В ходе наступления Красная Армия продвинулась на запад на различных участках фронта от 150 до 400 км. В течение четырех месяцев фашистские войска были вынуждены оставить более 60 городов и около 11 тыс. населенных пунктов. Миллионы советских граждан были освобождены от фашистского ига{139}. В это время отпор оккупационному режиму со стороны населения приобрел массовый характер. Наряду с общим расширением народной борьбы в оккупированных районах он [158] проявился прежде всего в резком усилении партизанского движения.
Исключительно большие усилия предпринимались оккупационными органами и по интенсификации грабежа в области сельского хозяйства. Стремление господствующих кругов фашистской Германии преодолеть нараставший продовольственный кризис за счет усиления грабежа сельскохозяйственных продуктов в других странах, и особенно в оккупированных советских районах, нашло свое отражение в заявлении Геринга на совещании рейхскомиссаров оккупированных областей и командующих войсками по вопросу о продовольственном положении 6 августа 1942 г., сводившемся к тому, что если и придется голодать, то не немцам, а другим.
При этом следует принимать
во внимание не только огромное количество
продуктов сельского хозяйства,
необходимых для обеспечения
имперских потребностей, но и продуктов,
шедших на обеспечение нужд вермахта
и различных оккупационных
Значительную роль в фашистских
планах в отношений сельского
хозяйства оккупированных районов
играло изменение его социально-
При этом, однако, необходимо
подчеркнуть, что колхозы на оккупированной
территории полностью потеряли характер
социалистических производственных объединений,
так как фашистские органы изъяли
у них все важнейшие средства
производства, в том числе и
землю, а вместо коллективного
Провал плана молниеносной
войны вынудил фашистские органы
власти осуществить модификацию
проводимых ими аграрно-политических
мероприятий, что нашло свое отражение
во введении объявленного Розенбергом
15 февраля 1942 г. «Нового аграрного
закона»{174}. Эта обширная программа
сельскохозяйственного грабежа
стала осуществляться примерно равным
образом как в
То, что в программе
было демагогически объявлено «
На втором этапе этих аграрных
мероприятий было предусмотрено
превращение общинных хозяйств в
«товарищества по совместной обработке
земли», в которых на каждую крестьянскую
семью или соответственно каждый
двор полностью возлагалась
Введением «программы реформ»
господствующие круги Германии преследовали
различные цели. Главная же политическая
задача заключалась в полном уничтожении
социалистического сельского
Под влиянием поражения на
Волге фашистские органы даже сделали
шаг дальше, объявив в начале июня
1943 г. о передаче в частную собственность
крестьян индивидуальных наделов земли.
Этими мероприятиями они
Но она оказалась неправильной.
За исключением районов, лишь недавно
воссоединенных с Советским Союзом,
в которых в силу их классовой
структуры у сельского
Тот же факт, что в 1942-1943 гг. партизанское движение достигло громадных масштабов, что вообще-то немыслимо без активной поддержки как раз сельского населения, также свидетельствует о безуспешности фашистских мероприятий и пропагандистских маневров. Во многих партизанских краях советские крестьяне восстановили социалистические колхозные порядки, причем сельскохозяйственная работа там очень часто тесно переплеталась с вооруженной борьбой. Так, например, в районе Брянска уже в феврале 1942 г. действовало 16 сельских Советов и 60 колхозов, которые обрабатывали земельную площадь размером более 6 тыс. га{176}.
Впрочем, советские крестьяне
очень хорошо понимали, что им была
уготована роль подневольных рабов
[201] германских помещиков. В действительности,
конечно, господствующие круги Германии
не были никоим образом заинтересованы
во введении частной собственности
на землю для широких слоев
крестьянского населения в
Общее количество индивидуальных хозяйств, за исключением районов, воссоединенных с Советским Союзом в 1939-1940 гг., осталось незначительным. Но и создание «товариществ по совместной обработке земли», в которых фашистские органы усматривали наиболее эффективную и отвечавшую их дальнейшим целям организационную форму, осуществлялось очень медленно. Так, в рейхскомиссариате «Украина» из 16536 колхозов к концу 1942 г. было реорганизовано в такие товарищества 10,2%, а к маю 1943 г. всего лишь 12,1%. Несколько выше эти цифры были, по-видимому, в районах оперативного тыла сухопутных войск (в особенности на Севере и в Белоруссии{180}).
В связи с этим следует упомянуть, что оккупационные органы в целях подъема производства сельскохозяйственной продукции — с незначительным успехом — пытались наладить выпуск сельскохозяйственных машин и оборудования. Более того, они доставили в оккупированные районы сельскохозяйственный инвентарь из других европейских стран, а некоторую часть и из Германии. Однако этот инвентарь нашел применение лишь на землях, обрабатываемых ими самими{181}.
Определенный стимул должно было создать предложение сельскому населению некоторых товаров потребления в обмен на сельхозпродукты. Характерным при этом является высказывание Шлоттерера на уже упоминавшемся совещании представителей восточных промышленных обществ о том, что речь идет о товарах массового потребления самого примитивного характера, не меняющих уровня жизни местного населения{182}, значительно сниженного в результате оккупации. [203]
Практическая грабительская
деятельность оккупационных органов
даже более отчетливо, чем «планы
реформ», вскрыла суть аграрно-политических
целей господствующих кругов Германии.
Так, уже летом — осенью 1941 г. и
в особенности в период зимних
мероприятии по выколачиванию продовольствия
у населений был» изъяты все имевшиеся
запасы зерна и продуктов питания
без учета его нужд. В связи
с сокращением в Германии норм
на продукты питания в июне 1942 г.
была проведена новая кампания по
сбору зерна, в центре которой
оказались Украина и
Требования, выдвинутые Герингом
6 августа 1942 г. на совещании начальников
военных и гражданских
Вместе с тем вермахт был ориентирован на полное самообеспечение продуктами питания за счет сельскохозяйственного производства оккупированных стран. В конце августа 1942 г. приказом Кейтеля на командующих войсками, а также командующих армиями и группами армий была возложена ответственность не только за выполнение этой задачи, но и за обеспечение продовольственного снабжения имперских областей. Генеральным штабом сухопутных войск и штабом экономического руководства «Восток» принимались все меры к выполнению задачи по продовольственному снабжению в первую очередь за счет оккупированных советских районов. В приказе, вступившем в силу незамедлительно, указывалось, что из Германии впредь на снабжение войск будут поступать только те продукты питания и фураж, которые производятся в захваченных районах в недостаточных количествах или же не производятся совсем.
Если учесть, что из оценочных
11 млн. т валового урожая в оккупированных
советских районах на нужды вермахта
в 1942/43 хозяйственном году планировалось
выделить от 2,5 до 3 млн. т зерна и,
кроме того, значительное количество
зерна на обеспечение различных
гражданских организаций и
Для получения такого огромного количества зерна крестьянское население облагалось очень высокими, а по оценке некоторых оккупационных служб, даже превосходящими границы возможного нормами хлебосдачи, выполнение которых обеспечивалось применением самых суровых мер наказания. Так, представитель группы армий «Север» доложил на совещании уполномоченных по военной администрации, проводившемся Розенбергом 18 декабря 1942 г., что только в Эстонии за невыполнение принудительных норм хлебосдачи вынесено 27 тыс. решений о наказаниях{185}.