Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 06:23, курсовая работа
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
С момента возникновения государства лучшие представители человечества пытались найти более оптимальное сочетание между необходимостью социального регулирования, властными претензиями государственного аппарата и возможностью свободного развития общества. Теологи, философы, ученые искали ответ на один из самых сложных вопросов социального бытия: как примирить природу государственной власти с потребностью свободы личности.
Своеобразным ответом на этот вопрос стало создание нескольких научных концепций, впоследствии объединенных в единую теорию о формах осуществления государственной власти и ее политической организации. Такая теория в науке государственного права получила название «теории разделения власти», основу которой составляет идеологическое, научное и практическое содержание принципа разделения властей.
Теория и практика разделения власти имеют долгую, противоречивую и вместе с тем поучительную историю. Современная интерпретация принципа разделения власти при всей своей актуальности и динамичности содержания опирается на огромный социальный опыт всего человечества, и поэтому является достоянием всей цивилизации.
Интерес к идее разделения власти, возникший практически одновременно с самой теорией, не угасает и в настоящее время. Выступая предметом многочисленных политико-правовых исследований, феномен разделения власти имеет различные, неоднозначные, порой диаметрально противоположные трактовки. Важным является вопрос о периодизации истории разделения власти.
До сих пор нет единого мнения о том, в какой момент возникла данная теория. Одни исследователи, говоря о зарождении теории разделения власти,
отталкиваются от политико-правовых взглядов об ограничении абсолютной власти монарха теми или иными способами: властью Бога и Церкви; нравственными критериями оценки личности государя; законом, которому обязан подчиняться верховный правитель и т.п. Другие уверены, что идеи разделения власти «восходят к древности и берут свое начало со сложившихся взглядов Платона о разделении труда».
Между тем, как справедливо отмечали В.С. Нерсесянц, А.М. Барнашов и др., говорить о том, что древние мыслители «уже в деталях разрабатывали само учение о разделении власти» было бы несколько преждевременно.
Прежде чем обрести формы широко известной «классической» доктрины, концепция разделения власти прошла сложный путь развития. Фундамент этой теории не оказался бы столь прочным, если бы она не опиралась на наследие мыслителей Древнего мира и Средних веков. Предпосылки разделения власти зародились вместе с идеями об ограничении абсолютной власти, сфокусированной в руках одного человека или небольшой группы лиц. Можно предположить, что первые воззрения подобного рода стали появляться в эпоху формирования древних государств, т.к. в условиях любого политического режима возможно свободомыслие и явная или скрытая оппозиция.
Основные положения теории разделения власти следующие:
‒ разделение власти закрепляется конституцией;
‒ согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны;
‒ все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
‒ судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
Теория разделения власти имеет ряд специфических черт, обуславливаемых историческим развитием конкретного общества и государства. В связи с этим довольно затруднительно однозначно ответить на многие вопросы, возникающие на современном этапе, если не анализировать сложные и противоречивые процессы, происходящие в государственной и правовой жизни стран, прошедших этап становления теории разделения власти. Изучение взглядов и учений на теорию разделения власти с самого ее зарождения представляется весьма актуальной темой.
Объект выпускной квалификационной работы – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти, направленной на реализацию в государственном механизме современного демократического государства принципа разделения власти, а также связанные с этим проблемы.
Предмет выпускной квалификационной работы – история формирования и эволюция теории разделения власти.
Цель выпускной квалификационной работы – провести историко-правовой анализ формирования и эволюции теории разделения власти.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
‒ рассмотреть зарождение идеи теории разделения власти в Античном мире;
‒ дать характеристику разделения власти Д. Локка;
‒ изучить учение о разделении власти в работах Ш. Монтескье;
‒ рассмотреть взгляды Ж. Руссо на теорию раздел
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ 7
1.1 Зарождение идеи теории разделения власти в Античном мире 7
1.2 Формирование теории разделения власти в трудах Д.Локка 25
2 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ В РАБОТАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XVIII в. 30
2.1 Учение о разделении власти в работах Ш. Монтескье 30
2.2 Ж. Руссо о идеи разделения власти 37
2.3 Американские мыслители конца XVIII – начала XIX вв. о разделении власти на ветви и практика закрепления теории.
43
3 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XIX – XX вв 49
3.1 Учение о разделении власти на ветви в работах Канта и Гегеля 49
3.2 Отечественные мыслители XVIII – XX вв. о разделении власти 55
3.3 Современные учения о разделении власти на ветви 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
В заключение можно сделать несколько обобщающих выводов:
Однако в трудах древних греков обнаружить идею разделения власти на ветви не удается. Она нашла свое применение на практике. Афины были небольшим государством. От столицы до крайней его точки было несколько десятков километров. Это то, что принято называть «полисом» – городом-государством.
По-настоящему значимым событием, приведшим к торжеству демократии в Афинах, стала реформа ареопага, который до сих пор своими действиями отдалял завершение процесса демократизации общественно-политического строя Афин в V–IV вв. до н.э. Ареопаг – учреждение, выросшее из совета старейшин родовой эпохи. Этот орган с момента своего создания задумывался как защитник и представитель интересов верхушки афинского общества.
Трудно в точности разграничить права и функции этого органа, т.к. они не были ясно определены, что могло способствовать расширению сферы его влияния. Однако с уверенностью можно говорить о неограниченных политических правах: ареопагу принадлежала высшая контролирующая власть над действиями должностных лиц, народным собранием, т.к. он пользовался правом veto по отношению к постановлениям народного собрания. Кроме того, этот орган обладал и судебными функциями. Таким образом, ареопаг влиял на весь ход государственной жизни. Многие из тех прав, которыми пользовался ареопаг – особенно право veto – лишь тормозили дальнейшее развитие уже окрепнувшей демократии и казались анахронизмом.
Таким
образом, чтобы нанести окончательный
удар по аристократической партии,
необходимо было лишить ее той опоры,
какую она находила в ареопаге.
Таким ударом стала осуществленная
в 462 г. до н.э. реформа Эфиальта, которая
лишала ареопаг политических функций,
сохраняя только судебные по следующим
делам: преднамеренное убийство, нанесение
ран и увечий, поджоги, отравления,
дела о нечестии, ненадлежащее исполнение
религиозных обрядов и
Верховным органом Афин было народное собрание (экклезия). Оно созывалось четыре раза в месяц, через каждые 8-10 дней. Народное собрание обсуждало вопросы продовольственного снабжения, обороны, слушало чрезвычайные заявления о государственных преступлениях, рассматривало просьбы частного характера и т.п. Но основным делом народного собрания было, конечно, законодательство. Считалось, что каждый гражданин Афин имеет право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другим. Инициатива эта существенно ограничивалась, однако, системой сдержек:32
Наличие
системы сдержек легко
Следующим
по значению органом государственной
власти была гелиэя – суд присяжных.
Гэлиэя, помимо вышесказанного, решала
вопрос о наделении правами
Очень существенным было то, что гелиэя имела право пересмотра (в порядке апелляции) приговоров, вынесенных должностными лицами.
В компетенцию Совета пятисот входили дела непосредственного управления, внешние сношения, финансы. Действовал Совет пятисот не в полном составе, а через притании, секции. По числу фил пританий было десять. Каждая из них правила одну десятую часть года.
Верные принципу сдержек, афиняне не решились вручить Совету пятисот всю исполнительную власть. Ее делили с ним (помимо других властей) две коллегии – стратегов и архонтов.
Коллегия
стратегов, учрежденная Клисфеном,
состояла из 10 человек, избираемых в
народном собрании открытой подачей
голосов, что объяснялось особой
ролью коллегии как военного штаба
республики. Специальной компетенцией
стратегов считалось
В ведении коллегии архонтов находились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Три первых архонта ведали, каждый в своей области, жалобами по семейным делам, надзором за иностранцами, религиозными вопросами и др. Архонты-фесмофеты (6 человек) подготавливали для слушания дела в суде присяжных, производили жеребьевку судей, председательствовали в коллегиях. Фесмофеты должны были ежегодно докладывать народному собранию о противоречиях и пробелах в законах.
Раз в месяц в Афинах созывалось особое народное собрание, считавшееся главным. На нем производилась проверка деятельности властей. Собрание после открытого обсуждения решало, была ли эта деятельность правильной.
Для
своего времени афинская демократия
имела самое передовое
В
результате реформ Солона, Клисфена, Эфиальта
в Афинах устанавливается
Античная
Греция, как известно, передала эстафету
Риму. Греческая модель организации
государственной власти в основных
своих чертах была заимствована Римской
республикой. Она являлась базовой,
идеальной формой публичной власти,
к которой стремился Рим и
которую достиг, обеспечив тем
самым определенную правовую и политическую
стабильность в государстве, относительную
гармонию общественных отношений (прежде
всего между аристократами-
В Римской республике
Даже в первое столетие империи Рим не являлся классической самодержавной монархией с всемогущим государем во главе. В Риме империя не отменяла республику, а как бы дополнила ее. Имперские учреждения существовали параллельно с республиканскими, они довлели над ними, но не уничтожили их. Такая «живучесть» республиканских институтов объяснялась их высокой эффективностью.
Как
подчеркивает О.М. Омельченко, термин «республика»,
которым традиционно
Верховенство народа как коллективного правителя государства было закреплено в верховных политических, в основном законодательных правах народных собраний. В свою очередь и собрания в республике были трех видов, с разными, не пересекающимися между собой полномочиями.
Первый
вид представляли исторические куриатные
собрания. Они постепенно теряли свое
значение. Из политических вопросов куриатными
комициями сохранялось
Второй
вид представляли центуриатные комиции.
Это был главный вид
Во-первых, в них проходили выборы важнейших магистратов: консулов, преторов, цензоров, - а также назначение диктатора в экстраординарных обстоятельствах. Решением комиций магистрату сообщались полномочия военного, распорядительного и судебного характера. Во-вторых, в комициях проходило утверждение законов, предлагаемых магистратом. В-третьих, комициям принадлежала отчасти и судебная власть: смертные приговоры в отношении граждан подлежали утверждению в собрании, вообще любой гражданин, несправедливо обвиненный, по его мнению, магистратом, мог апеллировать к комициям. Решение комиций по судебным вопросам отмене не подлежало, но могло быть приостановлено особыми действиями народных трибунов.
Третий вид собраний представляли трибутные комиции. В них принимали участие все граждане-собственники, в т.ч. вольноотпущенники, по территориальным округам-трибам. Куриатным комициям принадлежала, во-первых, судебная власть по обжалованиям, внесенным плебейскими магистратами, во-вторых, выборы плебейских магистратур: народных трибунов и эдилов, – и, в-третьих, законодательство. Последнее право было специфическим, постановление трибутных комиций называлось особо – плебисцит, но по закону гортензия (287 г. до н.э.) оно получало всю силу римского закона.