Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 06:23, курсовая работа
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
С момента возникновения государства лучшие представители человечества пытались найти более оптимальное сочетание между необходимостью социального регулирования, властными претензиями государственного аппарата и возможностью свободного развития общества. Теологи, философы, ученые искали ответ на один из самых сложных вопросов социального бытия: как примирить природу государственной власти с потребностью свободы личности.
Своеобразным ответом на этот вопрос стало создание нескольких научных концепций, впоследствии объединенных в единую теорию о формах осуществления государственной власти и ее политической организации. Такая теория в науке государственного права получила название «теории разделения власти», основу которой составляет идеологическое, научное и практическое содержание принципа разделения властей.
Теория и практика разделения власти имеют долгую, противоречивую и вместе с тем поучительную историю. Современная интерпретация принципа разделения власти при всей своей актуальности и динамичности содержания опирается на огромный социальный опыт всего человечества, и поэтому является достоянием всей цивилизации.
Интерес к идее разделения власти, возникший практически одновременно с самой теорией, не угасает и в настоящее время. Выступая предметом многочисленных политико-правовых исследований, феномен разделения власти имеет различные, неоднозначные, порой диаметрально противоположные трактовки. Важным является вопрос о периодизации истории разделения власти.
До сих пор нет единого мнения о том, в какой момент возникла данная теория. Одни исследователи, говоря о зарождении теории разделения власти,
отталкиваются от политико-правовых взглядов об ограничении абсолютной власти монарха теми или иными способами: властью Бога и Церкви; нравственными критериями оценки личности государя; законом, которому обязан подчиняться верховный правитель и т.п. Другие уверены, что идеи разделения власти «восходят к древности и берут свое начало со сложившихся взглядов Платона о разделении труда».
Между тем, как справедливо отмечали В.С. Нерсесянц, А.М. Барнашов и др., говорить о том, что древние мыслители «уже в деталях разрабатывали само учение о разделении власти» было бы несколько преждевременно.
Прежде чем обрести формы широко известной «классической» доктрины, концепция разделения власти прошла сложный путь развития. Фундамент этой теории не оказался бы столь прочным, если бы она не опиралась на наследие мыслителей Древнего мира и Средних веков. Предпосылки разделения власти зародились вместе с идеями об ограничении абсолютной власти, сфокусированной в руках одного человека или небольшой группы лиц. Можно предположить, что первые воззрения подобного рода стали появляться в эпоху формирования древних государств, т.к. в условиях любого политического режима возможно свободомыслие и явная или скрытая оппозиция.
Основные положения теории разделения власти следующие:
‒ разделение власти закрепляется конституцией;
‒ согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны;
‒ все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
‒ судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
Теория разделения власти имеет ряд специфических черт, обуславливаемых историческим развитием конкретного общества и государства. В связи с этим довольно затруднительно однозначно ответить на многие вопросы, возникающие на современном этапе, если не анализировать сложные и противоречивые процессы, происходящие в государственной и правовой жизни стран, прошедших этап становления теории разделения власти. Изучение взглядов и учений на теорию разделения власти с самого ее зарождения представляется весьма актуальной темой.
Объект выпускной квалификационной работы – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти, направленной на реализацию в государственном механизме современного демократического государства принципа разделения власти, а также связанные с этим проблемы.
Предмет выпускной квалификационной работы – история формирования и эволюция теории разделения власти.
Цель выпускной квалификационной работы – провести историко-правовой анализ формирования и эволюции теории разделения власти.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
‒ рассмотреть зарождение идеи теории разделения власти в Античном мире;
‒ дать характеристику разделения власти Д. Локка;
‒ изучить учение о разделении власти в работах Ш. Монтескье;
‒ рассмотреть взгляды Ж. Руссо на теорию раздел
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ 7
1.1 Зарождение идеи теории разделения власти в Античном мире 7
1.2 Формирование теории разделения власти в трудах Д.Локка 25
2 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ В РАБОТАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XVIII в. 30
2.1 Учение о разделении власти в работах Ш. Монтескье 30
2.2 Ж. Руссо о идеи разделения власти 37
2.3 Американские мыслители конца XVIII – начала XIX вв. о разделении власти на ветви и практика закрепления теории.
43
3 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XIX – XX вв 49
3.1 Учение о разделении власти на ветви в работах Канта и Гегеля 49
3.2 Отечественные мыслители XVIII – XX вв. о разделении власти 55
3.3 Современные учения о разделении власти на ветви 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
В
настоящее время Конституция
США выглядит как умеренно-демократический
документ, по многим параметрам демократии
уступающий основным законам стран
Западной Европы и других регионов
современного мира. И, тем не менее,
обеспечив правовую защиту механизма
реализации принципа разделения властей,
а также системы «сдержек и противовесов»,
Конституция США смогла обеспечить и свою
собственную защиту, что нашло подтверждение
в ее более чем 200-летней истории.
3 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XIX ВЕКА
3.1
Учение о разделении
власти на ветви
в работах Канта
и Гегеля
Учение о разделении власти на ветви затронуты и в трудах величайших философов конца XVIII – начало XIX вв. И. Канта и Г. Гегеля в Германии
Иммануил
Кант (1724-1804 гг.) – родоначальник
классической немецкой философии и
основоположник одного из крупнейших
направлений в современной
Свои социально-политические взгляды обобщил в трактате «Метафизика нравов» (1797 г.).
Для более совершенной организации государственной власти в целях установления общего блага и защиты прав личности Кант предлагает установить принцип разделения властей: «В каждом государстве существует три власти, то есть всеобщим образом объединенная воля в трех лицах (trias politica): верховная власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть (присуждающая каждому свое согласно закону) в лице судьи».85
Но верховенство законодательной власти не означает, что она может поступиться принципами права. «Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. В самом деле, так как всякое право должно исходить от нее, она непременно должна быть не в состоянии поступить с кем-либо не по праву».86 Значит, правовые акты, издаваемые законодательной властью, должны соответствовать правовым принципам: свободе, равенству и справедливости как неотъемлемо присущим личности атрибутам. В процессе создания законодательных актов человек «должен рассматриваться в государстве как участвующий в законодательстве не только как средство, но в то же время и как цель сама по себе».87
Кант
утверждает, что «все три власти
в государстве, во-первых, координированы
между собой наподобие
У Канта разделение власти представлено иначе, чем у Ш. Монтескье. Если Монтескье разделение власти основывает на системе сдержек и противовесов, то Кант считает законодательную власть верховной; она создает исполнительную власть, а последняя назначает судей. Кант предусматривает и создание суда присяжных. В основе его теории разделения властей лежит принцип субординации и согласования.89
Судебная власть, по Канту, осуществляет правосудие: «Судебное решение (приговор) есть единичный акт общественной справедливости (iustitiae distributivae), осуществляемый государственным должностным лицом (судьей или судом) в отношении подданного, т.е. лица, принадлежащего к народу... причем цель этого акта – присудить (предоставить) ему свое».90 Таким образом, «суд обладает судейской властью применить закон для определения действия в исковом деле и через исполнительную власть каждому взыскать свое. Следовательно, только народ может творить суд над каждым в его составе, хотя и опосредствованно, через им самим избранных представителей (суд присяжных)».91
«Итак, – говорит Кант, – таковы три различные власти (potestas legislatoria, executoria, iudiciaria), благодаря которым государство (civitas) обладает автономией, т.е. само себя создает и поддерживает в соответствии с законами свободы. – В объединении этих трех видов власти заключается благо государства (salus reipublicae suprema lex est); под благом государства подразумевается не благополучие граждан и их счастье – ведь счастье (как утверждает и Руссо) может в конце концов оказаться гораздо более приятным и желанным в естественном состоянии или даже при деспотическом правлении: под благом государства подразумевается высшая степень согласованности государственного устройства с правовыми принципами, стремиться к которой обязывает нас разум через некий категорический императив».92 Именно благополучие и счастье граждан – вот основная цель и стремление государства. А это достигается, по Канту, через правовую организацию государства с разделением властей.
Говоря
о политическом режиме, Кант уделяет
внимание соотношению исполнительной
и законодательной власти. Если они
объединены в одном лице, то тогда
наступит деспотия. Наилучшей формой
государства (как формы правления)
он считает конституционную
Как справедливо замечал Н.Н. Алексеев, описывая истолкование И. Кантом теории Ш. Монтескье, «отношение властей строятся как бы по типу силлогизма: законодательная власть составляет как бы большую посылку, исполнительная – меньшую, а судебная – умозаключение в виде судебного приговора. Оттого в системе Канта первенствующее положение занимает законодательная власть, и единство закона составляет ту основу, на которой происходит сотрудничество властей».93
Видным
представителем классической немецкой
философии и немецкого
Гегель
являлся сторонником
Гегель,
в целом соглашаясь с идеей
своих предшественников, считает
надлежащее разделение властей в
государстве гарантией
Гегель
выступает за ограниченное единство
различных властей, при котором
все власти исходят из мощи целого
и являются его «текучими членами».
В господстве целого, в зависимости
и подчиненности различных
Гегель
критикует демократическую идею
народного суверенитета и обосновывает
суверенитет наследственного
Правительственная
власть, куда Гегель относит и власть
судебную, определяется им как власть,
которая подводит особенные сферы
и отдельные случаи под всеобщее.
Задача правительственной власти –
выполнение решений монарха, поддержание
существующих законов и учреждений.
Члены правительства и
Законодательная власть, по характеристике Гегеля, – это власть определять и устанавливать всеобщее. Две палаты составляют законодательное собрание. Палата пэров формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения. палата же депутатов образуется из остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и тому подобное, а не путем индивидуального голосования. Гегель отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений.
Вообще Гегель полагал, что не существует такого государственного устройства, которое было бы пригодно для всех народов: «…Народ должен чувствовать, что его государственное устройство соответствует его праву и его состоянию, в противном случае оно может, правда, быть внешне наличным, но не будет иметь ни значения, ни ценности».96
Таким образом, концепция Гегеля существенным образом отличалась не только от классической теории разделения властей, но также не совпадала с распространенными демократическими идеями о народном суверенитете. Дело в том, что Гегель – будучи ректором Берлинского университета должен был учитывать цензуру и условия абсолютной монархии Пруссии.
Позднее отдельные аспекты теории разделения власти разрабатывались в трудах классика английского либерализма Д. Милля, классика немецкого либерализма Л. Штейна и др. Д. Милль (1806-1873 гг.) к существенным отличительным признакам хорошо организованного и правильно функционирующего государства относит качество государственного механизма, совокупности соответствующих политических установлений. Достоинство такого механизма Д. Милль связывает, в частности, с его устройством на основе принципа разделения властей.
Д. Милль сторонник четкого разграничения компетенций власти, особенно законодательной и исполнительной. Законодательная власть в лице парламента призвана заниматься, естественно, законотворчеством. Кроме того законодательная власть должна осуществлять наблюдение и контроль над правительством, отстранять «от должности людей, составляющих правительство, если они злоупотребляют своими полномочиями или выполняют их противоположно ясно выраженному мнению наций… Кроме того, парламент обладает еще другой функцией – служить для нации местом выражения жалоб и различнейших мнений».97 Милль отмечает и негативные тенденции, свойственные деятельности парламентов, вообще представительных собраний: в них «всегда сильно стремление все более и более вмешиваться в частности управления».98
Однако задачи управления – не их задачи. Они должны решаться администрацией. Так, «центральная административная власть должна…наблюдать за исполнением законов и, если законы не исполняются надлежащим образом…должна обращаться к суду для восстановления силы закона, или к избирателям для устранения от должности лица, не исполняющего законы как следует».99
Миллевский либерализм не только стоит, таким образом, на страже индивидуальной свободы, прав личности, но и выступает за организацию самого государственного механизма на демократических и правовых началах. Отсюда понятно, что концепция правового государства является одним из необходимых органических воплощений либеральной политико-юридической мысли.
Общество и государство (поскольку они базируются на диаметрально противоположных принципах), по мнению Л. Штейна, отрицательно противостоят друг другу и постоянно воздействуют друг на друга. Причем общество стремится сконструировать государство по своему образу и подобию, а государство – создать собственный и угодный ему общественный строй. Такой, в котором взяты под контроль спонтанные, необузданные элементы общества и между общественными классами поддерживается равновесие. Возвышаясь над обществом, государство должно оставаться его повелителем и наставником.100
Свою
главную роль оно сможет выполнить,
по убеждению Штейна, тогда, когда
исполнительная власть в государстве
будет верно и надежно служить
власти законодательной. В этой субординации
– гарантия превращения простого
государства в государство
Штейн
сторонник правового
В
такой конституционной
3.2
Отечественные мыслители
XVIII – XX вв. о разделении
власти
Благодаря сочинениям Н. Монтескье и др. работам, теория разделения власти стала известна в России с середины XVIII в. За короткое время она стала популярна: ее использовала Екатерина II, работая над «Наказом». Позднее учение о разделении власти использовали, с разными, разумеется целями, М.Н. Сперанский, М.И. Пестель, Н.М. Муравьев и др.
Однако
отдельные мысли о