Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 06:23, курсовая работа
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
С момента возникновения государства лучшие представители человечества пытались найти более оптимальное сочетание между необходимостью социального регулирования, властными претензиями государственного аппарата и возможностью свободного развития общества. Теологи, философы, ученые искали ответ на один из самых сложных вопросов социального бытия: как примирить природу государственной власти с потребностью свободы личности.
Своеобразным ответом на этот вопрос стало создание нескольких научных концепций, впоследствии объединенных в единую теорию о формах осуществления государственной власти и ее политической организации. Такая теория в науке государственного права получила название «теории разделения власти», основу которой составляет идеологическое, научное и практическое содержание принципа разделения властей.
Теория и практика разделения власти имеют долгую, противоречивую и вместе с тем поучительную историю. Современная интерпретация принципа разделения власти при всей своей актуальности и динамичности содержания опирается на огромный социальный опыт всего человечества, и поэтому является достоянием всей цивилизации.
Интерес к идее разделения власти, возникший практически одновременно с самой теорией, не угасает и в настоящее время. Выступая предметом многочисленных политико-правовых исследований, феномен разделения власти имеет различные, неоднозначные, порой диаметрально противоположные трактовки. Важным является вопрос о периодизации истории разделения власти.
До сих пор нет единого мнения о том, в какой момент возникла данная теория. Одни исследователи, говоря о зарождении теории разделения власти,
отталкиваются от политико-правовых взглядов об ограничении абсолютной власти монарха теми или иными способами: властью Бога и Церкви; нравственными критериями оценки личности государя; законом, которому обязан подчиняться верховный правитель и т.п. Другие уверены, что идеи разделения власти «восходят к древности и берут свое начало со сложившихся взглядов Платона о разделении труда».
Между тем, как справедливо отмечали В.С. Нерсесянц, А.М. Барнашов и др., говорить о том, что древние мыслители «уже в деталях разрабатывали само учение о разделении власти» было бы несколько преждевременно.
Прежде чем обрести формы широко известной «классической» доктрины, концепция разделения власти прошла сложный путь развития. Фундамент этой теории не оказался бы столь прочным, если бы она не опиралась на наследие мыслителей Древнего мира и Средних веков. Предпосылки разделения власти зародились вместе с идеями об ограничении абсолютной власти, сфокусированной в руках одного человека или небольшой группы лиц. Можно предположить, что первые воззрения подобного рода стали появляться в эпоху формирования древних государств, т.к. в условиях любого политического режима возможно свободомыслие и явная или скрытая оппозиция.
Основные положения теории разделения власти следующие:
‒ разделение власти закрепляется конституцией;
‒ согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны;
‒ все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
‒ судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
Теория разделения власти имеет ряд специфических черт, обуславливаемых историческим развитием конкретного общества и государства. В связи с этим довольно затруднительно однозначно ответить на многие вопросы, возникающие на современном этапе, если не анализировать сложные и противоречивые процессы, происходящие в государственной и правовой жизни стран, прошедших этап становления теории разделения власти. Изучение взглядов и учений на теорию разделения власти с самого ее зарождения представляется весьма актуальной темой.
Объект выпускной квалификационной работы – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти, направленной на реализацию в государственном механизме современного демократического государства принципа разделения власти, а также связанные с этим проблемы.
Предмет выпускной квалификационной работы – история формирования и эволюция теории разделения власти.
Цель выпускной квалификационной работы – провести историко-правовой анализ формирования и эволюции теории разделения власти.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
‒ рассмотреть зарождение идеи теории разделения власти в Античном мире;
‒ дать характеристику разделения власти Д. Локка;
‒ изучить учение о разделении власти в работах Ш. Монтескье;
‒ рассмотреть взгляды Ж. Руссо на теорию раздел
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ 7
1.1 Зарождение идеи теории разделения власти в Античном мире 7
1.2 Формирование теории разделения власти в трудах Д.Локка 25
2 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ В РАБОТАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XVIII в. 30
2.1 Учение о разделении власти в работах Ш. Монтескье 30
2.2 Ж. Руссо о идеи разделения власти 37
2.3 Американские мыслители конца XVIII – начала XIX вв. о разделении власти на ветви и практика закрепления теории.
43
3 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XIX – XX вв 49
3.1 Учение о разделении власти на ветви в работах Канта и Гегеля 49
3.2 Отечественные мыслители XVIII – XX вв. о разделении власти 55
3.3 Современные учения о разделении власти на ветви 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Классическая доктрина разделения власти была существенно дополнена теорией федерализма, а так же детальной разработкой концепции «сдержек и противовесов». Можно констатировать, что только с появлением «Федералиста» классическая теория разделения власти приобрела свою законченную форму и содержание.
Во-первых, А. Гамильтон, Д. Мэдисон и Д. Джей главной своей задачей ставили создание не идеального, утопического государственного устройства, а оптимального, т.е. наилучшим образом соответствующего достижению заявленной цели. Целью и вообще смыслом деятельности государственных органов должно являться благополучие народа: «…безопасность и благосостояние народа суть те цели, которые преследуют все политические учреждения и которым эти учреждения должны быть принесены в жертву».71 Таким образом, основой внутренней политики будущего государства должно стать служение интересам народа и забота о его процветании.
Во-вторых, проект Конституции США однозначно предусматривал разделение властей согласно схеме, разработанной Монтескье. Тезисы «Федералиста», опиравшиеся на конкретный опыт практической политики значительно углубили научную доктрину, придав ей вид эффективного инструмента организации политической власти. Судя по тематике статей, наибольший интерес представляли вопросы, связанные с соотношением проблемы ограничения власти через ее разделение и требованием единства государственной власти как выражения общенациональной воли американского народа.
«Что же нам все-таки придумать, чтобы на практике обеспечить необходимое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, записанное в конституции? Единственный ответ, который можно на это дать: пусть, раз уж все внешние миры оказываются недостаточными, восполним изъян, создав такую внутреннюю структуру правления, чтобы составляющие ее части сами стали средством удерживать каждую на отведенном ей месте».72
Условия,
способствующие достижению этой цели,
могут быть разделены на три группы.
Иными словами речь идет о трех
уровнях, на которых могут быть установлены
пределы власти, таковыми являются:
общие ограничения для
Среди требований первого уровня (общие ограничения) наиболее существенными являются следующие:
Во-первых. Мерилом государственной власти должно быть качество жизни граждан, безопасность их собственности и личная свобода.
Во-вторых. При формировании государственных органов и определении пределов их компетенции необходимо учитывать недостатки человеческой натуры: «…честолюбию должно противостоять честолюбие. Пожалуй, подобные маневры, к которым приходится прибегать, дабы помешать злоупотреблениям властью, не красят человеческую природу. Будь люди ангелами, ни в каком правлении не было бы нужды».73
В-третьих. Личные интересы чиновника должны быть связаны с интересами общества:
«…необходимо
разделять и расставлять
В-четвертых. Формирование органов власти и назначение на должность должно быть независимо от влияния сторонних сил и контролироваться народом: «…чтобы заложить прочный фундамент под институт разделенных властей…требуется, чтобы каждая власть обладала собственной волей и, следственно, строилась на такой основе, когда представляющие ее должностные лица имеют как можно меньше касательства к назначению должностных лиц на службе другой. При строгом соблюдении данного принципа необходимо, чтобы все назначения на высшие должности в исполнительных, законодательных и судебных органах исходили из первоисточника власти – от народа и шли по не сообщающимся друг с другом каналам».76
В-пятых. Общей задачей государственной власти и общества является обеспечение политического и религиозного разнообразия, необходимого для предупреждения диктатуры большинства. «Пока вся власть исходит и зависит от общества, само общество разделится на столько частей, интересов и групп, что правам отдельных граждан или меньшинства вряд ли сможет угрожать объединившееся заинтересованное большинство. Степень безопасности будет зависеть от числа различных интересов и числа сект, а это в свою очередь зависит от размеров территории страны и численности населения, подчиняющегося одному и тому же правительству».77
А. Гамильтон, Д. Мэдисон и Д. Джей были против простого обособления ветвей власти. Так, в противоположность идее Т. Джефферсона, возлагавшего функции контроля над законодательной, исполнительной и судебной властью на весь народ, они говорили о том, что эти три ветки власти на практике не могут сохранить ту степень раздельности, которая согласно аксиоме Монтескье необходима свободному правлению.78
При
этом допускалось некое смешение
властей при разрешении смежных
вопросов в целях установления деловой
конкуренции между ветвями
Вместе с тем ни одно из ведомств, по их мнению, «не должно пользоваться, прямо или косвенно, правом отменять решения других при осуществлении своих полномочий».80 Именно в этих целях американскими федералистами и была разработана система «сдержек и противовесов», которая, получив нормативное закрепление в Декларации независимости США 1776 г. и Конституции США 1787 г.81, действует в США и в настоящее время.
Важнейшим
элементом системы «сдержек и
противовесов» стала так
Идея
разделения между различными ветвями
государственной власти для того,
чтобы избежать тирании концентрированной
власти, входит в более широкую
категорию сдержек и
Качества,
которым придается решающее значение
применительно к одной функции,
могут оказаться вредными при
выполнении другой. Так, например, Гамильтон
считал, что «проявление силы в
сфере исполнительной власти» является
чрезвычайно важным для защиты страны
от нападения извне, справедливого
применения законов и отстаивания
собственности и свободы
В то же время не сила, а «взвешенный подход к решению проблем и мудрость» представляют собой лучшие качества законодателя, который обязан завоевать доверие народа и способствовать примирению различных интересов членов общества.
Эта
разница в необходимых
Это означает, что как только законодательная власть, отражающая волю народа, выносит в результате полномасштабного обсуждения свое взвешенное решение путем принятия того или иного закона, глава исполнительной власти обязан неукоснительно проводить это решение в жизнь безо всяких поблажек, не поддаваясь ни на какие уговоры корыстных лиц или групп сделать для них исключение. А в случае нападения со стороны иностранного государства глава исполнительной власти должен иметь полномочия и силу для принятия немедленных и действенных ответных мер.
Что
касается судебной власти, то требующиеся
здесь качества также носят особый
характер: не сила и умение быстро принимать
решения, необходимые главе
К
группе федералистов примыкает и
Джон Адамс. Он одним из первых выделил
вопрос о государственном устройстве
в разряд исключительно важных и
злободневных. В своей обширной трехтомной
монографии «В защиту конституций правительственной
власти в Соединенных штатах Америки»
Адамс обосновал необходимость
обособления и независимости
трех отраслей власти (законодательной,
исполнительной, судебной). Речь при
этом шла о сильной исполнительной
власти и так называемой системе
сдерживания и взаимного
В полной мере принцип разделения власти был впервые реализован в Конституции США 1787 г. Законодательные полномочия осуществлялись Конгрессом федерации. Конгресс состоял из двух самостоятельных палат – Палаты представителей и Сената. Палата представителей избиралась на два года населением штатов соответственно его численности и на основании требований, которые были установлены в самом штате. Сенат составлялся из особых представителей штатов (старше 30 лет и с высоким цензом оседлости) на равных условиях – по два сенатора от каждого штата вне зависимости от его величины. Полномочия Конгресса ограничивались вопросами, отнесенными Конституцией к сфере общефедеративных: право устанавливать налоги, сборы и пошлины, заключать займы, регулировать торговлю и др. Исполнительная власть вручалась президенту. Его избирали на четыре года особой коллегией выборщиков, которую составлял штат специально для данного случая. Полномочия президента были весьма значительными. Президент считался главнокомандующим армией и флотом, руководил деятельностью всех должностных лиц США, с согласия Сената был вправе заключать международные договоры. Президенту принадлежало право законодательного вето на решения Конгресса или любой палаты, преодолеть которое палаты могли только квалифицированным большинством в 2/3 голоса. Тем самым президент становился не только главой государства, но и единоличным правительством страны, организуя его соответственно своему усмотрению и принятым законам. Судебная власть предоставлялась Верховному суду федерации и нижестоящим судам. Судей Верховного суда назначал президент с согласия Сената. Их власть распространялась на все дела, которые рассматриваются по общему праву и праву справедливости и на основании Конституции, законов и международных договоров США.83
Организация
государственной власти в США, следуя
принципу разделения власти, была обставлена
в Конституции США
Кроме того, Конституция США разделяла власти на федеральную и власть штатов. Штаты обладали гарантированным федеральной властью равноправием, в т.ч. в сфере законодательства и права. Вместе с тем им запрещалось издавать законы, «ограничивающие привилегии или неприкосновенность граждан Соединенных Штатов».84 Во всех безусловно штатах организация внутренней власти была построена по единому с федерацией образцу: законодательные полномочия – двухпалатному собранию (очень редко однопалатному), исполнительные полномочия – губернатору, которого в подавляющем большинстве случаев избирало население штата. В штатах существовала и своя судебная система. Законодательные полномочия штатов были существенно ограничены как сферой общефедеральной компетенции, так и прямыми запретами в конституции.