Внешняя политика Советского Союза в период второй половины 60-х – первой половины 80-х годов ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:01, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить основные тенденции во внешнеполитической деятельности СССР, произошедшие в 60-х - 80 - х годах ХХ века.
В связи с этим ставились следующие задачи:
1. Дать характеристику ситуации на международной арене в рассматриваемый период
2. Проанализировать реализуемую СССР и странами капиталистического мира «политику разрядки»
3. Определить причины, приведшие к новому обострению отношений между СССР и США во второй половине 70-х годов ХХ века
4. Рассмотреть особенности взаимоотношений СССР и стран социалистического блока.
5. Выявить причины и условия помощи, оказываемой Советским Союзом развивающимся странам.
6. Изучить наиболее значимые документы, принятие в этот период, такие как, например, Хельсинской заключительный акт, «Доктрина Брежнева» ми др.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Взаимоотношение СССР и США во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов. …..10
1.1. Политика «разрядки международных отношений» в начале 70-х годов XX века. ……...10
1.2. Новое обострение международных отношений в конце 70-х годов XX века. …...24
Глава 2. Внешняя политика СССР в отношении стран социалистического лагеря во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов. ……………………………………………………………………40
2.1. Политика СССР в отношении стран социалистического лагеря. «Доктрина Брежнева». ………40
2.2. СССР и КНР в 60-80 годы. ……………………………………………….49
Глава 3. СССР и страны «третьего мира» во второй половине 60-ых- второй первой половине 80-ых годов ХХ века. ….61
3.1. Борьба за влияние в странах «третьего мира». …………………………61
3.2. Афганская война. …………………………………………………………71
Заключение. …………………………………………………………………...83
Список используемых источников литературы. …………………………87

Работа состоит из  1 файл

дипломо.docx

— 181.94 Кб (Скачать документ)

Ввод советских войск  заставил  афганскую оппозицию сменить тактику — она перешла к диверсионным действиям, партизанским методам борьбы. Советские регулярные войска оказались неподготовленными к партизанской войне с мелкими, чрезвычайно мобильными группами, да еще в условиях гористой местности. Однако главные причины военных неудач крылись в политической сфере. Очень скоро обнаружились негативные последствия ввода в соседнюю страну регулярных войск. Оппозиция вела борьбу под получившим поддержку населения, особенно в сельской местности, лозунгом защиты от агрессии со стороны СССР. Местные жители негативно отнеслись к тому, что советские войска помогают НДПА распространять свое влияние во всех регионах страны. В антиправительственной пропаганде противников кабульского режима важное место занимали антисоветские лозунги, обвинения в проведении просоветской политики. Ислам — еще одна причина, которая побуждала афганцев взяться за оружие. По их представлениям, религии стала угрожать опасность со стороны неверных, то есть членов НДПА, пришедших к власти, а затем и русских, которых позвали в страну неверные.

Следует заметить, что за каждой группировкой, боевым подразделением оппозиции, участвовавшим в афганском  конфликте, стояли различные внешние  силы, преследовавшие свои цели. Не преминули  воспользоваться «мусульманской картой»  Пакистан, арабские мусульманские группировки  — ваххабиты, братьям усульмане, на стороне вооруженной оппозиции оказались Китай и Иран, нейтральную позицию заняла Индия. Все мусульманские страны были на стороне моджахедов, которые, мол, ведут борьбу с противниками исламской традиции, а главное — с великой державой, которая нарушила суверенитет неприсоединившегося, развивающегося государства.

Советская печать первое время  утверждала, что никаких боев в  Афганистане нет, что там царят  мир и спокойствие. Однако война  не утихала, и когда это стало  ясно, в СССР признали, что в республике «бесчинствуют бандиты». Их называли «душманами», то есть врагами. Тайно, через Пакистан, их поддерживали Соединенные Штаты, помогая оружием и деньгами. США хорошо знали, что такое война против вооруженного народа. Опыт Вьетнамской войны был использован на все 100%, с одной лишь маленькой разницей, роли поменялись. Теперь СССР воевал со слаборазвитой страной, а США помогали ему почувствовать какая это непростая вещь. Повстанцы контролировали значительную часть территории Афганистана. Всех их объединял лозунг джихада - священной исламской войны. Они называли себя «моджахедами» - борцами за веру. В остальном программы повстанческих групп сильно разнились.

Война в Афганистане не прекращалась более девяти лет. В  ходе военных действий погибло более  миллиона афганцев. Советские войска, по официальным данным, потеряли убитыми 14453 человека.

В июне 1987 г. были сделаны  первые, пока символические шаги к  установлению мира. Новое кабульское правительство предложило повстанцам «национальное примирение». В апреле 1988 г. Советский Союз подписал в Женеве соглашение о выводе войск из Афганистана. 15 мая войска начали уходить. Девять месяцев спустя, 15 февраля 1989 г., Афганистан покинул последний советский солдат. Для Советского Союза в этот день афганская война закончилась.

Таким образом, действия и  контрдействия двух сверхдержав  вокруг Афганистана, которые привели  к вводу советских войск, отчасти  были плодом взаимных недоразумений  и мистификаций. Но это не означало, что после разъяснения позиций  настало время для компромиссов.

Если относительно миролюбивая  администрация Картера еще готова была искать реальные пути скорейшего урегулирования проблемы (впрочем, как  обычно игнорирующие особенности психологии кремлевских старцев), то новой администрации  вывод советских войск из Афганистана  был невыгоден. В Афганистане  СССР попал в геополитическую  ловушку, которой умело воспользовались его стратегические противники. К концу 1979 г. СССР оказался в ситуации, в которой он не мог не потерпеть поражение. Принимая решение в этой сложной обстановке, кремлевские руководители оказались под влиянием личной неприязни к террористическому режиму Амина и недооценили некоторые малозаметные тогда обстоятельства, выбрав в итоге из двух зол большее. Победа ряда просоветских “революций” не смогла уничтожить на территории стран “социалистической ориентации” вооруженной оппозиции. Эти движения действовали такими же партизанскими методами, как и революционеры, приносившие столько проблем западному миру.

Как уже говорилось выше, ввод советских войск в Афганистан вызвал широкий резонанс мнений, и  потрясло мировое сообщество. Президент США Картер в одном из своих первых заявлений по этому поводу сказал: "... вторжение изменило мое отношение к внешней политике СССР больше, чем что-либо другое за годы моего пребывания в должности"69. Западная пресса, историки, политики и более широкие слои общественности имели свою, почти никем не оспариваемую за пределами социалистического лагеря точку зрения на произошедшие события: в 1978 году в Афганистане произошел государственный переворот под руководством коммунистической партии при несомненном пособничестве СССР. Американские и европейские историки-аналитики причины возникновение кризиса в Афганистане относили к Апрельской революции 1978 года, и большинство из них отрицало существование реальных социально-экономических предпосылок и революционной ситуации, а произошедшие события связывало с советским влиянием и с деятельностью Народной Демократической партией Афганистана (НДПА), которой один из американских журналов предписывал "... неопытность, разобщенность и радикализм, предопределившие столь быструю катастрофу в Афганистане"70.

Описывая события, предшествующие вводу советских войск, мы писали, что инициаторами  присутствия  иностранного военного контингента  на территории страны были непосредственно  власти Афганистана. Но и этот факт был подвержен критике со стороны  Запада. Так, западные официальные структуры и пресса оценили как, по меньшей мере, фальсифицирующее события заявление правительства СССР о том, что войска были введены по просьбе афганского руководства для помощи последнему в борьбе с восставшими бандитами и во имя исполнения интернационального долга. Ведь бывший правитель Афганистана Амин был убит во время штурма советскими спецподразделениями его дворца, а его преемник на этом посту еще не появился на политической арене к моменту так называемого "приглашения". Активной критике подвергались также неоднократные заявления советских лидеров о неких "внешних силах", оказывающих содействие афганским повстанцам (имелись в виду в основном Пакистан и ЦРУ). Все эти мифы были созданы нарочно для оправдания появления "ограниченного контингента" за южными рубежами нашей родины и прикрытия настоящих целей этой колониальной войны.

Политические маневры  советского руководства не убедили  общественность капиталистического мира в его искренности, и, хотя на Западе по-разному оценивались цели Советского Союза в этой войне, все прекрасно  понимали ее агрессивный характер. Одни видели в ней желание сверхдержавы изменить баланс сил в регионе, стремление вести диалог с окрестными государствами, главным образом с Пакистаном, с позиции силы и продемонстрировать всему миру мощь и волю СССР. Другие, не отрицая в основном всего этого, переносили центр тяжести на то, что Советский Союз просто не мог  оставить без помощи коммунистический режим в стране, где его неизбежно  ожидали хаос и поражение. Некоторые  политические экстремисты на Западе склонны даже были считать, что советская  агрессия в Афганистане - не больше не меньше как "долгосрочная стратегия, нацеленная на получение геостратегических преимуществ, связанных с получением доступа к теплым морям и нефтяным ресурсам Персидского залива".

По словам Махмуда Гареева, в 1979 году - заместителя начальника оперативного управления Генерального Штаба, "... ввод советских войск был непродуманным, политически ошибочным шагом, нанесшим огромный урон нашей стране и афганскому народу"71.

Западный мир оценил ввод советских войск в Афганистан и последующую длительную войну  как яркий показатель советской  экспансии в действии и использовал  для усиления антисоветской пропаганды. Последствия действий СССР в Афганистане  — падение авторитета страны в  мире, рост изоляции, блокирование разрядки, новое резкое обострение отношений  между Востоком и Западом, нарастание противостояния двух сверхдержав —  СССР и США. Против СССР были применены  экономические санкции, практически  прекратилось поступление в страну изза рубежа лучших образцов техники и наукоемких технологий. Более того, американская администрация, Запад в целом делали все для того, чтобы СССР завяз в Афганистане. Это вписывалось в их стратегию — всемерно ослабить СССР, измотать его экономически, подорвать престиж в мире. К середине 1980х гг. более 120 стран-членов ООН, то есть подавляющее большинство, последовательно выступали против присутствия советских войск в Афганистане.

Следует добавить, что в западной, а позже и в отечественной прессе эта война часто называлась "советским Вьетнамом"72. Никто не сомневался, что "русские" на своих боевых вертолетах могли достичь даже самых отдаленных районов этой изолированной от всего мира страны. Но даже самые объективные прогнозы сводились к одному: если советские войска хотят получить выгодные для себя долгосрочные последствия, им надо "сойти на землю". Иначе им никогда не справиться с вооруженными повстанцами у себя в тылу.  

Заключение.

В данной дипломной работе мы предприняли попытку  проанализировать внешнюю политику СССР во второй половине 60- первой половине 80 гг. ХХ века в отношении  стран как  капиталистического мира, и стран соцлагеря.

Главной целью советской  внешней политики  считается  обеспечение мирных условий для  построения коммунистического общества в СССР, развития мировой системы  социализма; избавление человечества от мировых истребительных войн. Отказ  от применения силы и угрозы её применения для решения спорных вопросов должен стать законом международной  жизни. Все спорные вопросы в  отношениях между государствами  должны решаться только мирным путём. Советский Союз последовательно  добивается того, чтобы в своих  международных отношениях государства  исходили из окончательного признания  территориальных изменений, происшедших  в Европе в результате Второй мировой войны, из факта осуществления коренного поворота к разрядке и миру на этом континенте и делали всё для обеспечения надёжной безопасности в Европе.

СССР выступало неизменно  за полное ядерное разоружение всех государств, обладающих ядерным оружием, и за использование ядерной энергии  только в мирных целях; за прекращение  гонки вооружений всех видов, за ликвидацию иностранных военных баз, сокращение вооруженных сил и вооружений, прежде всего в районах, где военное  противостояние особенно опасно, в  первую очередь ‒ в Центральной Европе.

Существенные сдвиги произошли  в советско-американские отношениях в результате, прежде всего, серии переговоров между руководителями СССР и США. В 1971‒1975 были подписаны многие важные документы, знаменующие начало поворота от недоверия к разрядке, нормализации и в ряде сфер международной жизни ‒ сотрудничеству. Важнейшее значение имеют «Основы взаимоотношений между СССР и США», соглашения о предотвращении ядерной войны, об ограничении стратегических вооружений.

Начавшийся новый виток  гонки вооружения поставил экономику  СССР и других стран социалистического лагеря в очень тяжелые условия, что объективно способствовало  нарастанию глобального кризиса в этих странах.  Да и политика разрядки породила или усилила антитоталитарные процессы в странах Восточной Европы. В 1968 г.  Попытка демократизировать общество при помощи экономической и политической либерализации, эволюции правящей партии, развитии народного самоуправления, была предпринята чехословацкими  лидерами. «Пражская весна»  закончилась вводом  войск стран – участниц ОВД и силовыми  силовым подавлением тенденции обновления социализма.  В дальнейшем советское руководство уже не решалось  на открытое военное вмешательство в дела союзных стран. Для влияния на них предпринимались другие меры, получившие на Западе название «Доктрина Брежнева».  Но, несмотря на все это, ситуация  постепенно выходила из-под контроля Москвы. С одной стороны  усиливались антикоммунистические настроения в странах социалистического содружества, с другой – правительства этих стран  стремились к самостоятельности.  Окончательно дистанцировались от СССР  в эти годы КНР, Албания, Румыния, Югославия, КНДР, сложность отношений с которыми была обусловлена  их самостоятельностью в проведении внутренней и внешней политики.

Советско-китайские  отношения  на протяжении почти всего ХХ века занимали одно из важнейших мест мировой  политики.  Отношения  двух государство  определялись  тенденциями развития их внутренней и внешней политики, взаимодействие которых приводило  к сотрудничеству и противостоянию.  Таким образом, в рассматриваемый  нами период (60-80 гг. ХХ века) отношения  между КНР и СССР осуществлялись по линии от конфронтации к сотрудничеству. Так, во второй половине столетия  союз двух государство создавал условия  для борьбы с внешней угрозой  социалистическим странам. Но  с 60-х годов взаимоотношения между странами ухудшились. Наиболее сложным оказался период с 66 г.  до середины 80-х годов ХХ века. Два некогда союзника превратились теперь в противников, наносивших друг другу идеологический и политический урон на международной арене.

Во второй половине 80-х  годов отношения стали налаживаться. По мере постепенного смягчения напряженности, наметилось улучшение в  межгосударственных политических отношениях  двух стран, торгово-экономических связях. Отношения  теперь о жесткой конфронтации переходили  к нормализации и сотрудничеству чему способствовали изменения не только внутреннего, но и внешнего характера.

Что касается стран «третьего  мира», то взаимоотношения с ними носили свой неповторимый характер. Во-первых, следует отметить, что это была борьба великих держав за распределение  экономического, военного пространства. И чтобы одержать победу в этой борьбе, руководство СССР   шло  на любые меры. Оно поддерживало все государства социалистической  ориентации. То есть,  любые правители, самовольно провозгласившие курс на социализм,  могли рассчитывать  на помощь со стороны СССР.

Постепенное сокращение экономического ресурса СССР, вмешательство в борьбу за «третий мир» Китая, привели к  уменьшению влияния Советского союза в этом регионе. В этот же период возрастает чиcло партизанских движений против СССР, одним из которых было, в последствии превратившееся в почти 10-летнюю вону, партизанское движение в Афганистане.

Как ранее мы писали, введение войск в Афганистан вызвало широкий резонанс в мире.  Сегодня с уверенностью можно сказать, что советская акция в Афганистане расценивалась на Западе и рассматривалась в кругу советского руководства однозначно - не как помощь истинно народному правительству Демократической республики Афганистан в ее борьбе с империалистами и душманами, и не для защиты принятых афганцами завоеваний революции, а для предотвращения неизбежного в условиях банкротства просоветского режима контрреволюционного переворота.

Информация о работе Внешняя политика Советского Союза в период второй половины 60-х – первой половины 80-х годов ХХ века