Внешняя политика Советского Союза в период второй половины 60-х – первой половины 80-х годов ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:01, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить основные тенденции во внешнеполитической деятельности СССР, произошедшие в 60-х - 80 - х годах ХХ века.
В связи с этим ставились следующие задачи:
1. Дать характеристику ситуации на международной арене в рассматриваемый период
2. Проанализировать реализуемую СССР и странами капиталистического мира «политику разрядки»
3. Определить причины, приведшие к новому обострению отношений между СССР и США во второй половине 70-х годов ХХ века
4. Рассмотреть особенности взаимоотношений СССР и стран социалистического блока.
5. Выявить причины и условия помощи, оказываемой Советским Союзом развивающимся странам.
6. Изучить наиболее значимые документы, принятие в этот период, такие как, например, Хельсинской заключительный акт, «Доктрина Брежнева» ми др.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Взаимоотношение СССР и США во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов. …..10
1.1. Политика «разрядки международных отношений» в начале 70-х годов XX века. ……...10
1.2. Новое обострение международных отношений в конце 70-х годов XX века. …...24
Глава 2. Внешняя политика СССР в отношении стран социалистического лагеря во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов. ……………………………………………………………………40
2.1. Политика СССР в отношении стран социалистического лагеря. «Доктрина Брежнева». ………40
2.2. СССР и КНР в 60-80 годы. ……………………………………………….49
Глава 3. СССР и страны «третьего мира» во второй половине 60-ых- второй первой половине 80-ых годов ХХ века. ….61
3.1. Борьба за влияние в странах «третьего мира». …………………………61
3.2. Афганская война. …………………………………………………………71
Заключение. …………………………………………………………………...83
Список используемых источников литературы. …………………………87

Работа состоит из  1 файл

дипломо.docx

— 181.94 Кб (Скачать документ)

Китайские власти искусственно накаляли обстановку, сосредоточив в  приграничных с СССР районах воинские части и многочисленные подразделения так называемой «трудовой армии». Они развернули строительство крупных военизированных госхозов, по сути, представляющих собой воинские поселения. Активизировалось создание «кадровых отрядов» народного ополчения, которых привлекали к охране границы, а также использовали для поддержания «чрезвычайного положения» в прилегающих к границе населенных пунктах.

Что касается позиции советского руководства, то оно неизменно придерживалось мнения, что никакой территориальной  проблемы между двумя соседними  странами нет, что советско-китайская  граница имеет прочную договорную основу и какой бы то ни был пересмотр  ее недопустим.

Эскалация провокационной деятельности китайской стороны проявлялась  в расширении масштабов нарушений  советско-китайской границы. В 1967 г. их число, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось более чем  в 2 раза.

Масштабность и частота  пограничных столкновений наглядно свидетельствовали о стремлении пекинского руководства к развязыванию крупных конфликтов на границе. Об этом, в частности, откровенно заявил в  феврале 1967 г. министр иностранных  дел КНР Чжэнь: «Возможен разрыв отношений, возможна война». В марте того же года премьер Китая Чжоу Эньлай в одном из своих публичных выступлений отметил, что кроме большой войны «существуют пограничные войны», что «пограничная война между Китаем и СССР начнется раньше, чем война с США»42.

Апогеем антисоветского курса  Пекина явились крупномасштабные вооруженные  провокации на советской границе  в марте 1969 г., которые, по признанию  Мао Цзэдуна, должны были на многие годы вызвать ненависть населения  Китая к СССР.

2 и 15 марта 1969 г. китайские  военнослужащие нарушили советско-китайскую  границу на реке Уссури - в районе  острова Даманский. Здесь произошло вооруженное столкновение, в ходе которого китайским войскам пришлось уйти с территории границы.

Советское правительство 2 марта  направило правительству КНР  ноту, в которой заявило решительный  протест по поводу вооруженного вторжения  в пределы советской территории и потребовало немедленного расследования  и самого строгого наказания лиц, ответственных за организацию провокации. Советская сторона настаивала на принятии мер, которые исключали  бы всякое нарушение советско-китайской  границы, подчеркивая при этом, что  в отношениях с китайским народом  она руководствуется чувством дружбы и намерена дольше проводить эту  линию.

Однако китайская сторона  оставила эти предложения без  внимания, готовя новую вооруженную  провокацию на границе, которая была осуществлена 15 марта 1969 г. В районе Даманского было развернуто мотострелковое соединение со всеми полагающимися ему средствами огневой поддержки, а также ряд других воинских частей. Более того, были предприняты меры по дезинформации противника. Когда китайцев вытеснили с острова, все подходы к нему с китайской стороны были заминированы, а прилегающий участок границы с советской стороны заблокирован частями Советской Армии.

После этого конфликта  Китай пожаловался на Советский  Союз в ООН.

Окончательно ситуацию вокруг Даманского разрешила встреча на высшем уровне председателей правительств СССР и КНР в сентябре 1969 г. в Пекине. Подписанное соглашение сохраняло статус-кво границы и исключало применение оружия при решении спорных вопросов.

Дальнейшее развитие событий  сложилось таким образом, что  в начале 90-х годов, после проведения работ по демаркации советско-китайской  границы, часть островов на реке Уссури, в том числе и Даманский, были переданы Китаю.43

Но, несмотря на это, к началу 80-х годов в отношениях между  Китаем и СССР по-прежнему сохранялась  напряженность. Существенный поворот  наметился лишь в 1982 г., когда китайская  сторона стала планомерно направлять свои усилия на то, чтобы смягчить и  улучшить межгосударственные отношения  с Советским Союзом. В свою очередь  Советский Союз предпринимал большие усилия, чтобы изменить эту ситуацию, направить ее развитие на путь разрядки и нормализации, восстановления духа добрососедства. Все это ознаменовало формирование фазы нормализации двусторонних отношений, хотя следует признать, что данный процесс был затяжным и трудным. Начало 80-х годов для Советского Союза знаменовалось политикой установления новых деловых контактов и связей с разными странами, в том числе КНР. XXVI съезд КПСС не только констатировал сохранение в силе ранее выдвинутых практических предложений, направленных на нормализацию отношений с Китаем, но и выступил с новой важной инициативой. Советский Союз выразил готовность провести конкретные переговоры по мерам доверия на Дальнем Востоке со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с КНР44. Съезд подчеркнул, что если правительство Китая откажется от враждебного социалистическим странам курса, то это найдет соответствующий отклик в Советском Союзе45.

Позиция КНР в контексте  предложенных инициатив Советского Союза носила двоякий характер. В  официальных заявлениях руководители КНР то критиковали СССР и его  политику, то, одновременно с этим, высказывались  за улучшение отношений с Советским  Союзом. В то же время КНР форсированными темпами расширяло всесторонние связи с западными странами, и  в первую очередь с США и  Японией. В китайской прессе тех  лет и научных изданиях по-прежнему выдвигались притязания на территорию СССР, требования по вопросам, касающимся отношений СССР с третьими странами, в частности с Вьетнамом, Афганистаном, МНР и т.д. Китай осуждал внешнюю  политику СССР, но стремился вести  переговоры по улучшению их отношений. В этой связи советские ученые отмечали, что КНР скорее было ориентировано  на США, чем на СССР. Поэтому между  двумя странами переговоры стали  носить затяжной характер46.   Более того, на мировой арене руководство КНР выступило в поддержку политики США и ее союзников по НАТО. В частности, Пекин присоединился к США и некоторым их союзникам в бойкоте Олимпийских игр в Москве, а также выступил в поддержку предпринятых Вашингтоном экономических и других санкций против Советского Союза(сноска). Советское правительство предпринимало шаги к нормализации и делового сотрудничества, как в вопросах двусторонних межгосударственных связей, так и в решении глобальных проблем. В частности, китайской стороне было передано Обращение Верховного Совета СССР “К парламентам и народам всех стран” (принято 23 июня 1981 г.) с призывом к активным действиям во имя мира и международной безопасности. Были сделаны, также предложения возобновить переговоры по пограничному урегулированию и начать контакты в области научно-технического сотрудничества. На протяжении 1981 г. правительство КНР и китайская пропаганда выступали с негативных позиций по поводу практически всех важнейших советских внешнеполитических инициатив и предложений, направленных на разрядку международной напряженности. Продолжались публикации в Китае материалов, в которых пропагандировались территориальные претензии к СССР. Таков был общий политический фон начала 80-х годов, на котором поддерживались двусторонние контакты и связи между СССР и Китаем.

24 марта 1982 г., в ходе  визита в Ташкент генерального  секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева  им были выдвинуты следующие  четыре основных принципа строительства  отношений между КНР и СССР:  признание наличия в Китае  социалистического общественного  строя, что роднит его с СССР; признание принадлежности Тайваня  к территории КНР, что будет  способствовать решению тайваньского  вопроса в пользу Китая; отказ Советского Союза от каких-либо территориальных претензий к КНР и его готовность продолжить переговоры по вопросам пограничных зон в целях углубления доверия друг другу;  готовность СССР начать переговоры с Китаем по улучшению китайско-российских отношений с учетом взаимных интересов, невмешательства в дела друг друга и ненанесения ущерба третьим сторонам.47

В марте 1982 г. со стороны Советского Союза было сделано заявление  о положительном отношении к  КНР как дружественному социалистическому государству48. Крупными событиями в советско-китайских отношениях стал первый раунд консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел с 5 по 27 октября 1982 г. в Пекине. На нем была достигнута договоренность о проведении очередных раундов в 1983 г. в Москве. Свою основную функцию они выполняли вплоть до 1986 г. Довольно жесткую позицию Китай занимал в отношении вопроса о границах, требуя от СССР предварительного принятия конкретных мер по устранению “трех препятствий”. В противном случае КНР оставляла за собой право расценивать СССР как враждебное государство, представляющее военную угрозу.  Серьезные разногласия между КНР и СССР привели к тому, что в политической сфере не произошло особых сдвигов. Тем ни менее, в результате общих усилий двух сторон улучшилась советско-китайская торговля, обмен в области науки, культуры и образования. Возобновилось и расширилось общение граждан КНР и СССР. Улучшилась обстановка в пограничных районах.  В течение всего 1983 г. китайской стороной делались заявления в поддержку тенденции сотрудничества с СССР. На состоявшейся в июне 1983 г. сессии ВСНП премьер Госсовета КНР Чжао Цзыян в докладе о работе правительства признал, что длительная напряженность в отношениях между странами не приносит пользы ни одной из сторон, и оба народа заинтересованы в нормализации отношений49.

Анализируя эволюцию советско-китайских  отношений, нельзя забывать о влиянии  США на этот процесс. Так, когда в  первой половине 80-х гг. наметился  период оттепели в отношениях СССР и КНР, это обеспокоило США. Пытаясь  удержать Китай под своим влиянием в отношении СССР, США предоставили Пекину режим наибольшего благоприятствования  и причислили его к категории  дружественных стран. Кроме того, США были сделаны попытки втягивания КНР в военное сотрудничество путем открытия доступа к современным  военным технологиям. В апреле 1984 г. в ходе визита в Китай Р. Рейгана  была выдвинута идея “параллельных  интересов” в вопросах международной политики50. В результате в ходе переговоров в верхах между Китаем и США был подписан ряд соглашений и протоколов о сотрудничестве в разных областях.

В апреле 1984 г. состоялся  визит премьера Чжао Цзыяна в США. В ходе переговоров китайская сторона заявила, что китайско-американские отношения зависят от решения тайваньского вопроса. Кроме того, Китай считал, что США как одна из ведущих ядерных держав несет угрозу безопасности Китая. В целом это стало отправной точкой в вопросе пересмотра позиции китайского руководства в отношении связей с США и поворота к налаживанию китайско-советских отношениях.

В 1985 г. китайское руководство  проанализировало и дало оценку международной  ситуации 80-х годов. Позиция Китая  состояла в том, что политика войны  не приемлема для планеты. В то же время КНР подчеркивала, что сохранение стабильности в мире возможно общими усилиями в сотрудничестве разных стран51. Китай принял решение об одностороннем порядке сокращения своих вооруженных сил на 1 млн. человек, воинских частей, дислоцированных на китайско-советской границе, расходов на нужды обороны, конвертировании части военной промышленности в гражданское производство52.  В феврале 1984 г. и в марте 1985 г. для участия в траурных мероприятиях по случаю кончины Ю.В. Андропова и К.У. Черненко в Россию приезжали поочередно заместитель Премьера Госсовета КНР, член Политбюро и Секретариата ЦК КПК, заместитель премьера Госсовета КНР Ли Пэн. Осенью 1984 г. состоялась встреча министров иностранных дел СССР и КНР на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В последующем такие встречи стали носить регулярный характер.

После апрельского Пленума  ЦК КПСС в 1985 г. Советский Союз встал  на путь кардинальных внутренних реформ. В целом политика СССР в этот период получила название “нового политического  мышления”. Она была нацелена на преодоление  тех стереотипов в мышлении, которые  имели место раньше. Была разработана  программа всеобъемлющей системы  международной безопасности, ликвидации ядерного оружия. В результате были подписаны советско-индийская Делийская  декларация о безъядерном и ненасильственном мире, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. СССР вышел к мировому сообществу с реальными предложениями, а именно: политическое урегулирование региональных конфликтов, прекращение гонки ядерных вооружений, создание безъядерной зоны, ограничение активности военных флотов в Индийском и Тихом океанах, сокращение вооруженных сил и обычного вооружения, ликвидация военных баз на чужих территориях, укрепление доверия в военной области, установление равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между разными странами. Решающее значение в вопросе нормализации советско-китайских отношений имели выступления Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева 28 июля 1986 г. во Владивостоке, а затем в Красноярске 16 сентября 1988 г. Они стали олицетворением нового политического мышления СССР, основанного на принципах открытости всему миру. Кроме того, шаги, предпринятые Советским Союзом в Азиатско-тихоокеанском регионе с целью смягчения напряженности в международных отношениях, не только улучшили отношения между странами, но и стали гарантией углубления этих отношений53.  В своих выступлениях М.С. Горбачев выдвинул спектр конкретных мер, призванных сблизить СССР с Китаем. Вот некоторые из них: обмен опытом в области социально-экономического развития; совместное освоение водных ресурсов Амура; расширение экономических контактов в приграничных районах; строительство железной дороги СУАР (КНР) – Казахстан; совместно осваивать космос и т.д.

Межгосударственное сотрудничество двух стран выходило на все более высокие уровни. Так, 1986 г. ознаменовался подписанием разнообразных консульских соглашений между странами. Интенсивное сотрудничество двух стран началось в сфере торговли54. В марте 1986 г. в Пекине состоялось первое заседание комиссии по экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству. На втором заседании в мае 1987 г. в Москве было принято решение о создании двух постоянных рабочих групп – по сотрудничеству в области энергетики, по взаимным связям и сотрудничеству между государственными плановыми органами двух стран.  Осенью 1987 г. на XIII съезде КПК был принят курс на углубление политики сотрудничества с Советским Союзом. В документах съезда наряду с тезисом о независимости и самостоятельности во внешней политике было выражено желание “установить отношения дружбы и сотрудничества со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования”55.  Апогеем стремления двух стран начать сближение друг с другом стало возобновление в 1987 г. переговоров, на которых наиболее остро стоял вопрос о границе. Переговоры охватывали два раунда. Первый раунд был посвящен вопросу прохождения линии советско-китайской границы. Второй раунд отводил внимание обсуждению вопроса о восточном участке границы. На очередных раундах переговоров в 1988 г. были рассмотрены не только вопросы восточных границ, но и наметилась тенденция к рассмотрению западных участков границы.

В декабре 1988 г. на переговорах  министров иностранных дел КНР  и СССР было зафиксировано согласие советской и китайской позиции  в отношении необходимости устранения иностранного военного присутствия  в Камбодже.

В это же время СССР объявил  о сокращении численности советской  армии. Все советские войска были выведены из Монгольской Народной республики. Была проведена реорганизация структуры  военных округов таким образом, чтобы они ориентировались на сдерживание американо-японской, а  не китайской угрозы.

Эти мероприятия подготовили  почву для визита М.С. Горбачева  в Пекин (май 1989 г.), в ходе которого были нормализованы советско-китайские  межгосударственные отношения и  связи между КПСС и КПК.

В феврале 1989 г. в Пекине была опубликована декларация министров иностранных дел двух стран об основах и принципах нового типа советско-китайских отношений. В ней отмечалось, что имеется взаимопонимание по вопросу необходимости строить отношения двух стран с учетом современных реалий, универсальных принципов международного общения. Прочную основу советско-китайских отношений должны были составлять мирное сосуществование в области политических отношений, равенство и взаимная выгода в области экономического сотрудничества56. Кроме того, в декларации шла речь о поисках путей урегулирования камбоджийской проблемы. 15-18 мая 1989 года председатель Верховного совета СССР, генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев посетил с визитом Китай, в ходе которого китайские руководители – председатель Военного совета ЦК КПК Дэн Сяопин, председатель КНР Ян Шанкунь и генеральный секретарь КПК Чжао Цзыян, индивидуально встречались и беседовали с ним. Премьер Госсовета КНР Ли Пэн также провел переговоры с М.С. Горбачевым. По итогам визита 18 мая 1989 г. в Пекине было принято советско-китайское Коммюнике, составившее политическую основу двусторонних отношений. В нем было отражено осознание сторонами национально-государственных интересов, а также использование в межгосударственном общении принципов мирного сосуществования. Визит М.С. Горбачев в Китай ознаменовал полную нормализацию советско-китайских межгосударственных отношений и одновременно обозначил официальное возобновление партийных связей между КПК и КПСС. 

Информация о работе Внешняя политика Советского Союза в период второй половины 60-х – первой половины 80-х годов ХХ века