Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:01, дипломная работа
Цель исследования: выявить основные тенденции во внешнеполитической деятельности СССР, произошедшие в 60-х - 80 - х годах ХХ века.
В связи с этим ставились следующие задачи:
1. Дать характеристику ситуации на международной арене в рассматриваемый период
2. Проанализировать реализуемую СССР и странами капиталистического мира «политику разрядки»
3. Определить причины, приведшие к новому обострению отношений между СССР и США во второй половине 70-х годов ХХ века
4. Рассмотреть особенности взаимоотношений СССР и стран социалистического блока.
5. Выявить причины и условия помощи, оказываемой Советским Союзом развивающимся странам.
6. Изучить наиболее значимые документы, принятие в этот период, такие как, например, Хельсинской заключительный акт, «Доктрина Брежнева» ми др.
Введение. ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Взаимоотношение СССР и США во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов. …..10
1.1. Политика «разрядки международных отношений» в начале 70-х годов XX века. ……...10
1.2. Новое обострение международных отношений в конце 70-х годов XX века. …...24
Глава 2. Внешняя политика СССР в отношении стран социалистического лагеря во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов. ……………………………………………………………………40
2.1. Политика СССР в отношении стран социалистического лагеря. «Доктрина Брежнева». ………40
2.2. СССР и КНР в 60-80 годы. ……………………………………………….49
Глава 3. СССР и страны «третьего мира» во второй половине 60-ых- второй первой половине 80-ых годов ХХ века. ….61
3.1. Борьба за влияние в странах «третьего мира». …………………………61
3.2. Афганская война. …………………………………………………………71
Заключение. …………………………………………………………………...83
Список используемых источников литературы. …………………………87
Китайские власти искусственно накаляли обстановку, сосредоточив в приграничных с СССР районах воинские части и многочисленные подразделения так называемой «трудовой армии». Они развернули строительство крупных военизированных госхозов, по сути, представляющих собой воинские поселения. Активизировалось создание «кадровых отрядов» народного ополчения, которых привлекали к охране границы, а также использовали для поддержания «чрезвычайного положения» в прилегающих к границе населенных пунктах.
Что касается позиции советского
руководства, то оно неизменно придерживалось
мнения, что никакой территориальной
проблемы между двумя соседними
странами нет, что советско-китайская
граница имеет прочную
Эскалация провокационной деятельности китайской стороны проявлялась в расширении масштабов нарушений советско-китайской границы. В 1967 г. их число, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось более чем в 2 раза.
Масштабность и частота пограничных столкновений наглядно свидетельствовали о стремлении пекинского руководства к развязыванию крупных конфликтов на границе. Об этом, в частности, откровенно заявил в феврале 1967 г. министр иностранных дел КНР Чжэнь: «Возможен разрыв отношений, возможна война». В марте того же года премьер Китая Чжоу Эньлай в одном из своих публичных выступлений отметил, что кроме большой войны «существуют пограничные войны», что «пограничная война между Китаем и СССР начнется раньше, чем война с США»42.
Апогеем антисоветского курса Пекина явились крупномасштабные вооруженные провокации на советской границе в марте 1969 г., которые, по признанию Мао Цзэдуна, должны были на многие годы вызвать ненависть населения Китая к СССР.
2 и 15 марта 1969 г. китайские
военнослужащие нарушили
Советское правительство 2 марта направило правительству КНР ноту, в которой заявило решительный протест по поводу вооруженного вторжения в пределы советской территории и потребовало немедленного расследования и самого строгого наказания лиц, ответственных за организацию провокации. Советская сторона настаивала на принятии мер, которые исключали бы всякое нарушение советско-китайской границы, подчеркивая при этом, что в отношениях с китайским народом она руководствуется чувством дружбы и намерена дольше проводить эту линию.
Однако китайская сторона оставила эти предложения без внимания, готовя новую вооруженную провокацию на границе, которая была осуществлена 15 марта 1969 г. В районе Даманского было развернуто мотострелковое соединение со всеми полагающимися ему средствами огневой поддержки, а также ряд других воинских частей. Более того, были предприняты меры по дезинформации противника. Когда китайцев вытеснили с острова, все подходы к нему с китайской стороны были заминированы, а прилегающий участок границы с советской стороны заблокирован частями Советской Армии.
После этого конфликта Китай пожаловался на Советский Союз в ООН.
Окончательно ситуацию вокруг Даманского разрешила встреча на высшем уровне председателей правительств СССР и КНР в сентябре 1969 г. в Пекине. Подписанное соглашение сохраняло статус-кво границы и исключало применение оружия при решении спорных вопросов.
Дальнейшее развитие событий сложилось таким образом, что в начале 90-х годов, после проведения работ по демаркации советско-китайской границы, часть островов на реке Уссури, в том числе и Даманский, были переданы Китаю.43
Но, несмотря на это, к началу 80-х годов в отношениях между Китаем и СССР по-прежнему сохранялась напряженность. Существенный поворот наметился лишь в 1982 г., когда китайская сторона стала планомерно направлять свои усилия на то, чтобы смягчить и улучшить межгосударственные отношения с Советским Союзом. В свою очередь Советский Союз предпринимал большие усилия, чтобы изменить эту ситуацию, направить ее развитие на путь разрядки и нормализации, восстановления духа добрососедства. Все это ознаменовало формирование фазы нормализации двусторонних отношений, хотя следует признать, что данный процесс был затяжным и трудным. Начало 80-х годов для Советского Союза знаменовалось политикой установления новых деловых контактов и связей с разными странами, в том числе КНР. XXVI съезд КПСС не только констатировал сохранение в силе ранее выдвинутых практических предложений, направленных на нормализацию отношений с Китаем, но и выступил с новой важной инициативой. Советский Союз выразил готовность провести конкретные переговоры по мерам доверия на Дальнем Востоке со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с КНР44. Съезд подчеркнул, что если правительство Китая откажется от враждебного социалистическим странам курса, то это найдет соответствующий отклик в Советском Союзе45.
Позиция КНР в контексте
предложенных инициатив Советского
Союза носила двоякий характер. В
официальных заявлениях руководители
КНР то критиковали СССР и его
политику, то, одновременно с этим, высказывались
за улучшение отношений с
24 марта 1982 г., в ходе
визита в Ташкент генерального
секретаря ЦК КПСС Л.И.
В марте 1982 г. со стороны Советского Союза было сделано заявление о положительном отношении к КНР как дружественному социалистическому государству48. Крупными событиями в советско-китайских отношениях стал первый раунд консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел с 5 по 27 октября 1982 г. в Пекине. На нем была достигнута договоренность о проведении очередных раундов в 1983 г. в Москве. Свою основную функцию они выполняли вплоть до 1986 г. Довольно жесткую позицию Китай занимал в отношении вопроса о границах, требуя от СССР предварительного принятия конкретных мер по устранению “трех препятствий”. В противном случае КНР оставляла за собой право расценивать СССР как враждебное государство, представляющее военную угрозу. Серьезные разногласия между КНР и СССР привели к тому, что в политической сфере не произошло особых сдвигов. Тем ни менее, в результате общих усилий двух сторон улучшилась советско-китайская торговля, обмен в области науки, культуры и образования. Возобновилось и расширилось общение граждан КНР и СССР. Улучшилась обстановка в пограничных районах. В течение всего 1983 г. китайской стороной делались заявления в поддержку тенденции сотрудничества с СССР. На состоявшейся в июне 1983 г. сессии ВСНП премьер Госсовета КНР Чжао Цзыян в докладе о работе правительства признал, что длительная напряженность в отношениях между странами не приносит пользы ни одной из сторон, и оба народа заинтересованы в нормализации отношений49.
Анализируя эволюцию советско-китайских
отношений, нельзя забывать о влиянии
США на этот процесс. Так, когда в
первой половине 80-х гг. наметился
период оттепели в отношениях СССР
и КНР, это обеспокоило США. Пытаясь
удержать Китай под своим влиянием
в отношении СССР, США предоставили
Пекину режим наибольшего
В апреле 1984 г. состоялся визит премьера Чжао Цзыяна в США. В ходе переговоров китайская сторона заявила, что китайско-американские отношения зависят от решения тайваньского вопроса. Кроме того, Китай считал, что США как одна из ведущих ядерных держав несет угрозу безопасности Китая. В целом это стало отправной точкой в вопросе пересмотра позиции китайского руководства в отношении связей с США и поворота к налаживанию китайско-советских отношениях.
В 1985 г. китайское руководство проанализировало и дало оценку международной ситуации 80-х годов. Позиция Китая состояла в том, что политика войны не приемлема для планеты. В то же время КНР подчеркивала, что сохранение стабильности в мире возможно общими усилиями в сотрудничестве разных стран51. Китай принял решение об одностороннем порядке сокращения своих вооруженных сил на 1 млн. человек, воинских частей, дислоцированных на китайско-советской границе, расходов на нужды обороны, конвертировании части военной промышленности в гражданское производство52. В феврале 1984 г. и в марте 1985 г. для участия в траурных мероприятиях по случаю кончины Ю.В. Андропова и К.У. Черненко в Россию приезжали поочередно заместитель Премьера Госсовета КНР, член Политбюро и Секретариата ЦК КПК, заместитель премьера Госсовета КНР Ли Пэн. Осенью 1984 г. состоялась встреча министров иностранных дел СССР и КНР на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В последующем такие встречи стали носить регулярный характер.
После апрельского Пленума
ЦК КПСС в 1985 г. Советский Союз встал
на путь кардинальных внутренних реформ.
В целом политика СССР в этот период
получила название “нового политического
мышления”. Она была нацелена на преодоление
тех стереотипов в мышлении, которые
имели место раньше. Была разработана
программа всеобъемлющей
Межгосударственное
В декабре 1988 г. на переговорах
министров иностранных дел КНР
и СССР было зафиксировано согласие
советской и китайской позиции
в отношении необходимости
В это же время СССР объявил
о сокращении численности советской
армии. Все советские войска были
выведены из Монгольской Народной республики.
Была проведена реорганизация
Эти мероприятия подготовили
почву для визита М.С. Горбачева
в Пекин (май 1989 г.), в ходе которого
были нормализованы советско-
В феврале 1989 г. в Пекине была
опубликована декларация министров иностранных
дел двух стран об основах и принципах
нового типа советско-китайских отношений.
В ней отмечалось, что имеется взаимопонимание
по вопросу необходимости строить отношения
двух стран с учетом современных реалий,
универсальных принципов международного
общения. Прочную основу советско-китайских
отношений должны были составлять мирное
сосуществование в области политических
отношений, равенство и взаимная выгода
в области экономического сотрудничества56. Кроме того, в декларации шла
речь о поисках путей урегулирования камбоджийской
проблемы. 15-18 мая 1989 года председатель
Верховного совета СССР, генеральный секретарь
ЦК КПСС М.С. Горбачев посетил с визитом
Китай, в ходе которого китайские руководители
– председатель Военного совета ЦК КПК
Дэн Сяопин, председатель КНР Ян Шанкунь
и генеральный секретарь КПК Чжао Цзыян,
индивидуально встречались и беседовали
с ним. Премьер Госсовета КНР Ли Пэн также
провел переговоры с М.С. Горбачевым. По
итогам визита 18 мая 1989 г. в Пекине было
принято советско-китайское Коммюнике,
составившее политическую основу двусторонних
отношений. В нем было отражено осознание
сторонами национально-государственных
интересов, а также использование в межгосударственном
общении принципов мирного сосуществования.
Визит М.С. Горбачев в Китай ознаменовал
полную нормализацию советско-китайских
межгосударственных отношений и одновременно
обозначил официальное возобновление
партийных связей между КПК и КПСС.