Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:01, дипломная работа
Цель исследования: выявить основные тенденции во внешнеполитической деятельности СССР, произошедшие в 60-х - 80 - х годах ХХ века.
В связи с этим ставились следующие задачи:
1. Дать характеристику ситуации на международной арене в рассматриваемый период
2. Проанализировать реализуемую СССР и странами капиталистического мира «политику разрядки»
3. Определить причины, приведшие к новому обострению отношений между СССР и США во второй половине 70-х годов ХХ века
4. Рассмотреть особенности взаимоотношений СССР и стран социалистического блока.
5. Выявить причины и условия помощи, оказываемой Советским Союзом развивающимся странам.
6. Изучить наиболее значимые документы, принятие в этот период, такие как, например, Хельсинской заключительный акт, «Доктрина Брежнева» ми др.
Введение. ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Взаимоотношение СССР и США во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов. …..10
1.1. Политика «разрядки международных отношений» в начале 70-х годов XX века. ……...10
1.2. Новое обострение международных отношений в конце 70-х годов XX века. …...24
Глава 2. Внешняя политика СССР в отношении стран социалистического лагеря во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов. ……………………………………………………………………40
2.1. Политика СССР в отношении стран социалистического лагеря. «Доктрина Брежнева». ………40
2.2. СССР и КНР в 60-80 годы. ……………………………………………….49
Глава 3. СССР и страны «третьего мира» во второй половине 60-ых- второй первой половине 80-ых годов ХХ века. ….61
3.1. Борьба за влияние в странах «третьего мира». …………………………61
3.2. Афганская война. …………………………………………………………71
Заключение. …………………………………………………………………...83
Список используемых источников литературы. …………………………87
С движением неприсоединения было тесно связано освобождение "третьего мира", вызванное постепенной деколонизацией после второй мировой войны. В середине 70-х гг. подспудно крепло понимание того, что наряду с существующим противостоянием между Востоком и Западом в ближайшем будущем заявит о себе новая политическая конфликтная дилемма общемирового масштаба - конфронтация между Севером и Югом. В этом конфликте отчётливо проявилось различие в уровнях жизни развивающихся и промышленно развитых стран. Пропасть между "богатым" Севером и "бедным" Югом была следствием различий в экономической, социальной и культурных областях. С 1977 года проблемой улучшения отношений между странами "третьего мира" и индустриальными государствами занималась комиссия Север-Юг под руководством Вилли Брандта.
В конце 70-х гг. Запад
начал бить противника его
же оружием, поддерживая
Так США
и Китай начали опробовать
на “социалистическом
Следует заметить, что внешняя
политика СССР в отношении «третьего
мира» все больше приходила в
противоречие с подлинными национальными
интересами страны — обеспечением
благосостояния собственного народа.
В ущерб материальному
Отдельные внешнеполитические
просчеты и поражения не могли
остановить поступательного развития
взаимоотношений Советского Союза
с государствами «третьего
3.2. Афганская война.
Грубейшим внешнеполитическим
просчетом СССР было вооруженное
вмешательство во внутренние дела Афганистана,
очень скоро
Как выше описывалось, президент Афганистана Дауд выбрал новое направление свое политики - ориентации на Иран. Шах Ирана, а свою очередь, был готов оказывать Афганистану значительную финансовую помощь, но с одним условием — страна должна быть свободна от коммунистического влияния. В Афганистане это влияние символизировала Народно-демократическая партия (НДПА), возникшая в 1965 г. и тут же расколовшаяся на три фракции — более радикальную “Хальк”(“Народ”), более умеренную “Парчам” (“Знамя”) и работавший в военной среде вместе с “халькистами” Объединенный фронт коммунистов Афганистана (ОФКА). Несмотря на то, что в 1977 г. “Хальк” и “Парчам” формально объединились, их члены и лидеры продолжали недолюбливать друг друга, и реальное взаимодействие фракций было не велико.
Исходя из деклараций лидеров НДПА, не проанализировав должным образом ситуацию, политическое руководство СССР поспешно заявило о поддержке афганской революции, признало объявленную 30 апреля 1978 г. Демократическую Республику Афганистан (ДРА). Сразу после апрельских событий в Москве стали рассматривать Афганистан как еще одну в близкой перспективе социалистическую страну, а интернациональный долг советского народа видели в том, чтобы защитить афганский очаг революции в целях дальнейшего распространения социализма. В декабре 1978 г. в Москве был подписан договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между СССР и ДРА, заключен ряд соглашений. В Афганистан направлялись советники из СССР.
Лидеры НДПА взяли курс на установление фактической монополии своей партии на власть в стране. Это обстоятельство, репрессии против явных и мнимых соперников, а также ошибки в реализации аграрной реформы, жесткая позиция по отношению к духовенству активизировали оппозиционные силы. Мусульманское духовенство быстро и доступно объяснило крестьянству происходящее: власть в Кабуле захватили безбожники, стремящиеся уничтожить ислам и его ценности; долг каждого мусульманина — встать на защиту своей религии, начать джихад (священную войну) против неверных и их приспешников.
Выполняя рекомендации иранского шаха, Дауд удалил из правительства военных, считавшихся “левыми”. Это вызвало недовольство в армии, где было уже немало сторонников НДПА и ОФКА, предлагавших радикальный путь преодоления отсталости страны — переворот и “строительство социализма” с опорой на помощь СССР. 17 апреля был застрелен у своего дома один из лидеров НДПА М.Хайбар. Это убийство возмутило общественность, и на похороны Хайбара его партийным товарищам удалось собрать около 15 тысяч человек, что для Кабула очень много62.
Публицист Д.Волкогонов, не приводя аргументов, утверждает, что “советская военная разведка, традиционно сильная, знала о готовящемся заговоре, информировала свое руководство, Старую площадь, но “активного” участия, кроме как “рекомендациями”, в перевороте не принимала”63. Последующие действия руководства СССР и характер дискуссий в Политбюро не подтверждают версию об участии советской стороны в перевороте даже “рекомендациями”.
О возможности “революции” Москва узнала от лидера умеренной фракции НДПА “Парчам” Б.Кармаля, который был очень недоволен развитием событий. Председатель КГБ Ю.Андропов был с ним в основном согласен. По словам заместителя Министра иностранных дел СССР Г.Корниенко ”для Москвы этот переворот был совершенно неожиданным... Позже лидер НДПА Тараки в беседе со мной откровенно говорил, что, хотя у них имелась возможность уведомить советских представителей в Кабуле о готовившемся перевороте, они сознательно не стали делать этого, так как опасались, что Москва попытается отговорить руководство НДПА от вооруженного выступления, ссылаясь на отсутствие в Афганистане в ту пору революционной ситуации”64.
В результате
переворота, провозглашенного революцией,
к власти пришел Военно-
В сложившейся обстановке революционеры связывали свои расчеты с СССР. Афганским революционерам казалось, что они принесли СССР не новую головную боль, а геополитический подарок. Они уже видели себя на острие наступления “мирового социализма”. На переговорах с советской военной делегацией они предлагали поднять восстание белуджей в Пакистане и прорваться к Индийскому океану.
К чести
советского руководства можно
сказать, что оно “упиралось”
изо всех сил, стремясь
Реакция на
просьбу афганского
В телефонном разговоре Тараки уговаривал Косыгина осуществить военное вмешательство в Афганистане в районе Герата, поставив на свои танки афганские опознавательные знаки и посадив за рычаги солдат из среднеазиатских республик. “Никто их не узнает”. Косыгин “упирался”, предлагая танки, но без экипажей. “В Советском Союзе прошли подготовку сотни офицеров из Афганистана. Куда же они все делись?” — недоумевал Косыгин. “Большая часть их — мусульмане-реакционеры...” — отвечал Тараки, давая понять, что чистка прошлась и по тем кадрам, которые до этого были вполне “достойны” пройти обучение в СССР66.
Более решительно
20 марта Косыгин, Громыко,
Устинов, Пономарев
Отказ от ввода войск не
решал проблему стабильности южной
границы. Кабульский режим продолжал
агонизировать, формирования оппозиции
активно действовали в
По утверждению американского специалиста А.Арнольда, работавшего в 1979 г. в Кабуле, Тараки согласился под давлением советской стороны перейти к более умеренному курсу. Предполагалось создание коалиционного правительства с участием Б.Кармаля. Для того, чтобы страна поверила в реальность нового умеренного курса, все “грехи” прежнего террористического правления предполагалось “списать” на Амина, для чего планировалось его устранение. По мнению А.Арнольда этот план согласовывался во время визита Тараки в СССР в сентябре 1979 г. Эта часть версии А.Арнольда (в отличие от его мнения о том, что устранение Амина должно было расчистить дорогу советскому вторжению в Афганистан) представляется весьма правдоподобной67.
12 декабря 1979 г. советское
руководство все же приняло
решение исполнить его просьбу,
29 декабря 1979 г. газета
«Правда» сообщила, что Советский
Союз направил в Афганистан
ограниченный воинский
На Западе ввод советских
войск в Афганистан вызвал бурные
протесты. С новой силой вспыхнула
«холодная война». 14 января 1980 г. Генеральная
Ассамблея ООН потребовала