Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:01, дипломная работа
Цель исследования: выявить основные тенденции во внешнеполитической деятельности СССР, произошедшие в 60-х - 80 - х годах ХХ века.
В связи с этим ставились следующие задачи:
1. Дать характеристику ситуации на международной арене в рассматриваемый период
2. Проанализировать реализуемую СССР и странами капиталистического мира «политику разрядки»
3. Определить причины, приведшие к новому обострению отношений между СССР и США во второй половине 70-х годов ХХ века
4. Рассмотреть особенности взаимоотношений СССР и стран социалистического блока.
5. Выявить причины и условия помощи, оказываемой Советским Союзом развивающимся странам.
6. Изучить наиболее значимые документы, принятие в этот период, такие как, например, Хельсинской заключительный акт, «Доктрина Брежнева» ми др.
Введение. ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Взаимоотношение СССР и США во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов. …..10
1.1. Политика «разрядки международных отношений» в начале 70-х годов XX века. ……...10
1.2. Новое обострение международных отношений в конце 70-х годов XX века. …...24
Глава 2. Внешняя политика СССР в отношении стран социалистического лагеря во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов. ……………………………………………………………………40
2.1. Политика СССР в отношении стран социалистического лагеря. «Доктрина Брежнева». ………40
2.2. СССР и КНР в 60-80 годы. ……………………………………………….49
Глава 3. СССР и страны «третьего мира» во второй половине 60-ых- второй первой половине 80-ых годов ХХ века. ….61
3.1. Борьба за влияние в странах «третьего мира». …………………………61
3.2. Афганская война. …………………………………………………………71
Заключение. …………………………………………………………………...83
Список используемых источников литературы. …………………………87
Понятие «Доктрина Брежнева»
появилось после выступления
Леонида Брежнева на пятом съезде
Объединённой польской рабочей партии
в 1968 году: «Хорошо известно, что
Советский Союз немало сделал для
реального укрепления суверенитета,
самостоятельности
«Доктрина Брежнева» признала
возможность реставрации
Термин «доктрина» как
система установок не прижился в
советском внешнеполитическом лексиконе,
его нет ни в одном официальном
партийном или государственном
документе. Но существование «доктрины
Брежнева» никогда не опровергалось
политическими руководителями СССР,
поскольку она расширяла
Вместе с общим позитивным процессом развития сотрудничества в некоторых странах возникали кризисные ситуации. Советское руководство четко ставило рамки, за которые внутриполитические проблемы в социалистических странах, несмотря на общий процесс либерализации, не должны были выходить. Если эти процессы перерастали установленные границы, следовали карательные меры.
В то же время, переживаемые
Советским Союзом трудности в
экономическом и социальном развитии
у некоторых его партнеров
вызывали стремление переориентироваться
на Запад. Ярким проявлением новых
тенденций стала политика, проводимая
в 1968 г. руководством Чехословакии. Перемены
касались не только относительной демократизации
режима, но и существенного расширения
связей Чехословакии с Западом при
одновременном ограничении
Постоянные угрозы советскому влиянию возникали в Польше. Дважды, в 1970 г. и 1981 г. эта страна переживала острые политические кризисы. Но если с кризисом начала 70-х годов польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 80-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение, во главе Польской объединенной рабочей партии встал генерал В. Ярузельский38. Это способствовало прекращению забастовок и нарастанию социальной нестабильности, и в то же время предотвратило, как утверждалось, подготовленный ввод советских войск для «наведения порядка».
В качестве альтернативы
местным коммунистам возник и
быстро завоевал поддержку у
населения независимый
Важным политическим и дипломатическим успехом для СССР была нормализация отношений с ФРГ. Когда в 1969 г. канцлером ФРГ стал председатель социал-демократической партии Германии Вилли Брандт, страна изменила свою восточную политику. В 1970-1973 гг. ФРГ заключила договоры с СССР, Польшей, ГДР и Чехословакией, в которых стороны отказались от применения силы в отношениях между собой и от всех территориальных претензий. Согласились на признание границ, сложившихся после второй мировой войны в Европе. Восточную политику В. Брандта поддержал XII конгресс Социалистического Интернационала (Вена, 1972), в который входило 54 партии. В это время во всех государствах Западной Европы социалисты и социал-демократы были правящими партиями.
Наряду с социалистическими
странами, которые входили в ОВД
и СЭВ, существовали социалистические
государства, проводившие независимый
внешнеполитический курс. С одними
СССР поддерживал добрососедские отношения,
с другими находился в
Налаживались дружественные
отношения. Так, например, укрепились связи
с Югославией. На протяжении всех 60-х,
70-х и 80-х годов югославское
и советское правительства
В отношениях Советского Союза
с социалистическими
Таким образом, во взаимоотношениях СССР с социалистическими странами проявлялся интернационализм: «...никто не вмешивается в конкретные меры по совершенствованию социалистического строя в различных странах социализма, — отмечал С.Ковалев в статье "Суверенитет и интернациональные обязанности социалистических стран". — Но дело коренным образом меняется, когда возникает опасность для самого социализма в той или иной стране»39.
2.2. СССР и КНР в 60-80 годы.
Обострение отношений между СССР и КНР началось еще в конце 50-х гг., а в середине 60-х гг., с началом «культурной революции», китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с СССР.
Летом 1960 г. Москва неожиданно отозвала советских экспертов и специалистов, помогавших Китаю в создании его промышленной базы, прервав осуществление многих проектов. Были также сокращены или задержаны поставки сырья, оборудования и запасных частей. Позже Советский Союз потребовал возвращения кредитов, предоставленных Китаю начиная с 1950 г. Началось противостояние двух стран.
Прошедшая с 10 ноября по 3 декабря 1957 г. в Москве международная конференция, в которой приняли участие представители 81 компартии, показала падение авторитета Советского Союза в коммунистическом мире. Партии ряда стран (Албании, Северной Кореи, Индонезии) перешли на сторону Китая.
В феврале-марте 1963 г. китайская пресса выступила с четырьмя статьями, разоблачившими «капитулянство» Хрущева, а также «неравные договоры», навязанные царской Россией Китаю. За статьями последовала нота из 25 пунктов, переданная в советское посольство в Пекине в июне 1963 г. Это был исчерпывающий и провокационный обвинительный документ, направленный против всех основных установок советской политики. СССР ответил на нее предельно жестко. Китайские дипломаты были высланы из страны за антисоветскую пропаганду. После этих инцидентов пленум ЦК КПСС (февраль 1964 г.) одобрил доклад Суслова, обвинившего Пекин в империалистических устремлениях, скрываемых за его политикой помощи народам, борющимся против колониализма. Со своей стороны китайское руководство во все более категорической форме настаивало на своих территориальных притязаниях. В 1968 г. противостояние еще более осложнилось в связи с резким осуждением Китаем вторжения стран Варшавского договора в Чехословакию.
Начавшаяся «культурная
революция» привела к установлению
в стране военно-бюрократической
диктатуры, резкому усилению роли армии
во всех сферах жизни общества, к
всеобщей милитаризации страны. Воинствующий
антисоветизм, принятый тогдашним китайским
руководством в качестве одного из
стержней внутренней и внешней политики
государства, крайне обострил советско-китайские
отношения. Все официальные партийно-
Однако главным объектом противостояния пекинским руководством была выбрана советско-китайская граница. Искусственно созданная пограничная проблема стала раздуваться под измышлениями об «агрессивности Советского Союза», «об угрозе с Севера», «о стремлении СССР захватить земли Китая»40.
Необходимо отметить, что
вплоть до 1960 г. никаких споров между
двумя соседними государствами
по поводу границы не возникало. Советско-китайская
граница образовалась исторически,
она была определена целым рядом
договоров и различных