Внешняя политика Советского Союза в период второй половины 60-х – первой половины 80-х годов ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:01, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить основные тенденции во внешнеполитической деятельности СССР, произошедшие в 60-х - 80 - х годах ХХ века.
В связи с этим ставились следующие задачи:
1. Дать характеристику ситуации на международной арене в рассматриваемый период
2. Проанализировать реализуемую СССР и странами капиталистического мира «политику разрядки»
3. Определить причины, приведшие к новому обострению отношений между СССР и США во второй половине 70-х годов ХХ века
4. Рассмотреть особенности взаимоотношений СССР и стран социалистического блока.
5. Выявить причины и условия помощи, оказываемой Советским Союзом развивающимся странам.
6. Изучить наиболее значимые документы, принятие в этот период, такие как, например, Хельсинской заключительный акт, «Доктрина Брежнева» ми др.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Взаимоотношение СССР и США во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов. …..10
1.1. Политика «разрядки международных отношений» в начале 70-х годов XX века. ……...10
1.2. Новое обострение международных отношений в конце 70-х годов XX века. …...24
Глава 2. Внешняя политика СССР в отношении стран социалистического лагеря во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов. ……………………………………………………………………40
2.1. Политика СССР в отношении стран социалистического лагеря. «Доктрина Брежнева». ………40
2.2. СССР и КНР в 60-80 годы. ……………………………………………….49
Глава 3. СССР и страны «третьего мира» во второй половине 60-ых- второй первой половине 80-ых годов ХХ века. ….61
3.1. Борьба за влияние в странах «третьего мира». …………………………61
3.2. Афганская война. …………………………………………………………71
Заключение. …………………………………………………………………...83
Список используемых источников литературы. …………………………87

Работа состоит из  1 файл

дипломо.docx

— 181.94 Кб (Скачать документ)

Понятие «Доктрина Брежнева»  появилось после выступления  Леонида Брежнева на пятом съезде Объединённой польской рабочей партии в 1968 году: «Хорошо известно, что  Советский Союз немало сделал для  реального укрепления суверенитета, самостоятельности социалистических стран. КПСС всегда выступала за то, чтобы каждая социалистическая страна определяла конкретные формы своего развития по пути социализма с учётом специфики своих национальных условий. Но известно, товарищи, что существуют и общие закономерности социалистического строительства, отступление от которых могло бы повести к отступлению от социализма как такового. И когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть развитие какой-либо социалистической страны в направлении реставрации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом — это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран»37. То есть, Доктрина, признавая наличие слабых звеньев в социалистическом лагере, возможность реставрации капитализма, объявляла целью всех социалистических стран сохранение целостности социалистического лагеря (в том числе с помощью военной силы).

«Доктрина Брежнева» признала возможность реставрации капитализма  в силу объективных трудностей и  ошибок субъективного характера, вероятность  войны с империалистическим окружением, чрезвычайность такой акции как  военная помощь дружественной стране в защите социалистического суверенитета. Л. Брежнев подчеркнул, что суверенитет  социалистического государства  есть общее достояние всех марксистов-ленинцев. Политика «невмешательства», по его  мнению, прямо противоречила интересам  обороны братских государств. Для  того чтобы не уступить, не отдать буржуазии  ни грамма завоеванного, не допустить  отступления от марксизма-ленинизма  требуется прочно придерживаться «общих закономерностей социалистического  строительства».

Термин «доктрина» как  система установок не прижился в  советском внешнеполитическом лексиконе, его нет ни в одном официальном  партийном или государственном  документе. Но существование «доктрины  Брежнева» никогда не опровергалось  политическими руководителями СССР, поскольку она расширяла содержание коренного идеологического постулата  КПСС - «принципа пролетарского интернационализма». В то же время «доктрина Брежнева» выражала политику, нацеленную на закрепление территориально-государственного устройства в Европе послевоенного периода.

Вместе с общим позитивным процессом развития сотрудничества в некоторых странах возникали  кризисные ситуации. Советское руководство  четко ставило рамки, за которые  внутриполитические проблемы в социалистических странах, несмотря на общий процесс  либерализации, не должны были выходить. Если эти процессы перерастали установленные  границы, следовали карательные  меры. 

В то же время, переживаемые  Советским Союзом трудности в  экономическом и социальном развитии у некоторых его партнеров  вызывали стремление переориентироваться  на Запад. Ярким проявлением новых  тенденций стала политика, проводимая в 1968 г. руководством Чехословакии. Перемены касались не только относительной демократизации режима, но и существенного расширения связей Чехословакии с Западом при  одновременном ограничении сотрудничества с СССР. Проводимая в ЧССР политика по аналогии с хрущевской “оттепелью”  получила название “пражской весны”. В Чехословакии росла общественная нестабильность, усиливались социальные конфликты, конфронтация между сторонниками и противниками СССР, обострялись  межнациональные отношения. Ситуацию «пражской весны», в которую попало советское руководство, некоторые  современные аналитики называют «типичной исторической ловушкой». Военная интервенция в центре Европы сулила Советскому Союзу обострение отношений со странами Запада и общее  снижение авторитета на международной  арене. Но бездействие и соблазн  пустить развитие событий на самотек  создавали угрозу выходу из социалистического  содружества сначала Чехословакии, а затем и некоторых других государств. Любое решение могло  оказаться губительным. После долгих колебаний и консультаций был  избран силовой вариант выхода из кризиса. 21 августа 1968 г. в Чехословакию были введены войска пяти государств: СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши. В военном отношении операция была хорошо подготовлена и прошла успешно, но политические последствия стали для советского руководства неожиданными. На улицах Праги, Братиславы и других городов состоялись массовые антисоветские выступления.

Постоянные угрозы советскому влиянию возникали в Польше. Дважды, в 1970 г. и 1981 г. эта страна переживала острые политические кризисы. Но  если с кризисом начала 70-х годов польскому  руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 80-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение, во главе Польской объединенной рабочей партии встал генерал В. Ярузельский38. Это способствовало прекращению забастовок и нарастанию социальной нестабильности, и в то же время предотвратило, как утверждалось, подготовленный ввод советских войск для «наведения порядка».

 В качестве альтернативы  местным коммунистам возник и  быстро завоевал поддержку у  населения независимый профсоюз  “Солидарность”, являвшейся зародышем  политической оппозиции. Периодически  брожения и антисоветские настроения  возникали и в других странах  Восточной Европы, где многие  были недовольны разделением  континента на два враждующих  блока и подчиненности стран  Восточной Европы своему “большому  брату”. В ответ на это в  СССР начинают резко усиливаться  охранительные тенденции. Новые настроения советского руководства были озвучены Л. Брежневым на V съезде Польской объединенной рабочей партии 12 ноября 1968 г. Им была сформулирована важная идеологическая установка, согласно которой СССР имел полное право защищать завоевания социализма во всех союзных ему государствах, в том числе вооруженным путем, поскольку все попытки реформ в них были якобы спровоцированы западными спецслужбами и внутренней контрреволюцией, что было справедливым лишь отчасти и не учитывало самостоятельной роли народов социалистических стран.

Важным политическим и  дипломатическим успехом для  СССР была нормализация отношений с  ФРГ. Когда в 1969 г. канцлером ФРГ  стал председатель социал-демократической  партии Германии Вилли Брандт, страна изменила свою восточную политику. В 1970-1973 гг. ФРГ заключила договоры с СССР, Польшей, ГДР и Чехословакией, в которых стороны отказались от применения силы в отношениях между собой и от всех территориальных претензий. Согласились на признание границ, сложившихся после второй мировой войны в Европе. Восточную политику В. Брандта поддержал XII конгресс Социалистического Интернационала (Вена, 1972), в который входило 54 партии. В это время во всех государствах Западной Европы социалисты и социал-демократы были правящими партиями.

Наряду с социалистическими  странами, которые входили в ОВД  и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый  внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Так, отношения СССР с Китаем, а  также с Албанией были серьезно подорваны. Советско-албанские отношения были прерваны еще в 1961 году. В жесткой  конфронтации СССР находился с Китайской  Народной Республикой, о чем подробно будет рассказано в следующем  разделе.

Налаживались дружественные  отношения. Так, например, укрепились связи  с Югославией. На протяжении всех 60-х, 70-х и 80-х годов югославское  и советское правительства проводили  в отношении друг друга политику сдержанного сотрудничества.   Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Н. Чаушеску пыталось проводить независимый курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской самостоятельностью.

В отношениях Советского Союза  с  социалистическими государствами  во второй половине  80-х годов  заметных изменений видно не было. Продолжались регулярные встречи стран  Варшавского договора на высшем уровне, совещания министров иностранных  дел и министров обороны. Проводились  сессии СЭВ. Вплоть до 1989 года продолжалось заключение политических договоров, а  также многочисленных соглашений об экономическом, научно-техническом  и культурном сотрудничестве. Проводились  маневры вооруженных сил стран  — участниц Варшавского договора. Если посмотреть тексты  совместных заявлений и документов того периода, то в них можно найти немало решительных слов о намерении использовать огромные возможности социализма для углубления и развития взаимных братских отношений и утверждения принципов мирного сосуществования, предупреждений на тот счет, что “империализм никогда не откажется от использования своей военной машины для грабежа народов”, взаимных уверений в верности идеалам социализма и решимости анализировать складывавшуюся международную обстановку “с позиций рабочего класса”. Европейские соцстраны исправно поддерживали многочисленные советские инициативы по вопросам разоружения, которые сыпались из Москвы как из рога изобилия, заявляли о поддержке перестройки в СССР и ее целей.

Таким образом, во взаимоотношениях СССР с социалистическими странами проявлялся интернационализм: «...никто не вмешивается в конкретные меры по совершенствованию социалистического строя в различных странах социализма, — отмечал С.Ковалев в статье "Суверенитет и интернациональные обязанности социалистических стран". — Но дело коренным образом меняется, когда возникает опасность для самого социализма в той или иной стране»39.

 

2.2.  СССР и КНР в 60-80 годы.

Обострение отношений  между СССР и КНР началось еще в конце 50-х гг., а в середине 60-х гг., с началом «культурной революции», китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с СССР.

Летом 1960 г. Москва неожиданно отозвала советских экспертов и  специалистов, помогавших Китаю в  создании его промышленной базы, прервав  осуществление многих проектов. Были также сокращены или задержаны  поставки сырья, оборудования и запасных частей. Позже Советский Союз потребовал возвращения кредитов, предоставленных  Китаю начиная с 1950 г. Началось противостояние двух стран.

Прошедшая с 10 ноября по 3 декабря 1957 г. в Москве международная конференция, в которой приняли участие  представители 81 компартии, показала падение  авторитета Советского Союза в коммунистическом мире. Партии ряда стран (Албании, Северной Кореи, Индонезии) перешли на сторону  Китая.

В феврале-марте 1963 г. китайская  пресса выступила с четырьмя статьями, разоблачившими «капитулянство» Хрущева, а также «неравные договоры», навязанные царской Россией Китаю. За статьями последовала нота из 25 пунктов, переданная в советское посольство в Пекине в июне 1963 г. Это был исчерпывающий и провокационный обвинительный документ, направленный против всех основных установок советской политики. СССР ответил на нее предельно жестко. Китайские дипломаты были высланы из страны за антисоветскую пропаганду. После этих инцидентов пленум ЦК КПСС (февраль 1964 г.) одобрил доклад Суслова, обвинившего Пекин в империалистических устремлениях, скрываемых за его политикой помощи народам, борющимся против колониализма. Со своей стороны китайское руководство во все более категорической форме настаивало на своих территориальных притязаниях. В 1968 г. противостояние еще более осложнилось в связи с резким осуждением Китаем вторжения стран Варшавского договора в Чехословакию.

Начавшаяся «культурная  революция»  привела к установлению в стране военно-бюрократической  диктатуры, резкому усилению роли армии  во всех сферах жизни общества, к  всеобщей милитаризации страны. Воинствующий антисоветизм, принятый тогдашним китайским  руководством в качестве одного из стержней внутренней и внешней политики государства, крайне обострил советско-китайские  отношения. Все официальные партийно-государственные  мероприятия в Китае проходили  под лозунгом: «Советский Союз - наш  смертельный враг». Китайские представители, действуя по указу Пекина, учинили  антисоветские дебоши в Москве, Ханое, Париже, Багдаде, Алжире и многих других городах. Были совершены акты грубого насилия над экипажами задержанных советских кораблей.

Однако главным объектом противостояния пекинским руководством была выбрана советско-китайская  граница. Искусственно созданная пограничная  проблема стала раздуваться под  измышлениями об «агрессивности Советского Союза», «об угрозе с Севера», «о стремлении СССР захватить земли  Китая»40.

Необходимо отметить, что  вплоть до 1960 г. никаких споров между  двумя соседними государствами  по поводу границы не возникало. Советско-китайская  граница образовалась исторически, она была определена целым рядом  договоров и различных соглашений, подписанных полномочными представителями  обеих стран. Но с середины 60-х  гг. провокационная деятельность китайской  стороны на советской границе  значительно активизировалась. С  конца марта 1965 г. участились попытки  захватить отдельные участки советской территории. Китайские военнослужащие и гражданские лица стали демонстративно нарушать границу. Более того, нарушения границы приобретали все более вызывающий характер. Так, 11 апреля 1965 г. около двухсот китайцев под прикрытием военных вспахали участок советской территории. Встретив на своем пути заслон советских пограничников, китайские военнослужащие попытались его прорвать, допуская при этом насильственные и оскорбительные действия41.

Информация о работе Внешняя политика Советского Союза в период второй половины 60-х – первой половины 80-х годов ХХ века