Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:01, дипломная работа
Цель исследования: выявить основные тенденции во внешнеполитической деятельности СССР, произошедшие в 60-х - 80 - х годах ХХ века.
В связи с этим ставились следующие задачи:
1. Дать характеристику ситуации на международной арене в рассматриваемый период
2. Проанализировать реализуемую СССР и странами капиталистического мира «политику разрядки»
3. Определить причины, приведшие к новому обострению отношений между СССР и США во второй половине 70-х годов ХХ века
4. Рассмотреть особенности взаимоотношений СССР и стран социалистического блока.
5. Выявить причины и условия помощи, оказываемой Советским Союзом развивающимся странам.
6. Изучить наиболее значимые документы, принятие в этот период, такие как, например, Хельсинской заключительный акт, «Доктрина Брежнева» ми др.
Введение. ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Взаимоотношение СССР и США во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов. …..10
1.1. Политика «разрядки международных отношений» в начале 70-х годов XX века. ……...10
1.2. Новое обострение международных отношений в конце 70-х годов XX века. …...24
Глава 2. Внешняя политика СССР в отношении стран социалистического лагеря во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов. ……………………………………………………………………40
2.1. Политика СССР в отношении стран социалистического лагеря. «Доктрина Брежнева». ………40
2.2. СССР и КНР в 60-80 годы. ……………………………………………….49
Глава 3. СССР и страны «третьего мира» во второй половине 60-ых- второй первой половине 80-ых годов ХХ века. ….61
3.1. Борьба за влияние в странах «третьего мира». …………………………61
3.2. Афганская война. …………………………………………………………71
Заключение. …………………………………………………………………...83
Список используемых источников литературы. …………………………87
В 1974 г. на встрече Л.И. Брежнева и американского президента Дж. Форда удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ - 2). Однако из-за ухудшения советско-американских отношений его подписание было отложено до 1979 г., а ратификация так и не состоялась. За 1973-1976 гг. СССР и США обменялись визитами руководителей государств, в ходе которых обсуждались военные, политические и экономические вопросы. За этот период общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз при росте товарооборота в целом между Востоком и Западом в 5 раз.
Тем не менее, Советскому Союзу не удалось получить статуса наибольшего благоприятствования. По инициативе сенатора Джексона американский конгресс связал предоставление этого статуса с обязательством СССР снять ограничения на эмиграцию советских евреев. Советское руководство сочло требование неприемлемым. Советско-американский торговый обмен развивался главным образом за счет массовых закупок Советским Союзом зерна.
Пиком разрядки стало состоявшееся
в столице Финляндии Хельсинки
Совещание по безопасности и сотрудничеству
в Европе (СБСЕ). В марте 1969 г. страны
ОВД приняли обращение ко всем
государствам Европы с призывом приступить
к практической подготовке общеевропейского
совещания. Эту идею поддерживали
нейтральные страны Западной Европы.
Особо важную роль сыграла Финляндия,
правительство которой в мае 1969
г. Предложило европейским странам,
США и Канаде свои услуги в организации
созыва совещания. Начались межгосударственные
консультации, открывшие новое явление
в международной жизни –
В совещании приняли участие
главы 33 европейских государств, а
также США и Канады. Этот акт
зафиксировал и узаконил политико-военное
и социально-экономическое
Второй этап переговоров
о созыве Совещания по безопасности
и сотрудничеству проходил в Женеве
и длился два года (с сентября
1973 по июль 1975 г.) Длительность этого
этапа объясняется
Что касается содержания Хельсинского Заключительного акта, то его первая часть трактовала вопросы, относящиеся к безопасности в Европе: «содействовать улучшению отношений между государствами и обеспечению условий, в которых их народы могут жить в условиях подлинного и прочного мира, делать разрядку как непрерывным, так и все более жизнеспособным и всесторонним процессом; воздерживаться от какого-либо применения вооруженных сил, несовместимого с целями и принципами Устава ООН; принимать эффективные меры, которые в силу их охвата и характера являются шагами в направлении достижения в конечном итоге всеобщего и полного разоружения; содействовать всеми средствами создания атмосферы доверия и уважения между народами; прилагать усилия к разрешению любых возникнувших споров; сотрудничать в интересах человечества»9 и др. В нее также вошла и Декларация принципов, которыми государства-участники обязались руководствоваться в своих отношениях.
Во второй части хельсинкского Заключительного акта рассматривались вопросы сотрудничества в области экономики, науки, техники и окружающей среды. Государства-участники обязались способствовать развитию торговли в возможно более широком многостороннем плане, сокращать или постепенно устранять всякого рода препятствия на пути ее развития. Было признано «благотворное воздействие на развитие торговли, которое может быть результатом применения режима наибольшего благоприятствования»10.
Государства-участники выразили
готовность поощрять развитие промышленного
сотрудничества между компетентными
организациями, предприятиями и
фирмами различных стран; содействовать
принятию мер по созданию благоприятных
условий для промышленного
Среди проектов, представляющих общий интерес, были названы следующие области: «обмен электроэнергией в Европе, изыскание новых источников энергии, развитие дорожных сетей и усовершенствование транспортных перевозок»11.
Заключительный акт
Хельсинкские договоренности ориентировали также на расширение международного сотрудничества для защиты окружающей среды в области: загрязнение воздуха, рациональное использование пресных вод, охрана морской среды и земельных угодий, улучшение состояния окружающей среды в населенных районах, фундаментальные исследования и оценка изменений в окружающей среде и др. В качестве форм и методов достижения поставленных целей предусматривались: обмен научно-технической информацией, организация конференций и симпозиумов, обмен научными работниками и специалистами и др.
Третий раздел Заключительного
акта содержал положения о сотрудничестве
в гуманитарных и других областях.
Они предусматривали
Вместе с тем участники совещания взяли конкретные обязательства в отношении контактов между людьми: облегчить воссоединение семей и заключение браков между гражданами различных государств, поощрять разнообразные личные контакты и молодежные обмены. Заключительный акт предусматривал ряд мер по улучшению обмена информацией. Они включали расширение распространения газет и других зарубежных печатных изданий, а также кино-, радио- и телевизионной информации; улучшение условий для работы иностранных журналистов. Государства-участники СБСЕ выразили намерение развивать сотрудничество и обмены в области культуры и образования.
Последний раздел Хельсинского
акта был посвящен характеристике заключительных
шагов после Совещания, которые
включали в себя следующие мероприятия:
продолжение многостороннего
Следует особо подчеркнуть,
что в этом разделе акта
были также определены
Необходимо отметить, что в правилах процедуры, разработанных в Заключительных рекомендациях консультаций в Хельсинки («Голубая книга»), предусматривалось, что решения на Совещании будут приниматься путём консенсуса. Это означало недопустимость принятия решения против воли хотя бы одного из участников. С этих пор консенсус стал главным методом принятия решений на всех этапах работы СБСЕ при рассмотрении всех вопросов. Правила процедуры Совещания в отличие, скажем, от правил процедуры органов ООН, вообще не предусматривали возможность принятия решений большинством голосов, навязывая их несогласному меньшинству. Это имело большое значение, так как побуждало государства устранять расхождения во мнениях путём настойчивых переговоров. В результате всегда находились такие формулировки, против которых не выступало ни одно государство, хотя бы для этого и требовалось много времени.
После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз, почувствовав себя хозяином в Восточной Европе, стал размещать в ГДР и Чехословакии новые ракеты среднего радиуса действия (СС - 20), ограничение которых не предусматривалось имеющимися договорами. Это вызвало ответную реакцию США. В 1979 г. в США создаются «силы быстрого реагирования», и делается ставка на «упреждающий удар». Американский конгресс отказался ратифицировать договор ОСВ - 2 и вначале 1980-х гг. разместил в Западной Европе «крылатые ракеты» и ракеты «Першинг», способные достигнуть территории Советского Союза. Наступил конец «разрядки».
Следует заметить, что историки-материалисты
рассматривают Хельсинское
1.2. Новое обострение международных отношений в конце 70-х годов
XX века
Признаки деградации во внешней политике СССР наблюдались не менее чем во внутренней. Частично они проистекали из-за ошибок в расчетах советских руководителей. Хельсинкское совещание и его Заключительный акт явились несомненным успехом дипломатии СССР, равно как успешным можно было рассматривать и весь процесс разрядки. Но Москва переоценила значение этого успеха. В феврале 1976 года на XXV съезде КПСС Брежнев с неоправданной эйфорией представил картину мирового развития. Капитализм был охарактеризован как «общество, лишенное будущего», а «сообщество» социалистических стран — как «наиболее динамичная сила мира». В социалистических странах нарастал «революционный процесс», в то время как Запад барахтался в «кризисе», который Брежнев сравнил с кризисом 30-х годов. Казалось, было рукой подать до «прочного мира». В отношениях с Соединенными Штатами также отмечался «поворот к лучшему»14.
Западные страны испытывали в этот период ряд экономических трудностей, вызванных неразберихой в связи с повышением цен на нефть. Американцам никак не удавалось оправиться после окончательного поражения во Вьетнаме в 1975 году. Европа в этот же период освобождалась от последних фашистских или профашистских режимов: диктатуры Салазара15 в Португалии, франкистского режима в Испании и режима «черных полковников» в Греции16. В Москве из этого сделали вывод, что, продолжая оказывать давление на Запад, можно добиться и других успехов. Советские руководители отказывались видеть, насколько уязвимы СССР и его система союзнических связей. Но именно из-за усиления внутреннего кризиса, который никто в руководстве партии и государства не отваживался трезво оценить, чтобы противостоять ему, и происходила роковая слабость советской политики в международных делах17.